Официальная позиция РАЭК о законопроекте о гостевых домах

Дата публикации: 8 ноября 2023

Официальная позиция РАЭК о законопроекте о гостевых домах

25 июля в Государственную Думу был внесён законопроект № 409713-8 «О проведении эксперимента по предоставлению гостиничных услуг в гостевых домах». Согласно ему, следует вести специальное регулирование деятельности по предоставлению гостиничных услуг средствами размещения формата «гостевой дом» на территории трех регионов: Республика Крым, ГФЗ Севастополь и Краснодарский край. Для этого специальное регулирование вводится в формате эксперимента, который предлагается провести в период с 01.03.2024 по 31.12.2026, полномочия по координации эксперимента предлагается передать Минэкономразвития России.

Основные положения специального регулирования в рамках эксперимента

Запрещается рекламирование гостиничных услуг с использованием гостевого дома, (включая объявления на сайтах агрегаторов информации), если у гостевого дома отсутствует ID, соответствующий номеру объекта в Едином перечне.

Указывается, что за нарушение п. 1 будет предусмотрена административная ответственность в том числе и для владельцев сайтов агрегаторов информации (без указания ее параметров).

Законопроект предусматривает, что для оказания гостиничных услуг могут использоваться только гостевые дома, соответствующие следующим параметрам:

  1. Общая площадь до 1000 м2.
  2. Количество номеров не превышает 15 шт.

  3. Гостевой дом поставлен на государственный кадастровый учет.

  4. Гостевой дом соответствует категории «без звезд».

  5. Гостевой дом размещается на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства.

Официальная позиция РАЭК

Отрасль сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации (онлайн-площадки) в сфере поиска туристического жилья концептуально разделяет государственную задачу по легализации деятельности «гостевых домов» и иных форматов размещения туристов в туристических регионах. Однако в представленной авторами редакции Законопроект не может быть поддержан, т.к. приведет к обратному результату — уходу предложений в «серую зону» и перетоку клиентов как гостей, так и гостевых домов с сервисов онлайн бронирования в специализированные Telegram-каналы.  В частности, ключевой мерой реализации эксперимента является запрет для гостевых домов размещать о себе информацию на онлайн-сервисах без наличия ID, подтверждающего включение гостевого дома в реестр отелей. 

Основные аргументы:

1. Законопроект изменяет и ухудшает правила ведения бизнеса для IT-отрасли в РФ, в частности, отрасли электронной коммерции и сайтов объявлений.

Законопроект приравнивает к рекламе объявления на сайтах агрегаторов информации. При этом объявление на сайте агрегатора информации об оказании гостиничных услуг в гостевом доме является информацией об услуге и о ее исполнителе, которая обязательна для доведения до потребителя в силу указанных положений законодательства. В связи с этим такая информация не является рекламой.

Отнесение указанной информации в законопроекте к рекламе необоснованно и противоречит законодательству о рекламе и создает правовую неопределенность в части отнесения объявлений и карточек товаров к рекламе, что в свою очередь ведёт за собой необходимость маркировки всех карточек товаров и всех объявлений на электронных платформах, как рекламы.

В конечном итоге указанный запрет противоречит идее эксперимента – создать дополнительные возможности, а не создать дополнительные инструменты ответственности. 

2. Чрезмерная регуляторная нагрузка приведет к росту финансовой нагрузки на гостевые дома и станет мотивацией для их перехода в «серую зону»

С учетом того, что авторами Законопроекта предлагается в обязательном порядке включать гостевые дома в единый реестр отелей и проходить обязательную классификацию, производный объем необходимых к соблюдению требований вырастет в разы и будет равен объему издержек полноценных отелей. Эксперимент за счет попытки уравнения требований отелей и гостевых домов создает прямую финансовую мотивацию для ухода гостевых домов в «серую зону». 

