Официальная позиция РАЭК о законопроекте о гостевых домах
Дата публикации: 8 ноября 2023
25 июля в Государственную Думу был внесён законопроект № 409713-8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах». Согласно ему, следует вести специальное регулирование деятельности по предоставлению гостиничных услуг средствами размещения формата «гостевой дом» на территории трех регионов: Республика Крым, ГФЗ Севастополь и Краснодарский край. Для этого специальное регулирование вводится в формате эксперимента, который предлагается провести в период с 01.03.2024 по 31.12.2026, полномочия по координации эксперимента предлагается передать Минэкономразвития России.
Основные положения специального регулирования в рамках эксперимента
Запрещается рекламирование гостиничных услуг с использованием гостевого дома, (включая объявления на сайтах агрегаторов информации), если у гостевого дома отсутствует ID, соответствующий номеру объекта в Едином перечне.
Указывается, что за нарушение п. 1 будет предусмотрена административная ответственность в том числе и для владельцев сайтов агрегаторов информации (без указания ее параметров).
Законопроект предусматривает, что для оказания гостиничных услуг могут использоваться только гостевые дома, соответствующие следующим параметрам:
- Общая площадь до 1000 м2.
- Количество номеров не превышает 15 шт.
- Гостевой дом поставлен на государственный кадастровый учет.
- Гостевой дом соответствует категории «без звезд».
- Гостевой дом размещается на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.
Официальная позиция РАЭК
Отрасль сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации (онлайн-площадки) в сфере поиска туристического жилья концептуально разделяет государственную задачу по легализации деятельности «гостевых домов» и иных форматов размещения туристов в туристических регионах. Однако в представленной авторами редакции Законопроект не может быть поддержан, т.к. приведет к обратному результату — уходу предложений в «серую зону» и перетоку клиентов как гостей, так и гостевых домов с сервисов онлайн бронирования в специализированные Telegram-каналы. В частности, ключевой мерой реализации эксперимента является запрет для гостевых домов размещать о себе информацию на онлайн-сервисах без наличия ID, подтверждающего включение гостевого дома в реестр отелей.
Основные аргументы:
1. Законопроект изменяет и ухудшает правила ведения бизнеса для IT-отрасли в РФ, в частности, отрасли электронной коммерции и сайтов объявлений.
Законопроект приравнивает к рекламе объявления на сайтах агрегаторов информации. При этом объявление на сайте агрегатора информации об оказании гостиничных услуг в гостевом доме является информацией об услуге и о ее исполнителе, которая обязательна для доведения до потребителя в силу указанных положений законодательства. В связи с этим такая информация не является рекламой.
Отнесение указанной информации в законопроекте к рекламе необоснованно и противоречит законодательству о рекламе и создает правовую неопределенность в части отнесения объявлений и карточек товаров к рекламе, что в свою очередь ведёт за собой необходимость маркировки всех карточек товаров и всех объявлений на электронных платформах, как рекламы.
В конечном итоге указанный запрет противоречит идее эксперимента – создать дополнительные возможности, а не создать дополнительные инструменты ответственности.
2. Чрезмерная регуляторная нагрузка приведет к росту финансовой нагрузки на гостевые дома и станет мотивацией для их перехода в «серую зону»
С учетом того, что авторами Законопроекта предлагается в обязательном порядке включать гостевые дома в единый реестр отелей и проходить обязательную классификацию, производный объем необходимых к соблюдению требований вырастет в разы и будет равен объему издержек полноценных отелей. Эксперимент за счет попытки уравнения требований отелей и гостевых домов создает прямую финансовую мотивацию для ухода гостевых домов в «серую зону».
3. Диверсифицированный рынок каналов онлайн бронирования создает предпосылки для ухода в «серую зону»
После ухода с российского рынка сервисов Booking и Airbnb, занимавших долю более 85% от общего количества бронирований всех средств размещения, рынок каналов бронирования претерпел крайне серьезные изменения: на сегодняшний день сохраняется тенденция, согласно которой совокупная доля российских аналогов Booking не занимает долю рынка ушедших сервисов. Изменение структуры каналов поиска клиентов побудило средства размещения создавать автономные каналы размещения информации и поиска гостей.
Онлайн-сервисы видят значительный риск перетока предложений гостевых домов в «серую зону» по причине того, что эксперимент создает у их собственников прямую финансовую мотивацию для этого и существует простая в реализации альтернатива поиска клиентов онлайн, неподконтрольная надзорным органам.
Данный факт приведет к нарушению добросовестной конкуренции в сфере сервисов онлайн-бронирования туристического жилья и не позволит выполнить критически важную для туристической отрасли задачу — создание цивилизованной отрасли онлайн-бронирования жилья, не уступающую по качеству и охвату ушедшим с рынка зарубежным сервисам.
4. Законопроект нарушает конкуренцию среди малых средств размещения
Важно отметить, что одним из критериев обязательного включения гостевого дома в Эксперимент является постановка объекта недвижимости на кадастровый учет, а также его расположение на земельном участке с видом разрешенного использования «земли для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС). Гостевые дома, попавшие в состав участников Эксперимента, ведущие свою деятельность легально и вынужденные нести возросшие финансовые издержки, будут вынуждены конкурировать со значительным массивом предложения на рынке, который в настоящее время либо не поставлен на кадастровый учет, либо располагается на землях, не предназначенных для ИЖС.
Данные объекты получат конкурентное преимущество и за счет сниженных цен на свои услуги, т.к. они оказываются не обременены объемом издержек и требований, которые понесут участники эксперимента.
5. Законопроект вводит дополнительную административную нагрузку на собственников гостевых домов, но не содержит возможных законодательных преференций и мер экономической поддержки для его участников
В настоящее время у гостиничного бизнеса есть право взимать плату за фактический простой номера при гарантированном бронировании. Также для объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 года, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 %. В этой связи представляется целесообразным разработка предложений по государственному содействию развития гостевых домов, участвующих в эксперименте, аналогичных принятым мерам поддержки для гостиничного бизнеса.
Выводы и предложения
Реализация параметров эксперимента приведет к разбалансировке конкуренции на рынке средств размещения Крыма, в связи со сложностью осуществления контроля за соблюдением правил эксперимента, а также в условиях нестабильной обстановки в туристической отрасли на территории Республики Крым (снижение бронирований и загрузки на 60%).
РАЭК предлагает отказаться от жестких регуляторных ограничений в рамках эксперимента и предусмотреть упрощенный формат его реализации, основанный на рыночных механизмах поддержки гостевых домов, включенных в участники эксперимента, в частности:
-
Исключить из Законопроекта требования к гостевым домам об их обязательном включении в реестр отелей как необоснованное и чрезмерное для данного типа размещения. Предусмотреть отдельный реестр «гостевых домов» в составе Единого реестра с упрощенным набором требований (без автоматического применения режима оказания гостиничных услуг).
-
Ввести уведомительный принцип включения гостевых домов в реестр для гостевых домов по минимальному набору требований.
-
Исключить положения о запрете размещения объявлений без присвоения регистрационного номера из Единого перечня.
-
Проработать с онлайн-сервисами добровольный формат продвижения участников эксперимента на онлайн-площадках, а также соответствующую программу поддержки малого и среднего предпринимательства при размещении объявлений о сдаче зарегистрированных гостевых домов на онлайн-площадках от центров Мой Бизнес, Корпорации МСП и Минэкономразвития России.
-
Проработать совместно с отраслевыми ассоциациями, представляющими интересы гостевых домов, сценарии проведения эксперимента по упрощению порядка налогообложения гостевых домов в целях обеспечения их легализации, включая определение критериев и бюджетных эффектов.