Интервью с генеральным директором OZON.ru Маэль Гаве

Дата публикации: 28 марта 2014

Интервью с генеральным директором OZON.ru Маэль Гаве

25 марта на Форуме российской розничной торговли прошло интервью с генеральным директором OZON.ru Маэль Гаве, которая поделилась своим экспертным мнением с Сергеем Плуготаренко, Директором Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), о создании конкурентного преимущества на рынке онлайн-ритейла в России и удовлетворении растущего спроса.

Давайте начнем с различия онлайн-ритейла в России и в мире.

Хочу отметить 3 особенности российского рынка:

  1. Необходимость создания собственной службы доставки физических товаров;
  2. Особенность оплаты товаров российскими покупателями заключается в большом перевесе в сторону пост-оплаты наличными при получении товаров;
  3. Российские покупатели ждут “человеческого контакта” и привыкли к “человеческому фактору”, поэтому большой ошибкой может стать исключение “живого общения” (call-центры) при взаимодействии с покупателем.

Какими конкурентными преимуществами нужно обладать для ведения риейл-бизнеса и онлайн-торговли в России?

В первую очередь надо понимать предпочтения россиян при выборе способа оплаты товара. Лишь 15% покупателей оплачивают товар банковскими картами и переводами, еще около 10% оплачивают электронными деньгами, а оставшиеся 75% осуществляют пост-оплату курьеру наличными.

К сожалению, российская электронная коммерция технологически развивается достаточно слабо. Среди компаний ЭК мало кто может похвастаться, что они именно технологическая компания, а не ритейлер с сайтом.

Почему такое развитие не востребовано? Mobile, Big Data в ЭК – есть ли интересные российские проекты, стартапы?

В России хорошие предпосылки для создания высокотехнологических сервисов (Big Data, рекомендательные сервисы), однако создание и развитие новых стартапов в этой области – сильно зависит от общего бизнес-климата в стране и “выходов”, покупок и инвестиций.

Иностранные игроки – конкуренты или потенциальные инвесторы? Почему несмотря на рост на наш рынок, кажется, не особо обращают внимание, при том что крупнейшие компании активно вкладывают и в Азию, и в Латинскую Америку, Ближний Восток, Индию.

Региональное развитие электронной коммерции: проблемы, решения, перспективы, отличие от столиц. Что делать с тем, когда доставка из Москвы или из США происходит в один срок.

Популярно мнение, что рынок должен перейти к конкуренции по качеству услуг, а не ценовая конкуренция. Как начать этот процесс?

Борьба за низкие цены еще не закончена, есть возможность их и далее понижать; Для Озона качество сервисов является главным фокусом на протяжении всех лет работы.

Из офлайна в онлайн. Стали ли ритейлеры серьезными конкурентами?
Есть мнение, что в такой ситуации офлайновые сети, выходя в интернет, могут получить преимущество как раз за счет географической распределенности и налаженной логистики.

Прошу прощения за прямоту, но зачастую офлайн-ритейлы, приходящие в интернет, вообще не представляют как правильно организовать работу (в качестве хорошего исключения М.Видео).

Но вообще, конечно, офлайновые игроки, приходящие в интернет-ритейл, имеют ряд неоспоримых преимуществ: 1) преимущества в закупках, 2) сильный офлайновый бренд, автоматически вызывающий большое доверие у онлайн-покупателей.

А что касается Ozon.ru?

Холдинг сегодня – это 3 направления b2c (Ozon.ru, OZON.travel и Sapato.ru), 1 направление b2b (О-Курьер) и инкубатор OZON Solutions.
В Озоне сегодня работает около 2235 сотрудников, при этом ⅓ из них заняты по направлению логистики. У Озона более 2000 пунктов выдачи товаров по всей России.

В завершение Маэль отметила, что ей очень нравится работа в России, где есть возможности для быстрого роста бизнеса практически в любом направлении, где много драйва и интересных задач.

Цифры по рынку в целом:

Общий объем доходов в Рунете в 2013 году по экспертной оценке составил уже порядка 831 миллиарда рублей (1,3% ВВП) с прогнозом роста +26% (годом ранее рост составил +39%).

А обороты всей Экосистемы интернет-зависимых сегментов бизнеса в России составил 4,3 триллиона рублей (около 7% от ВВП России).

В компаниях, относящимся к интернет-рынкам, включая самозанятое население, работает порядка 1,1 млн человек.

Рынок электронной коммерции (продажа физических и цифровых товаров, билетов, услуг, в т.ч. туристических через интернет) составила по итогам 2012 года 290 млрд. руб. (рост составил 28%, прогноз роста в 2013 году + 22%):

  • Рынок цифрового контента (видео, музыка, книги): 5.1 млрд. руб. (+32% / +28% )
  • Онлайн-трэвел: 153 млрд. руб (+40% / +29%)
  • Электронные платежи: 270 млрд. руб (+61% / +28%)