Сравнительная таблица позиции РАЭК и предложений Минсвязи по проекту Постановления к 139-ФЗ
Дата публикации: 8 октября 2012
Комиссии РАЭК по правовым вопросам и по Интернет-СМИ рассмотрели проект Постановления Правительства Российской Федерации «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», опубликованный 5 октября на сайте Минсвязи РФ. Публикуем сравнительную таблицу позиции РАЭК и предложений Минсвязи по ряду вопросов, а также предложения по компромиссному варианту положений.
Сравнительная таблица позиции РАЭК и предложений Минсвязи по Проекту постановления Правительства Российской Федерации «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
Позиция РАЭК | Предложения Минсвязи | Компромиссный вариант | |
Доступ к реестру | Полный открытый доступ для всех. Открытое API. Реализация механизмов общественного контроля за основаниями блокировок. | Открыт для владельцев сайтов, провайдеров хостинга, операторов связи и через проверку доменного имени или сетевого адреса любым лицом. Для остальных субъектов рынка, а также для физических лиц – доступ к информации реестра осуществляется через аналог доменного сервиса /whois/ - когда весь реестр не является открытым, но по конкурентному заблокированному имени/IP-адресу/URL можно найти причину блокировки, дату, постановление, информацию об органе-инициаторе. | Предложения Минсвязи + открытость реестра для общественных отраслевых организаций (Например РАЭК); По запросу общественных организаций также предоставляется выписка из Реестра, заверенная оператором реестра. |
Оператор реестра | Роскомнадзор | Роскомнадзор с привлечением технического оператора, с низкими требованиями к техническому оператору. | Роскомнадзор с привлечением технического оператора с высокими требованиями к техническому оператору. |
Блокировка | Блокировка не интернет-страниц, доменов или сетевых адресов, а запрещённой информации. Доменное имя – в случаях, когда весь ресурс посвящён запрещённой тематике. | URL и (или) доменные имена и сетевые адреса. Разрешается блокировка добросовестных ресурсов, не содержащих противоправную информацию, внесенную в реестр, по сетевым адресам. | Оператор связи блокирует в следующем порядке (в порядке приоритета): URL, доменное имя, сетевой адрес. Сетевой адрес – только в случаях, когда такая блокировка не влечёт за собой блокировки других ресурсов, информация на которых не внесена в реестр; Доменное имя – в случаях, когда ресурс целиком и полностью состоит из запрещенной информации, внесенной в реестр. |
Уведомление | Необходимо установить чёткие требования к уведомлению и процедуре уведомления, в том числе прямо указывать в уведомлении в отношении какой именно информации принято решение о ее незаконности. Необходимо предусмотреть обязательную процедуру первоочередного уведомления владельца ресурса до момента уведомления провайдера хостинга или оператора связи. | Не предусмотрена процедура первоочередного уведомления владельца ресурса. Не установлены чёткие требования к содержанию уведомления. | Установить требования к уведомлению, прямо прописать необходимость одновременно с направлением уведомления хостинг-провайдеру направлять его копию владельцу ресурса в сети Интернет при наличии такой возможности; в уведомлении должна обязательно идентифицироваться запрещенная информация. |
Временные рамки уведомления и исполнения положения реестра | Исчислять временные параметры исполнения постановления в рабочих днях, исходя из понимания объективной ситуации, что Роскомнадзор, органы государственной власти, уполномоченные принимать решения о внесении запрещенной информации в реестр, а также интернет-компании (провайдеры хостинга, владельцы сайтов) и операторы связи осуществляют рабочую деятельность по рабочим дням. | Исполнение реестра исчисляется в календарных сутках. | В интересах эффективности исполнения закона обозначить временные параметры в рабочих днях. |
Внесение запрещенной информации в реестр органами государственной власти | Информация вносится в реестр следующими органами государственной власти исходя из их компетенции: МВД, ФСКН, Роспотребнадзор, Роскомнадзор. | Информация вносится в реестр перечисленными органами государственной власти в пределах их компетенции, а также Роскомнадзором в отношении материалов, по которым ранее было принято решение уполномоченными органами государственной власти. | Предлагаем удалить п.10.
Обоснование: Пункт 10 “Порядка принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, распространяемой посредством сети «Интернет»” в текущей редакции противоречит общей процедуре внесения в реестр запрещенного контента, предполагаемой законом 139-ФЗ, а также соответствующим регламентом, устанавливаемым “Порядком создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в силу следующих причин:
|