Позиция РАЭК о развитии института самозанятых

Дата публикации: 17 февраля 2022

Позиция РАЭК о развитии института самозанятых

При поддержке кластеров «РАЭК / Экономика совместного потребления» и «РАЭК / Gig economy» в Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол на тему: «Институт самозанятых: возможные пути развития».

К участию в мероприятии были приглашены представители ведущих платформ, члены РАЭК, в том числе «Авито», «Деливери Клаб», «Сбер», «Яндекс.Такси», «Озон», «Рокет Ворк», «Солар Стафф», стартапы, эксперты из Государственной думы и Центра стратегических разработок.

Участники обсудили значение самозанятых для развития предпринимательства и цифровой экономики в России, а также вопросы социальной защищенности самозанятых.

По итогам обсуждения выработана следующая отраслевая позиция:

  1. Рост числа самозанятых (по данным ФНС, по состоянию на конец 2020 г. в России было зарегистрировано 1,46 млн самозанятых, на начало 2022 г. – уже около 4 млн самозанятых) является важным достижением в реализации национального приоритета “Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство”. Данный национальный приоритет ставит задачу увеличения численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая самозанятых, до 25 млн человек к 2030 г. Отмечается важная роль цифровых платформ в создании дополнительных возможностей для ведения бизнеса и повышения доходов граждан.


  2. При рассмотрении вариантов развития института самозанятости в России в центре внимания должны находиться интересы людей, использующих данный экспериментальный налоговый режим (согласно законодательству, сроки проведения эксперимента: 2019–2028 гг.), в том числе люди, работающие с цифровыми платформами.

    • Популярность самозанятости связана прежде всего с простотой данного налогового режима: минимальным уровнем налогообложения и административной нагрузки. Для многих граждан это становится первым этапом развития собственного дела.
    • Еще один важный фактор – гибкость: самозанятый может самостоятельно определять нагрузку и определять график своей работы. Участники дискуссии отмечают, что исполнители больше всего ценят гибкость, которую предоставляет сотрудничество с разными платформами.


  3. Развитие самозанятости создает серьезные преимущества для национальной экономики.

    • Расширение самозанятости способствует выводу рынка труда из серой зоны. По данным ФНС, 45% зарегистрировавшихся самозанятых не имели официальных доходов за год до регистрации.
    • Данный формат также снижает темпы роста пособий по безработице, так как дает возможность дохода “здесь и сейчас” тем, кто потерял работу в кризис.
    • При этом по данным ФНС и Счетной Палаты, риски злоупотребления НПД в целях снижения налоговой нагрузки компаний (то есть сокращение сотрудников по трудовому договору и перевод в самозанятость) не реализовались на практике. Статистика таких нарушений остается на низком уровне, что подтверждает готовность бизнеса развиваться в цивилизованных форматах.
    • Уже сегодня платформенная занятость определяет благополучие миллионов граждан и десятков миллионов потребителей. В этой связи важно учитывать как интересы самозанятых, так и потребителей услуг, а также соблюсти баланс интересов бизнеса и цифровых платформ.


  4. На фоне широкого распространения самозанятости актуальным становится вопрос обеспечения социальной защиты данной категории граждан. В этой связи необходимой государственной мерой для развития института самозанятости должен стать запуск информационной кампании о важности страховых отчислений и пенсионных накоплений, повышение финансовой грамотности и осведомленности об имеющихся инструментах.

    • По данным ЦСР, сегодня 99% самозанятых не используют возможность добровольных пенсионных отчислений, предусмотренных данным экспериментальным налоговым режимом. Люди не заботятся о внесении социальных платежей, не откладывают пенсионные накопления, полагая, что это – обязанность государства.
    • При этом желание социальных гарантий (по данным ЦСР, около 20% самозанятых, сотрудничающих с платформами, отмечают нехватку социальных гарантий) сочетается неготовностью 99% самозанятых делать взносы на эти цели из получаемых доходов.
    • Ведущие платформы предлагают специальные страховые продукты для самозанятых (ДМС, страхование ответственности и др.), целый ряд продуктов являются востребованными и показывают эффективность выше, чем аналогичные государственные инструменты соцзащиты.


  5. На сегодняшнем этапе развития самозанятости принятие законодательных изменений, выходящих за пределы отраслевого саморегулирования, может привести к снижению привлекательности экспериментального налогового режима для самозанятых в целом и платформенной занятости в частности, снижению темпов роста малого и среднего предпринимательства. Самозанятость и платформенная занятость в России находятся в начальной стадии развития. Цифровой бизнес и самозанятых волнуют прежде всего вопросы стабильности и предсказуемости законодательства.

    • Согласно исследованию ЦСР, в мировой практике пока нет примеров однозначно успешного регулирования платформенной занятости. Любое решение в области платформенной занятости должно приниматься на основе data-driven подхода. В России требуются прогрессивные решения, которые должны обеспечить баланс интересов.
    • По мнению участников отрасли, опции социального пакета должны стать конкурентным преимуществом, которое платформы могут предлагать самозанятым. Люди выбирают работу с платформами, предлагающими наиболее комфортные условия. Для многих самозанятых приоритетом является максимальный заработок здесь и сейчас, при этом для некоторых важен гарантированный больничный и другие меры социальной защиты
    • Условия работы платформ значительно отличаются в зависимости от размеров площадки и сферы деятельности, что влияет на актуальность и возможность предоставления самозанятым тех или иных социальных гарантий. Таким образом, внедрение единых обязательных стандартов социальных гарантий является труднореализуемым сценарием; важен дифференцированный подход.
    • Также неоднородны и сами самозанятые. Многие пользователи используют данный режим для сдачи квартир в аренду, взносы в социальные фонды для них не актуальны. Около 43% самозанятых являются совместителями: у них есть основной вид деятельности, с которого отчисляются социальные платежи, а также есть доходы самозанятого.
    • Последние озвученные инициативы Минтруда о планах ограничить возможность привлечения самозанятых на платформы с иностранным участием являются вредными как для самого налогового режима НПД, так и для деятельности ИТ платформ. Это излишние ограничения, препятствующие развитию предпринимательства, конкуренции и цифровой экономики.

В целях дальнейшей проработки вопросов развития института самозанятости в России и принятия взвешенных решений РАЭК считает необходимым:

  1. Направить настоящую Позицию в Рабочую группу по совершенствованию трудового законодательства и законодательства о занятости населения Российской Федерации Комитета Государственный думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, в Комитет по социальной политике Совета Федерации и Министерство труда и социальной защиты России.

  2. С учетом разработки Минтрудом поправок в ФЗ о занятости предложить создать на площадке министерства рабочую группу по обсуждения поправок, затрагивающих деятельность цифровых платформ.

  3. Создать на базе Общественной палаты РФ межведомственную рабочую группу по вопросам развития самозанятости и социальной защиты данной категории граждан с привлечением заинтересованных сторон и релевантных органов власти.