3. Диверсифицированный рынок каналов онлайн бронирования создает предпосылки для ухода в «серую зону»

После ухода с российского рынка сервисов Booking и Airbnb, занимавших долю более 85% от общего количества бронирований всех средств размещения, рынок каналов бронирования претерпел крайне серьезные изменения: на сегодняшний день сохраняется тенденция, согласно которой совокупная доля российских аналогов Booking не занимает долю рынка ушедших сервисов. Изменение структуры каналов поиска клиентов побудило средства размещения создавать автономные каналы размещения информации и поиска гостей.

Онлайн-сервисы видят значительный риск перетока предложений гостевых домов в «серую зону» по причине того, что эксперимент создает у их собственников прямую финансовую мотивацию для этого и существует простая в реализации альтернатива поиска клиентов онлайн, неподконтрольная надзорным органам.

Данный факт приведет к нарушению добросовестной конкуренции в сфере сервисов онлайн-бронирования туристического жилья и не позволит выполнить критически важную для туристической отрасли задачу — создание цивилизованной отрасли онлайн-бронирования жилья, не уступающую по качеству и охвату ушедшим с рынка зарубежным сервисам. 

4. Законопроект нарушает конкуренцию среди малых средств размещения

Важно отметить, что одним из критериев обязательного включения гостевого дома в Эксперимент является постановка объекта недвижимости на кадастровый учет, а также его расположение на земельном участке с видом разрешенного использования «земли для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС). Гостевые дома, попавшие в состав участников Эксперимента, ведущие свою деятельность легально и вынужденные нести возросшие финансовые издержки, будут вынуждены конкурировать со значительным массивом предложения на рынке, который в настоящее время либо не поставлен на кадастровый учет, либо располагается на землях, не предназначенных для ИЖС. 

Данные объекты получат конкурентное преимущество и за счет сниженных цен на свои услуги, т.к. они оказываются не обременены объемом издержек и требований, которые понесут участники эксперимента. 

5. Законопроект вводит дополнительную административную нагрузку на собственников гостевых домов, но не содержит возможных законодательных преференций и мер экономической поддержки для его участников

В настоящее время у гостиничного бизнеса есть право взимать плату за фактический простой номера при гарантированном бронировании. Также для объектов туристской индустрии, введенных в эксплуатацию после 1 января 2022 года, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ налогообложение на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 %. В этой связи представляется целесообразным разработка предложений по государственному содействию развития гостевых домов, участвующих в эксперименте, аналогичных принятым мерам поддержки для гостиничного бизнеса. 

Выводы и предложения

Реализация параметров эксперимента приведет к разбалансировке конкуренции на рынке средств размещения Крыма, в связи со сложностью осуществления контроля за соблюдением правил эксперимента, а также в условиях нестабильной обстановки в туристической отрасли на территории Республики Крым (снижение бронирований и загрузки на 60%). 

РАЭК предлагает отказаться от жестких регуляторных ограничений в рамках эксперимента и предусмотреть упрощенный формат его реализации, основанный на рыночных механизмах поддержки гостевых домов, включенных в участники эксперимента, в частности:    

  1. Исключить из Законопроекта требования к гостевым домам об их обязательном включении в реестр отелей как необоснованное и чрезмерное для данного типа размещения. Предусмотреть отдельный реестр «гостевых домов» в составе Единого реестра с упрощенным набором требований (без автоматического применения режима оказания гостиничных услуг).

  2. Ввести уведомительный принцип включения гостевых домов в реестр для гостевых домов по минимальному набору требований.

  3. Исключить положения о запрете размещения объявлений без присвоения регистрационного номера из Единого перечня.

  4. Проработать с онлайн-сервисами добровольный формат продвижения участников эксперимента на онлайн-площадках, а также соответствующую программу поддержки малого и среднего предпринимательства при размещении объявлений о сдаче зарегистрированных гостевых домов на онлайн-площадках от центров Мой Бизнес, Корпорации МСП и Минэкономразвития России.

  5. Проработать совместно с отраслевыми ассоциациями, представляющими интересы гостевых домов, сценарии проведения эксперимента по упрощению порядка налогообложения гостевых домов в целях обеспечения их легализации, включая определение критериев и бюджетных эффектов.