Итоги Круглого стола Комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК
Дата публикации: 25 июня 2012
21 июня 2012 года по инициативе Комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК состоялся круглый стол «Законопроект № 89417-6: Фильтрация Рунета», посвященный перспективам принятия законопроекта, вносящего изменения в Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Кодекс РФ об административных правонарушениях, федеральные законы № 126-ФЗ «О связи» и № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Круглый стол собрал как представителей со стороны разработчиков проекта — в частности, Лиги безопасного интернета, так и представителей компаний и организаций, которым необходимо будет выполнять его положения, - Ростелеком, МТС, Hosting Community, RU-Center, РАЭК, Фонд содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета, SUP-Media, Филанко, Фонд «Разумный Интернет» и другие.
Открывая заседания, Председатель Комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов РАЭК Матвей Алексеев отметил, что любые законодательные инициативы, касающиеся регулирования сети Интернет, необходимо анализировать с технической точки зрения, и экспертное сообщество к такому сотрудничеству готово.
Сергей Плуготаренко (Директор РАЭК) рассказал об истории взаимодействия РАЭК и органов государственной власти по вопросу регулирования интернета: «Неожиданно и без консультацией с интернет-отраслью в конце 2010 года был принят №436-ФЗ (т.н. "закон Мизулиной" о маркировке интернет-ресурсов), после чего нам потребовалось более года на то, чтобы проинформировать законодателей о невозможности реализации отдельных положений законопроекта. В итоге новый законопроект № 89417-6 содержит ряд позитивных изменений – в частности, отменяет технологически не реализуемую маркировку для интернет-ресурсов. Однако та часть законопроекта № 89417-6, в которой вводится фильтрация Рунета, не прошла экспертную оценку интернет-отрасли и вызывает большое количество вопросов в связи с применимостью положений законопроекта и ряд негативных оценок по итогам применения отдельных положений законопроекта по блокировке интернет-ресурсов».
По мнению Председателя Правления Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Дмитрия Буркова, затраты на техническое дооснащение провайдеров связи в случае принятия законопроекта №89417-6 составят минимум $10 млрд. Стоимость была рассчитана экспертом только для «проводных» операторов исходя из имеющихся данных по тому, сколько провайдеров связи работает в стране и какое им может понадобиться оборудование. При этом эффективность черных списков будет составлять максимум 60%, то есть минимум 40% отфильтрованных сайтов будут по-прежнему доступны.
Присутствовавший на заседании Комиссии директор по проектам МТС Дмитрий Костров рассказал, что их затраты на оборудование для работы с черными списками может составить порядка $50 млн. только для одного оператора и только для центрального региона России, что, в свою очередь, безусловно скажется на стоимости предоставляемых услуг для потребителей.
«Конечно, нужно что-то предпринимать, чтобы оградить детей от противоправной информации, но не такими методами, — говорит управляющий партнер группы компаний Hosing Community Александр Панов. — Лучшим решением было бы сделать так: в школах и дома за это отвечают, соответственно, Министерство образования и родители. А в общественных местах, там, где есть бесплатные точки доступа, можно давать пароль только при предъявлении паспорта, наподобие того, как это организовано со спиртным».
«Сама идея законопроекта благородна, но если он будет принят в том виде, в каком он есть сейчас, этот шаг принесет многомиллионные убытки отрасли и вернет Рунет на 10 лет назад по количеству и качеству проникновения», — считает Матвей Алексеев, исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета.
Илья Переседов (Фонд «Разумный интернет»), также подтвердил, что такого рода законодательная инициатива без общественного обсуждения и доработки с технической точки зрения может не только привести к огромным убыткам для отрасли, но и серьёзно сказаться на международной репутации Российской Федерации.
