Официальная позиция РАЭК по инициативе регулирования такси (запрет на работу зарубежных сервисов такси в РФ)

Дата публикации: 27 Мая 2019

Официальная позиция РАЭК по инициативе регулирования такси (запрет на работу зарубежных сервисов такси в РФ)

В мае 2019 года глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев заявил о новых идеях регулирования рынка такси. 

Депутат предлагает запретить зарубежным сервисам по заказу такси предоставлять свои услуги на территории России. К сожалению, профильный комитет Государственной думы в последние месяцы не привлекал к работе над поправками экспертов. Вместе с тем, работа над концепцией регулирования проводилась на нескольких площадках, в том числе Экспертного совета при Правительстве, Совета Федерации, АНО “Цифровая экономика”, РАЭК. В работе над регулированием служб заказа легкового такси целесообразно учесть результаты работы этих площадок и в дальнейшем привлекать к работе отраслевых экспертов.

Ассоциация Электронных Коммуникаций (РАЭК) подготовила официальную позицию по новым предложениям депутата Москвичева.

Мы прописываем, чтобы во всех городах была служба заказа такси, но не только вот такие магнат, как Яндекс, а любой перевозчик сможет создать свою службу заказа такси и выполнять все заказы в любом субъекте.

Но мы написали совершенно новые требования к службе заказа такси: это должно быть только юридическое лицо, и они не могут быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом.

Что касается контроля, мы всю эту политику отдаём на формирование субъектам РФ. Каждый субъект будет отвечать за свою службу такси, нужно в начале порядок внутри каждого маленького города, посёлка и областного центра навести.

Евгений Москвичев

ЕвгенийМосквичев

Глава комитета Госдумы по транспорту и строительству

Источник: https://ria.ru/20190527/1554938963.html

Официальная позиция РАЭК

РАЭК поддерживает необходимость модернизации существующего регулирования и введения онлайн-сервисов заказа такси в правовое поле.

Однако мы хотим обратить внимание на то, что принятие предлагаемых изменений приведет к существенному ухудшению условий для развития рынка:

  • Запрет на работу иностранных компаний на российском рынке не обеспечат развитие отечественных компаний и не будет способствовать развитию конкуренции в стране.
  • Предлагаемые меры не соответствуют реальному состоянию рынка, развитию технологий и конкуренции.
  • Введение новых регуляторных требований должны сопровождаться масштабным пересмотром и отменой устаревших норм. Так, например, использование бумажных журналах при ведении предрейсовых осмотров водителей приводит к тому, что медосмотры проходят только на бумаге).
  • Законопроект не учитывает успешный международный опыт регулирования, который предполагает развитие разных моделей оплаты труда водителей, разделяя их на водителей профессиональных парков и самозанятых. Аналогичная модель сейчас активно обсуждается в западных странах, в Нью-Йорке также рассматривается вопрос о минимальной заработной плате.

Данное ограничение существенно снизит конкуренцию на рынке и, как следствие, замедлит его развитие, усложнит выход на него и компании, и частным лицам.

Введение ограничений и чрезмерная зарегулированность данной отрасли приведет к стагнации рынка, на котором Россия является одним из лидеров. Такси – это та сфера транспорта, где наиболее заметно развитие технологий, в которой в России появились сильные игроки, конкурирующие в мировыми компаниями. Сегодня в России на рынке такси сложилась своя экосистема таксопарков и служб заказа такси, значительную долю которой занимают российские компании (Яндекс.Такси, Ситимобил, Везёт, Такси Максим).

Предыстория и суть вопроса с новыми инициативами по регулированию

Сегодня рынок такси регулируется Федеральным Законом №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятым в 2011 году. В Федеральный закон были внесены незначительные изменения и дополнения в 2012 и 2014 году, однако основные положения закона остались неизменными с 2011 года.

В 2015 году началась работа над так называемым законом о такси. Тогда документ приняли в первом чтении в Госдуме. Однако летом прошлого года отозвали, а 5 июня 2018 года в Госдуму РФ был внесен Законопроект №481004-7 “О государственном регулировании отношений в области организации и осуществления деятельности по перевозке легковым такси и деятельности служб заказа легкового такси”, разработанный депутатами Вячеславом Лысаковым, Евгением Москвичевым и другими парламентариями.

В сферу регулирования проекта Федерального Закона подпадают отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси в связи с организацией транспортного обслуживания населения легковым такси на территориях субъектов Российской Федерации, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси и службами заказа легкового такси.

Законопроект устанавливает требование обязательного получения разрешения на использование конкретной машины в качестве такси. Разрешение выдается компаниям и ИП на срок не менее чем 5 лет, должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира или полицейского. Отменяется обязательная цветовая гамма кузова автомобиля. Водители должны иметь для работы стаж не менее трех лет, а таксопарки — проводить предрейсовый контроль автомобилей.

Одним из основных целей законопроекта стало определение правового статуса служб заказа легкового такси (агрегаторов такси).

Под службой заказа легкового такси в контексте Законопроекта понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, самостоятельно или совместно с другими лицами осуществляющие обработку информации о заказах легкового такси. При этом деятельность по обработке информации о заказе легкового такси определяется как действия, совершаемые с использованием любых средств связи, в частности, сети Интернет.

Служба заказа легкового такси должна осуществлять свою деятельность на основании договоров об обработке информации о заказе такси, заключать которые она вправе только с имеющими разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси перевозчиками (фрахтовщиками). До начала работы служба заказа обязана известить власти о деятельности в конкретном регионе. Иностранные организации обязаны работать через обособленное подразделение, зарегистрированное в соответствии с законами России. Планируется создание региональных реестров служб заказа легкового такси. Службы заказа должны "обеспечивать обработку информации о заказе легкового такси с использованием баз данных, находящихся на территории РФ". При принятии заказа агрегатор должен будет зарегистрировать его в журнале, который может вестись на бумажном носителе или в электронном виде. Информацию о заказах оператор должен хранить не менее полугода.

Законопроект был принят в первом чтении в декабре 2018 года.


Материалы по теме