Сравнительная таблица позиции РАЭК и предложений Минсвязи по проекту Постановления к 139-ФЗ

Дата публикации: 8 Октября 2012

Сравнительная таблица позиции РАЭК и предложений Минсвязи по проекту Постановления к 139-ФЗ

Комиссии РАЭК по правовым вопросам и по Интернет-СМИ рассмотрели проект Постановления Правительства Российской Федерации «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», опубликованный 5 октября на сайте Минсвязи РФ. Публикуем сравнительную таблицу позиции РАЭК и предложений Минсвязи по ряду вопросов, а также предложения по компромиссному варианту положений.

Сравнительная таблица позиции РАЭК и предложений Минсвязи по Проекту постановления Правительства Российской Федерации «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»

Позиция РАЭКПредложения МинсвязиКомпромиссный вариант
Доступ к рееструПолный открытый доступ для всех. Открытое API. Реализация механизмов общественного контроля за основаниями блокировок. Открыт для владельцев сайтов, провайдеров хостинга, операторов связи и через проверку доменного имени или сетевого адреса любым лицом. Для остальных субъектов рынка, а также для физических лиц – доступ к информации реестра осуществляется через аналог доменного сервиса /whois/ - когда весь реестр не является открытым, но по конкурентному заблокированному имени/IP-адресу/URL можно найти причину блокировки, дату, постановление, информацию об органе-инициаторе. Предложения Минсвязи + открытость реестра для общественных отраслевых организаций (Например РАЭК); По запросу общественных организаций также предоставляется выписка из Реестра, заверенная оператором реестра.
Оператор реестраРоскомнадзорРоскомнадзор с привлечением технического оператора, с низкими требованиями к техническому оператору.Роскомнадзор с привлечением технического оператора с высокими требованиями к техническому оператору.
БлокировкаБлокировка не интернет-страниц, доменов или сетевых адресов, а запрещённой информации. Доменное имя – в случаях, когда весь ресурс посвящён запрещённой тематике. URL и (или) доменные имена и сетевые адреса. Разрешается блокировка добросовестных ресурсов, не содержащих противоправную информацию, внесенную в реестр, по сетевым адресам. Оператор связи блокирует в следующем порядке (в порядке приоритета): URL, доменное имя, сетевой адрес. Сетевой адрес – только в случаях, когда такая блокировка не влечёт за собой блокировки других ресурсов, информация на которых не внесена в реестр; Доменное имя – в случаях, когда ресурс целиком и полностью состоит из запрещенной информации, внесенной в реестр.
УведомлениеНеобходимо установить чёткие требования к уведомлению и процедуре уведомления, в том числе прямо указывать в уведомлении в отношении какой именно информации принято решение о ее незаконности. Необходимо предусмотреть обязательную процедуру первоочередного уведомления владельца ресурса до момента уведомления провайдера хостинга или оператора связи. Не предусмотрена процедура первоочередного уведомления владельца ресурса. Не установлены чёткие требования к содержанию уведомления. Установить требования к уведомлению, прямо прописать необходимость одновременно с направлением уведомления хостинг-провайдеру направлять его копию владельцу ресурса в сети Интернет при наличии такой возможности; в уведомлении должна обязательно идентифицироваться запрещенная информация.
Временные рамки уведомления и исполнения положения реестраИсчислять временные параметры исполнения постановления в рабочих днях, исходя из понимания объективной ситуации, что Роскомнадзор, органы государственной власти, уполномоченные принимать решения о внесении запрещенной информации в реестр, а также интернет-компании (провайдеры хостинга, владельцы сайтов) и операторы связи осуществляют рабочую деятельность по рабочим дням.Исполнение реестра исчисляется в календарных сутках.В интересах эффективности исполнения закона обозначить временные параметры в рабочих днях.
Внесение запрещенной информации в реестр органами государственной властиИнформация вносится в реестр следующими органами государственной власти исходя из их компетенции: МВД, ФСКН, Роспотребнадзор, Роскомнадзор.Информация вносится в реестр перечисленными органами государственной власти в пределах их компетенции, а также Роскомнадзором в отношении материалов, по которым ранее было принято решение уполномоченными органами государственной власти.Предлагаем удалить п.10.
Обоснование:
Пункт 10 “Порядка принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространяемой посредством сети «Интернет»” в текущей редакции противоречит общей процедуре внесения в реестр запрещенного контента, предполагаемой законом 139-ФЗ, а также соответствующим регламентом, устанавливаемым “Порядком создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в силу следующих причин:
  1. Нарушается прозрачность и единообразие процедуры признания контента незаконным и внесения его в реестр уполномоченными органами государственной власти; создается дублирующая процедура, возлагающая повышенную нагрузку на Роскомнадзор и не решающая поставленной задачи; 
  2. На Роскомнадзор возлагается функция произвольной оценки контента, внесенного в реестр на основании решения уполномоченных органов государственной власти или судебного решения, информации, располагающейся на иных сайтах в сети Интернет (на других сайтах запрещенный контент может размещаться фрагментарно, использоваться в новостных или информационных, критических целях, в целях цитирования и пр., иными словами не являться идентичным незаконному контенту, внесенному в реестр). Полагаем, что для исполнения функций, возлагаемых настоящим положением на Роскомнадзор, необходима соответствующая экспертиза, которой обладают только уполномоченные органы государственной власти, указанные в п.1-4 настоящего Порядка, в пределах обозначенной компетенции;
  3. Таким образом, легитимность предлагаемого механизма могла бы быть обеспечена исключительно при сопровождении решения Роскомнадзора документированным решением о признании настоящего контента незаконным уполномоченным органом государственной власти или судом, что в большинстве случаев не представляется возможным, т.к. на других интернет-ресурсах запрещенный контент может размещаться в модифицированном, сокращенном или искаженном виде; т.е. не будет соответствовать контенту, в отношении которого было ранее принято соответствующее решение. Это означает, что на Роскомнадзор будут возлагаться функции по признанию информации незаконной самостоятельно вопреки процедурам 139-ФЗ;
  4. Категория “уже запрещенной информации” предельно широка и в данной трактовке может привести к злоупотреблениям.

Разработанный РАЭК Проект Постановления «О едином реестре доменных имен, указателей страниц в сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в российской федерации запрещено, а также о внесении изменений в отдельные акты правительства российской федерации» (.pdf, 176Kb)

Теги: 139-ФЗ