Ирина Левова (РАЭК) представила постатейные комментарии и конкретные предложения по изменениям законопроекта, подготовленные Комиссией РАЭК по правовым вопросам. По её словам, этот вариант является вынужденным в условиях срочности, связанной с внесением текста в Государственную Думу: «Описывая интернет в законодательстве, важно понимать, что эти определения будут работать не в одном законе, - на них будут ссылаться и использовать в других законах в дальнейшем. Поэтому важно не допустить ошибки, давая определения впервые. Компромиссом могла бы стать отсрочка по статьям законопроекта, вносящим изменения в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и № 126-ФЗ «О связи» и создание межведомственной рабочей группы при Министерстве связи и массовых коммуникаций, в которую вошли бы представители телеком-компаний, интернет-отрасли, заинтересованных органов государственных власти и общественных организаций. Только таким образом можно добиться хорошего и сбалансированного результата».
«В странах, которые принято считать развитыми, регулирование интернета происходит несколько иначе – отрасли ставят задачу, которую важно решить с точки зрения государства и общества и дают определённое время (год, два) на достижения результата. Только в случае невозможности реализации поставленной задачи с использованием механизмов саморегулирования осуществляется нормативно-правовое регулирование отрасли», - рассказала Елена Войниканис (Заместитель начальника отдела взаимодействия с государственными органами ОАО «Ростелеком»)
Денис Давыдов (Исполнительный директор Лиги безопасного интернета») сообщил, что задача законопроекта – оградить детей от негативного контента, прежде всего от детской порнографии, отметил, что предложения по доработке законопроекта принимаются, и пообещал учесть полученные замечания.
В итоге круглого стола участники согласились со следующим:
- Внесение изменений в 436-ФЗ следует активно приветствовать: в части отмены маркировки для интернет-сайтов, уточнения форм знака информационной продукции и процедур экспертизы;
- Проактивная деятельность хостинг-провайдеров и премодерация контента недопустимы;
- Механизм «черного списка» как средство борьбы с противоправным контентом следует признать неэффективным;
- Факт введения в заблуждение относительно механизмов и объектов блокирования в зарубежных аналогах реестра следует оценить как недостойный;
- Следует поощрять и развивать инициативы саморегулирования интернет-компаний в области противодействия распространению детской порнографии, подобных Манифесту «Российский интернет в XXI веке: безопасность детей» и Хартии операторов связи по борьбе с детской порнографией в интернете;
- Следует поощрять инициативы, направленные на создание и объединение детского контента – в частности развивать доменные зоны .ДЕТИ и .MOSCOW/.МОСКВА;
- Наиболее эффективным следует признать комплексный подход, при котором однозначно недопустимый контент будет блокироваться на уровне провайдеров, а прочий неприемлемый и вредный контент будет блокироваться настройками безопасности на компьютерах самих пользователей или администрацией пунктов коллективного доступа к интернету, в том числе на основе предоставляемых операторами связи услуг типа «Родительский контроль».
- Следует рассмотреть инициативу Фонда содействия развития технологий и инфраструктуры интернет по созданию информационно-аналитического ресурса в сети интернет, целью которого будет оптимизация взаимоотношения отрасли и законотворцев, государства. Он-лайн проект обсуждений разного рода инициатив, как от отрасли, так и от государства, поможет получать своевременно информацию, а эксперты смогут в реальные сроки оценивать ее.
Также участники высказали ряд необходимых рекомендаций по изменению законопроекта №89417-6,:
- Список материалов, подлежащих блокировке в досудебном порядке, должен быть ограничен десткой порнографией;
- Необходимо уточнение территориального действия Федерального закона;
- Необходимо ограничение списка подлежащих внесению в реестр записей универсальными указателями страниц в сети Интернет (URL);
- Необходимо четкое и полное описание процедуры уведомлений интернет-провайдеров и операторов связи о внесении URL в реестр;
- Необходимо дать четкое определение понятия «места, доступные для детей» в виде закрытого списка или вернуться к понятию «пункты коллективного доступа» и также дать его четкое определение в виде закрытого списка.
Подробный фотоотчет: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.4265737407418.2182640.1405520432&type=3