Официальная позиция ЭКС при РАЭК по законопроекту об ограничении распространения телеканалов в интернете

Дата публикации: 15 августа 2019

  Официальная позиция    ЭКС при РАЭК   по законопроекту об ограничении  распространения телеканалов в интернете

Суть вопроса 

В Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 23 июля 2019 внесен на рассмотрение проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части особенностей распространения общероссийских обязательных общедоступных телеканалов,  а также телеканалов, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием мультиплекса на всей территории РФ, в информационно- телекоммуникационной сети, в том числе сети “Интернет”» (законопроект №759960-7). 

Законопроект направлен на создание монополиста в области вещания телеканалов в интернете, что приведет к значительному изменению рынка легального контента в интернете (публикация в РБК от 15 августа 2019 года "Интернет-компании раскритиковали идею о едином поставщике телеконтента").



Отраслевая оценка законодательной инициативы 

Создание правовой неопределенности вокруг вещания в интернете

Законопроект использует неочевидные формулировки, не встречающиеся в законодательстве о связи или об информации. 

Так, под понятие «распространение телеканала в информационно- телекоммуникационной сети» фактически подпадают все существующие в настоящее время компании,  осуществляющие услуги по трансляции телеканалов: 

  • операторы связи;

  • их платформы, которые с помощью платформ, приставок и мобильных приложений доводят ТВ-программы до конечного потребителя;

  • собственные сайты телеканалов и их представительства на других платформах, в том числе youtube-каналы; 

  • онлайн-кинотеатры;

  • другие аудиовизуальные сервисы.  

Более того, в настоящий момент абсолютное большинство операторов связи используют гибридные технологии доставки контента: он доставляется и по кабельным, IPTV-сетям и через интернет, в особенности когда речь идет про новые услуги, такие как возможность поставить трансляцию “на паузу” или смотреть сразу с нескольких домашних устройств. 

Законопроект ставит работу таких сервисов под угрозу. 

Нарушение единого информационного пространства России, усиление цифрового неравенства

Реализация законопроекта приведет к тому, телеканалы в интернете будут транслироваться в существенно урезанном виде, так как получить все смежные права на контент телеканалов является весьма трудоемкой и затратной операцией, что может быть просто не выгодно для монопольного оператора.

Это приведет к так называемым «блэкаутам», то есть вырезанию из трансляции таких программ, как, например, спортивные мероприятия. Более того, непонятно, каким образом будет обеспечено распространение версий для других часовых поясов и региональных вставок  общедоступных телеканалов.

Наконец, для полноценного вещания через интернет в малых городах и сельской местности может оказаться недостаточно пропускной способности сетей. 

Таким образом, это приведет к нарушению единого информационного пространства и ущемлению прав пользователей в регионах. 

Законопроект также не учитывает, что многие сервисы интернет-тв направлены на  русскоязычных пользователей из других стран и не смогут работать с монопольным операторов вследствие отсутствия у него прав на вещание в других юрисдикциях. 

Наконец, в случае неадекватной договорной политики монопольного вещателя или недостаточного качества услуг многие операторы связи могут исключить каналы мультиплекса из своих коммерческих продуктов интернет-вещания. 

По оценке экспертов РАЭК, в законопроекте содержится достаточно сильная коррупционная-монопольная составляющая 

Согласно законопроекту по отношению к деятельности уполномоченной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции. Если учесть, что уполномоченной организацией может стать коммерческая компания, такое ограничение ответственности является беспрецедентным. 

По сути данное положение, учитывая монопольное положение компании, может привести к навязыванию невыгодных экономических и договорных условий для участников рынка. 

Более того, интернет-сервисы и операторы связи будут вынуждены использовать программное обеспечение и инфраструктуру монопольного поставщика, что приведет к дополнительным издержкам и снижению ценности собственных технологических решений по доставке контента. 

Наконец, уполномоченная компания станет монополистом и по сбору данных пользователей интернет-сервисов и телеканалов, хотят они того или нет. 

При этом законопроект не содержит никаких требований к организации по обеспечению надлежащего качества трансляции, бесперебойного функционирования программного обеспечения. Потребуются также значительные технические доработки существующих платформ и последующая их поддержка.



 Позиция ЭКС при РАЭК в отношении данной   законодательной инициативы 

Рынок легального контента в Рунете активно развивается последние года в рамках действующего законодательства, при этом существует множество различных сервисов, предоставляющих для пользователей контент телеканалов. 

Принятие законопроекта поставит эти сервисы в худшие условия, снизит качество и доступность телепрограмм для населения.

Таким образом, Экспертно-Консультативный Совет при РАЭК выступает против данного законопроекта.



Предложения и рекомендуемые дальнейшие шаги 


Вместе с тем, в ряде стран существует положительный опыт создания возможности для различных игроков рынка заключать договор на получения сигнала общедоступных телеканалов в единой точке, что при этом не отменяет возможность сервисов самостоятельно договариваться с вещателями и правообладателями или предоставлять дополнительные услуги в рамках вещания таких телеканалов. 

При этом подобная деятельность, разумеется, должна соответствовать законодательству Российской Федерации в области защиты конкуренции, связи, информации и информационных технологий. 

Экспертно-Консультативный Совет при РАЭК (ЭКС) со своей стороны готов выступить экспертной и коммуникационной площадкой для обсуждения инициативы и выработки отраслевых предложений по внесению поправок в законопроект.    


Публикация в РБК:
15 августа 2019 года
"Интернет-компании раскритиковали идею о едином поставщике телеконтента"