Официальная позиция РАЭК о возможном введении обязательного инфраструктурного платежа в пользу «Почты России»
Дата публикации: 22 сентября 2023
Весной 2023 года «Почта России» предложила Минцифры механизм поддержки убыточной сети почтовых отделений через взимание инфраструктурного платежа с участников рынка электронной торговли. Согласно законопроекту, подготовленному Минцифры, платеж вводится для организаций, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом, ежегодная выручка которых составляет более 1 млрд руб., в размере 0,5% от их оборота. Уклонение от уплаты предполагает санкции в виде блокировки работы интернет-ресурса организации и наложения штрафа. РАЭК считает законопроект нецелесообразным и даже опасным для отрасли по следующим причинам.
Официальная позиция РАЭК
Убытки компаний и отсутствие гарантий роста
Введение обязательного инфраструктурного платежа означает, что компании электронной коммерции будут вынуждены на регулярной основе направлять средства на поддержку АО «Почта России». Совокупный размер ежегодных отчислений оценивается в 30 млрд руб. при зафиксированном убытке АО «Почта России» по итогам 2022 года в размере 27,22 млрд руб. Инициатива не учитывает фактическую способность компаний к уплате, влияние платежа на деятельность компаний, наличие у них расходов по финансированию развития собственного бизнеса, обязанностей по выплате заработной платы, налогов и сборов.
При этом подобная «финансовая помощь» не гарантирует рост экономической эффективности АО «Почта России». Как показывают данные отчетности, в период 2014 – 2021 гг. компания демонстрировала положительные результаты экономической деятельности. Так, прибыль АО «Почта России» в 2019 году составила 3,01 млрд руб, в 2020 году — 69 млн руб., 2021 году — 1,5 млрд руб. Компания объясняет полученный в 2022 году убыток сложными внешними условиями. Вместе с тем, макроэкономическая ситуация и санкционное давление оказывают влияние на всех игроков рынка. Очевидно, что убыток «Почты России» в большей степени обусловлен серией неэффективных решений, принятых компанией. Так, в развитии коммерческого направления АО «Почта России» сделала ставку на трансграничную торговлю, в частности — на сотрудничество с AliExpress. В условиях резкого сокращения логистических потоков из-за рубежа компания не смогла быстро перестроить бизнес-процессы и найти новые векторы развития на внутреннем рынке.
Другие задачи и отсутствие обязательств у АО «Почта России»
Вместе с тем, законопроект не накладывает никаких обязательств на АО «Почта России» в отношении оптимизации бизнес-процессов, проведения внешних аудитов, реструктуризации и иных мер, направленных на повышение эффективности и сокращению убытков. Таким образом, АО «Почта России» рассчитывает на решение внутренних проблем исключительно за счет дополнительного налога на других игроков рынка.
Законопроект также предполагает регулярный характер платежа, вне зависимости от того, выйдет ли АО «Почта России» в последующие годы на прибыль или продолжит оставаться убыточной компанией. То есть предполагается, что другие игроки рынка будут финансировать деятельность АО «Почта России» в любом случае.
Обращает на себя внимание тот факт, что, основные задачи АО «Почта России», зафиксированные в Законе «О почтовой связи» (реализация прав граждан на перемещение почтовых отправлений, осуществление почтовых переводов денежных средств и др.) не относятся к рынку электронной коммерции. В свою очередь, игроки рынка электронной коммерции при доставке заказов в подавляющем большинстве случаев полагаются на собственную логистику либо на частные логистические компании. Отделения «Почты России» участвуют в цепочке доставки товаров частными операторами на уровне менее 1%. В случае если услуги АО «Почта России» все-таки используются, они используются на коммерческой основе по установленным АО «Почта России» тарифам. Для компаний, ориентированных на быструю курьерскую доставку продуктов питания и товаров первой необходимости, а также готовых блюд из ресторанов, услуги «Почты России» в принципе не имеют смысла, вместе с тем, на них также распространяется требование уплаты инфраструктурного платежа.
Рост цен для потребителей
Принятие законопроекта означает, что компании электронной коммерции будут ежегодно за счет собственных средств поддерживать коммерческую компанию. В условиях выпадения значимой части дохода у игроков рынка электронной коммерции будет только две альтернативы: обеспечивать инфраструктурный платеж в ущерб развитию собственных проектов и сервисов либо поднимать уровень цен на свои услуги. Основными пострадавшими в любом случае окажутся потребители, прежде всего — малый и средний бизнес, который использует инфраструктуру крупных игроков для продвижения и продаж своей продукции. Дополнительный рост цен для конечного потребителя может составить от 2 до 5 и более процентов в разных категориях.
