Позиция РАЭК по вопросу минимальных ставок вознаграждения за служебные РИДы

Дата публикации: 21 Августа 2013

Позиция РАЭК по вопросу  минимальных ставок вознаграждения за служебные РИДы

Заключение Российской Ассоциации электронных коммуникаций на проект Постановления Правительства Российской Федерации «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности», размещённому для общественного обсуждения на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru (ID: 00/04-5858/08-13/58-13-3)

Комиссия РАЭК по правовым вопросам рассмотрела проект Постановления Правительства Российской Федерации «О видах и минимальных ставках вознаграждения за служебные результаты интеллектуальной деятельности» и считает важным указать, что выбранный способ регулирования влечёт за собой следующие риски для развития интернет-индустрии в Российской Федерации:

Значительно увеличатся расходы IT-компаний на оплату труда: по сравнению с другими профессиями уровень зарплат разработчиков в настоящее время высокий, а суть трудовых функций таких работников и есть в том, чтобы ежедневно создавать такие РИДы, которые предлагается защищать проектом Постановления, соответственно вознаграждение таких сотрудников за использование служебных РИД фактически уже включено в заработную плату и составляет бóльшую её часть.

Таким образом, принятие правил повлечет уменьшение размеров заработной платы разработчиков, что сделает российских IT-работодателей менее привлекательными для трудоустройства по сравнению с зарубежными и приведёт к оттоку кадров в зарубежные компании. А следовательно, сократит темпы развития технологий и появления/внедрения инноваций, замедлит развитие отрасли и российских технологий, одновременно экономически стимулируя перенос разработок в области ИТ, оперирование и коммерческую эксплуатацию РИД за рубеж.

Кроме этого, такого рода регулирование создаст механизмы, которые не отвечают современным экономическим реалиям в области монетизации программных продуктов. Например, многие программные продукты не используются для «классической» коммерциализации в виде продажи лицензий или коробочных версий, а являются базой для других продуктов, из которых прибыль извлекается с применением иной модели монетизации, или же они распространяются совершенно бесплатно. Также и большая часть охраняемых патентами изобретений в ИТ-сфере не воплощается в «классических» продуктах, которые продвигаются для продажи на рынке, но реализованы в абсолютно бесплатных для пользователей интернет-сервисах или приложениях, от которых производители не получают материальной выгоды, кроме улучшения деловой репутации. Соответственно, вычислить вознаграждение для авторов, предлагаемое проектом правил, будет невозможно ни по одному из имеющихся в правилах способов расчёта.

При этом важно отметить, что в текущей редакции данные правила выходят за рамки полномочий, предоставленных Правительству в соответствии с п. 5 ст. 1246 ГК РФ: «Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы.», т.к. устанавливают нормы также применительно к служебным программам, БД, топологиям интегральных микросхем и ноу-хау, не являющимся объектами патентных прав.

Заключение направлено по контактным данным, указанным в реквизитах документа на Едином портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru и официальным письмом в Министерство образования и науки РФ.