«Социальный навигатор» представил рейтинг лучших университетов мира

Дата публикации: 15 Сентября 2015

«Социальный навигатор» представил рейтинг лучших университетов мира

Проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» представил русскоязычную версию двенадцатого международного рейтинга лучших университетов - QS World University Rankings, ежегодно составляемого компанией QSQuacquarelli Symonds.

Согласно данным рейтинга двадцать один университет из России вошел в финальный список. Наивысшее место среди российских университетов занял МГУ им. М.В. Ломоносова, поднявшийся на шесть пунктов и опередивший Лондонский университет королевы Марии, Университет Вашингтона в Сент-Луисе и Чжэцзянский университет в Китае. Впервые с 2010 года МГУ подошел к топ сотне так близко: 93 место в 2010, 114 в 2014 и 108 в 2015. В первую пятерку QS World University Rankings вошли такие узнаваемые во всем мире американские и британские университеты, как Массачусетский технологический институт (1 место), Гарвардский университет (2 место), Кембриджский университет (3 место), Стэнфордский университет (4 место), Калифорнийский технологический институт (5 место).

В 2015 году в рейтинге присутствуют университеты из 82 стран, в топ 200 представлены вузы из 34 стран – Австрии, Австралии, США, Великобритании, России, Бразилии, Франции, Канады, Новой Зеландии, Германии, Кореи, Японии и других. Российские университеты продолжают составлять значительную часть расширенного рейтинга – СПбГУ (256 место), Новосибирский государственный университет (317 место), МГТУ им. Н.Э. Баумана (338 место), МГИМО (397 место), НИУ ВШЭ (группа 501-550), НИЯУ МИФИ (группа 501-550), Казанский (Приволжский) федеральный университет (группа 551-600), РУДН (группа 601-650), УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (группа 601-650), Южный федеральный университет (группа 601-650), Саратовский государственный университет (группа 601-650). ДВФУ (группа 651-700). МИСиС, РЭУ им. Г.В. Плеханова и другие вузы вошли в группу 701+.

Социальный навигатор» и QS уже третий год подряд представляют русскоязычную версию рейтинга. За это время команда «Социального навигатора» сформировала подходы к оценке качества высшего образования в русскоязычном пространстве. Благодаря продуктивной работе команды «Социальный навигатор» и QS задаются новые культурные стандарты представления и использования результатов международных рейтингов для вузов России и стран СНГ. Сейчас мы уже наблюдаем прямую взаимосвязь между выбором российских абитуриентов и постепенным подъемом российских вузов в этом рейтинге. В результате этого сотрудничества абитуриенты могут получать достоверную информацию о качестве образования в российских и международных вузах.

Руководитель проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня»

Каждый год QS собирает сотни предложений по улучшению методологии, сбору данных, анализу и т.д. После серьезного анализа и горячих дискуссий с академическим сообществом и нашим Советом, в этом году мы внесли изменения в методологию. Это первые серьезные изменения с 2007 года, и, разумеется, результат оказался весьма заметным: многие вузы изменили свои позиции больше, чем когда-либо. Главные изменения заключаются в нормализации индекса цитирования – до этого года при анализе данных Скопуса для QS World University Rankings мы рассматривали все результаты в целом, однако принимая во внимание неравномерное распределение продуктивности ученых в каждой из областей знаний было принято решение отобразить это в подходе. По данным Скопуса, 49% цитат приходится на науки о жизни и медицину и лишь 6% - на социальные науки и 1% - на гуманитарные науки и искусство. Однако если посмотреть на количество студентов, обучающихся по этим направлениям, ситуация прямо противоположная. В Великобритании, например, 55% студентов изучают науки, дающие в сумме эти 7% цитат. В итоге нами была разработана скользящая шкала, позволяющая оценить и нормализовать индекс цитирования в зависимости не только от общего количества цитат, но и от языка публикации, продуктивности страны в той или иной области знаний в целом и т.д. (подробно см. IU.qs.com или zoya@qs.com). Данная нормализация ударила в первую очередь по вузам, чьи научные успехи связаны с науками о жизни и медицине. В России ярче всего это проявилось на примере РУДН, оказавшемся в этом году в группе 601-650 вместо прошлогодней 471-480.

По многочисленным рекомендациям мы также перестали засчитывать статьи, где количество авторов превышает 10 человек. Именно этот фактор повлиял на смещение МИФИ из группы 481-490 в группу 501-550. Однако учитывая позитивную динамику этого университета, я уверена, что это временное явление и уже в ближайшее время мы увидим выправление и улучшение результатов.

Прочие изменения включают в себя исключения ряда типов публикаций из анализа (пресс-релизы, обзоры конференций и т.д.) и расширение кумулятивной оценки экспертных опросов с трех до пяти лет.

Я хочу подчеркнуть, что все университеты, сотрудничающие с QS и предоставляющие свои данные для анализа, демонстрируют стабильный рост и улучшение своих результатов. Большинство, если не все, смещения этого года – это результат изменения методологии. Как я уже упоминала, мы крайне редко идем на подобные шаги, но мы верим, что новые правила оценки позволят нам давать всем университетам более взвешенную и реалистичную оценку, не полагаюсь лишь на одну какую-то сильную сторону.

Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии

Ректор МГУ имени М.В. Ломонсова академик Виктор Садовничий расценивает место ВУЗа в рейтинге как свидетельство улучшения качества российского образования:

В последние три года виден рост в улучшении качества российского образования, когда Президентом РФ были поставлены несколько важных задач в сфере развития национальной системы образования, повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов. По итогам прошедшей вступительной кампании средний балл ЕГЭ поступивших в вузы страны вырос почти на 2 единицы, при этом растущий вклад в среднее значение балла ЕГЭ дает уже не экзамен по обществознанию, а экзамены по математике и естественным наукам; в этом году число сдававших ЕГЭ по физике выросло почти в полтора раза по сравнению с прошлым годом.

Ректор МГУ имени М.В. Ломонсова академик