Официальная позиция РАЭК по постановлению Правительства РФ №728 от 26 июня 2018 г. по “пакету Яровой”

Дата публикации: 2 июля 2018

Официальная позиция РАЭК по постановлению Правительства РФ №728 от 26 июня 2018 г.  по “пакету Яровой”

Официальная позиция РАЭК по постановлению Правительства РФ №728 от 26 июня 2018 г. (Правила хранения Организатором распространения информации текстовых сообщений пользователей сети Интернет, голосовой информации, изображений, звуков, видео, иных электронных сообщений пользователей).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона 374-ФЗ от 06.07.2016 (“Закон Яровой”),  ОРИ (лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет") обязаны хранить на территории РФ электронные сообщения пользователей и информацию о них, и предоставлять ее уполномоченным органам РФ. Постановление Правительства устанавливает порядок, сроки и объем хранения этой информации.

Позиция РАЭК в отношении данного подзаконного акта

Согласно конституционным принципам, возможные ограничения законом прав юридических лиц, свободы предпринимательской деятельности и регламентация вопросов их ответственности должны базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц; такие меры допустимы, если они основываются на законе, служат общественным интересам и не являются чрезмерными.   

Постановление Правительства содержит максимально возможный согласно Закону № 374-ФЗ срок хранения электронных сообщений (в течение 6 месяцев) и не ограничивает максимальный объем хранения информации, более того, пункт 1 постановления содержит термин "и иных электронных сообщений".  Фактически предполагается обязать хранить всю информацию, включая содержание сообщений, даже если она не нужна для реализации целей Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ.

Требования  о длительном хранении огромного массива информации потребуют от организаторов распространения информации в сети «Интернет», которыми по факту могут быть признаны любые Интернет-ресурсы, огромных затрат (на строительство или аренду дата-центров, иной инфраструктуры и т.п.). Такие расходы могут явиться непосильными как для небольших интернет-проектов, так и для крупных ресурсов, через которые проходит огромное количество информации. Не стоит забывать и то, что данные требования,  по-сути, распространяются только на отечественные интернет-сервисы, поскольку возможность применения норм, либо санкций за их неисполнение, к зарубежным вызывает сомнения.

Наконец, не разъясняется каким образом ОРИ должны разрешать коллизии, связанные с хранением сообщений, содержащих персональные данные, сведения, составляющие тайну, объекты авторского права и тп.  Не определены и требования к защите подобных массивов информации, ответственность за ее утечки, правила доступа к информации.

Выводы

За прошедшие два года с принятия “Пакета Яровой” Ассоциация неоднократно указывала на риски для бизнеса и граждан, которые возникнут в связи с реализацией данного закона. Принятое в спешке (за 3 дня до вступления закона в силу, без общественного обсуждения или корректной процедуры оценки регулирующего воздействия) постановление никак не сглаживает проблемы будущего правоприменения закона, и не облегчает положение бизнеса, в особенности интернет-стартапов.  

Реализация принятых правил хранения ставит российские компании в неравное положение, приводит к к созданию угроз для безопасности и частной жизни граждан, бизнеса и национальной безопасности России.