Официальная позиция РАЭК о возможном запрете использования латинского алфавита в рекламе
Дата публикации: 26 декабря 2022
Сейчас на рассмотрении в Госдуме РФ находится законопроект № 247436-8 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О рекламе». Законопроектом вносятся изменения в ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 12 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Статья дополняется пунктом 8, который вводит запрет на использование в рекламе «алфавитов не на графической основе кириллицы, за исключением указания фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию».
Законопроект был внесен Сенаторами Российской Федерации С.П. Цековым, О.Ф. Ковитиди 01.12.2022 г. Профильным комитетом по данному законопроекту определен Комитет Государственной Думы по экономической политике.
Официальная позиция РАЭК
РАЭК считает, что указанные изменения являются избыточными и могут оказать негативное влияние на осуществление деятельности хозяйствующих субъектов в сфере рекламы, а также исказить восприятие рекламы потребителями.
В частности, запрет на использование алфавита «не на графической основе кириллицы» создает препятствия для указания в рекламных материалах части существенной информации, которая необходима в силу прямого требования Закона «О рекламе».
Обязанность рекламодателя по указанию в рекламе адреса сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» содержится в ряде статей Закона «О рекламе»:
-
«3.19. Социальная реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "Социальная реклама", а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе социальной рекламы.»
-
«16. Реклама, распространяемая в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением рекламы, размещенной в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах, распространяемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должна содержать пометку "реклама", а также указание на рекламодателя такой рекламы и (или) сайт, страницу сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию о рекламодателе такой рекламы.»
-
«5.2. Реклама услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы должна содержать:
1) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется раскрытие информации оператором инвестиционной платформы»
-
Статья 28 часть 7 Закона «О рекламе»: «Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать адрес сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение.»
-
Статья 28 часть 11 Закона «О рекламе»: «Реклама, связанная с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений, должна содержать:
3) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования (в том числе в сети "Интернет"), на котором осуществляется раскрытие информации жилищным накопительным кооперативом.»
-
Статья 29.1. «Реклама цифровых финансовых активов» Закона «О рекламе»: «1. Реклама выпускаемых цифровых финансовых активов должна содержать:
1) наименование лица, выпускающего цифровые финансовые активы;
2) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором осуществляется размещение лицом, выпускающим цифровые финансовые активы, решения о выпуске цифровых финансовых активов;»
Важно отметить, что значительная часть доменных имен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и электронные адреса, используемые в рекламно-информационных материалах, содержат латинские символы.
Введение запрета на размещение такой информации в рекламе повлечет автоматическое признание указанной рекламы недостоверной и привлечение рекламодателя к ответственности.
Действующее законодательство не содержит запрет на использование иностранных слов, в связи с чем запрет на использование алфавита не на графической основе кириллицы является избыточным.
Согласно части 11 статьи 5 Закона «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» предусматривает, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке. Так, общеупотребимыми иностранными словами, которые прямо не имеют аналогов в русском языке или прямой перевод которых затруднен, являются, к примеру, Wi-FI, FullHD, HD, Trade-in и т.д. Таким образом, законодатель не устанавливает полный запрет в отношении использования в рекламе иностранных слов.
Также следует обратить внимание, что термин «кириллица» не определен ни в одном законодательном акте. Применение изменений в контексте Закона «О рекламе». может привести к отсутствию единообразной практики при толковании и правоприменения указанных норм, поскольку термин «кириллица» является многозначным.
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) поддерживает мнение представителей рекламной индустрии об избыточности данного изменения в Закон «О рекламе» и его потенциальном негативном влиянии на рекламную отрасль. РАЭК считает необходимым снятие данного законопроекта с рассмотрения.
РАЭК направила обращение с вышеизложенной позицией в ФАС России.