Большой вклад e-commerce в экономику Рунета
Электронная коммерция является основным драйвером роста интернет-экономики в России и вносит значимый вклад в ее экономику. По оценкам РАЭК, в 2022 году сегмент электронной коммерции вырос на 32% год к году и достиг объема 11,4 трлн руб. Объем рынка онлайн-ритейла оценивается в 3,9 трлн руб. с ростом 32% год к году.
В условиях санкционного давления и ухода с российского рынка крупнейших зарубежных компаний российские игроки рынка электронной коммерции продолжают демонстрировать высокий уровень сервиса, обеспечивать качественную и своевременную доставку товаров, развивать инфраструктурные проекты по всей России, предоставлять возможности для выхода на потребителя компаниям МСБ, формировать рабочие места.
Значение маркетплейсов для МСБ
После ухода с российского рынка зарубежных платформ, которые использовались компаниями МСБ для продвижения и продажи своей продукции, универсальные маркетплейсы предоставили небольшим компаниям возможности для выхода на массовую аудиторию, осуществления удобных продаж и быстрой доставки до потребителя. О востребованности маркетплейсов свидетельствует резкое увеличение количества сторонних продавцов, которое отмечается в 2022 – 2023 гг. Так, по итогам 2022 года количество сторонних продавцов на маркетплейсе «Озон» выросло в 2,5 раза, до 230 тыс. По состоянию на конец 2 квартала 2023 года количество сторонних продавцов на «Яндекс.Маркет» составляло 61,8 тыс., увеличившись на 100% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Данные показывают, что маркетплейсы являются для продавцов самым быстрорастущим каналом продаж: по итогам 2022 года 64% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, тогда как через собственный интернет-магазин продажи росли только у 46%.
Роль маркетплейсов в развитии логистики и создании рабочих мест
Игроки рынка онлайн-ритейла активно развивают логистические сети и обеспечивают быструю и качественную доставку товаров по всей России, включая небольшие и удаленные населенные пункты. Совокупное количество точек самовывоза, открытых игроками рынка электронной коммерции по всей России, превышает 260 тыс., в то время как количество отделений «Почты России» составляет 38 тыс. По оценкам «Озон», на конец 2 квартала 2023 года курьерской доставкой компании или ПВЗ были обеспечены более 70% россиян. Таким образом, компании электронной коммерции вносят значимый вклад в обеспечение территориальной связанности российских регионов. При этом пункты выдачи маркетплейсов предоставляют значительно больше возможностей потребителям, включая примерку одежды и обуви, быстрый возврат, оплату после получения и др.
За счет развития региональной логистики игроки рынка электронной коммерции выполняют значимую социальную функцию обеспечения рабочих мест в российских регионах, в том числе — в депрессивных. Компании предлагают вакансии курьеров, складских работников, сотрудников пунктов выдачи, ИТ-сотрудников.
Развитие инфраструктуры и внедрение дополнительных сервисов для поставщиков и потребителей требует значительных финансовых вложений. В связи с этим, несмотря на значительные объемы товарооборота, прибыль многих крупнейших игроков рынка находится в отрицательной зоне. Так, убыток маркетплейса «Озон» в 2022 году составил 58,2 млрд руб. при товарообороте 832,2 млрд руб. и выручке 277 млрд руб. При этом за 2022 год компания на треть увеличила логистические площади, довела количество точек самовывоза до 24,5 тыс.
Опасный прецедент для рыночной экономики
Признавая высокую социальную значимость АО «Почта России» как оператора почтовой связи, осуществляющего, в том числе, выдачу пенсий, пособий и других социальных выплат, тем не менее, отмечаем, что, будучи коммерческой компанией, АО «Почта России» обязана самостоятельно обеспечивать собственную финансовую эффективность. В крайнем случае решение задач, связанных с социальной нагрузкой, может быть обеспечено за счет мер государственной поддержки. Введение подобного платежа создает опасный прецедент, который может повлечь за собой распространение подобной практики на других коммерческих юридических лиц, имеющих социальную значимость. Это противоречит самой сути рыночных отношений и ставит под угрозу развитие экономики России.
Возможность иного содействия маркетплейсов АО «Почта России»
Со своей стороны компании рынка электронной коммерции готовы поделиться с АО «Почта России» своей экспертизой в выстраивании эффективной логистики и снижении издержек. Также они готовы к пересмотру тарифной сетки на услуги АО «Почта России» для коммерческих компаний в сторону увеличения тарифов на доставку.
РАЭК направила обращение с вышеизложенной позицией министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максуту Шадаеву.