Позиция РАЭК по новым поправкам к Закону о Персональных данных и об информации (проект ФЗ № 5534246)

Дата публикации: 1 июля 2014

Позиция РАЭК по новым поправкам к Закону о Персональных данных и об информации (проект ФЗ № 5534246)

Справка по законопроекту:

  • Полное название законопроекта: № 5534246 (о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)
  • Субъекты права законодательной инициативы: Депутаты Государственной Думы В.Е.Деньгин, А.К.Луговой, А.А.Ющенко
  • Ответственный комитет ГД: Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи
  • Дата внесения: 25 июня 2015 года

Карточка законопроекта: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=553424-6

Основные аспекты, заложенные в законопроект:

  • Законопроектом вносятся изменения ФЗ-152, обязующие хранить ПД россиян на территории РФ (размещение баз с персональными данными россиян только на территории России, с некоторыми допустимыми исключениями для госсектора и организаций,выполняющих госзаказы);
  • Также помимо хранения законопроектом предполагается обязательная обработка ПД россиян на территории РФ;
  • Законопроектом предполагается механизм ограничения доступа к "информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных";
  • Для реализации этого предполагается создание нового Реестра нарушителей прав субъектов персональных данных (в Реестр включаются: доменные имена и/или указатели страниц сайтов, сетевые адреса, вступивший в силу судебный акт, информация об устранении нарушения, дата направления операторам связи данных о ресурсе для ограничения доступа).

Позиция Ассоциации электронных коммуникаций (НП “РАЭК”):

По итогам рассмотрения Экспертно-Консультативным Советом при РАЭК по взаимодействию с ОГВ – проекта Федерального закона № 5534246 («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации (в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях)»), а также gо итогам предварительных отраслевых консультаций – полагаем принятие законопроекта в текущей редакции нецелесообразным по следующим основаниям:

  1. Законопроект лишает субъектов персональных данных – граждан Российской Федерации права распоряжаться своими собственными данными императивно определяя, что их запись, систематизация и т.д. должны обеспечивается только в базах данных, расположенных на территории Российской Федерации.
    Необходимо не вводить такое императивное ограничение, а предложить механизм информирования субъекта персональных данных (пользователя) о том, где осуществляется запись, систематизация и т.д. его персональные данные. В таком случае сам субъект персональных данных вправе сделать выбор, на какой территории будут производиться указанные действия;

  2. Законопроект ставит под вопрос трансграничную передачу персональных данных.

  3. Принятие подобных законопроектов о «локализации» персональных данных в других странах привело к уходу глобальных сервисом и к существенным экономическим потерям.
    Локализация данных требует от провайдера информационных услуг построения физической местной инфраструктуры в каждой юрисдикции, в которой он работает, чрезвычайно увеличивая расходы и другие убытки как для провайдеров, так и потребителей услуг. Предоставление многих из глобальных услуг делается невозможным для пользователей государства, в котором введено требование по локализации данных. Например, будет невозможно забронировать билеты на сайте зарубежной авиакомпании, т.к. сбор и хранение будут осуществляться на территории той страны, в которой работает авиакомпания; или невозможно будет воспользоваться системами бронирования отелей, т.к. персональные данные будут собираться и храниться на серверах этого отеля в стране нахождения. В конечно итоге, предложенное регулирование может привести к обратному эффекту, чем изначально запланированное, и отпугнуть компании, которые хотят вести бизнес и вкладывать инвестиции в России. 27 июня 2014 Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин, открывая работу Международной конференции по обеспечению роста инвестиций в России «ИнвестРос», отметил, что «одна из центральных задач экономической политики нашего государства – обеспечение роста инвестиций». Решение этой задачи связано с «качественной законотворческой деятельностью и правоприменением», эти составляющие, по его мнению, влияют на активность бизнеса и на выбор приоритетов государственно-частного партнёрства»;

  4. Законопроект не учитывает положения другого законопроекта, предусматривающего поправки в № 152-ФЗ, внесенного в ГД ФС РФ В.И.Матвиенко
    Данный законопроект учитывает в значительной степени отраслевую позицию, поскольку стал результатом работы специально созданной рабочей группы при Совете Федерации, осуществлявшей экспертизу и консультации с отраслью в течение более чем 1 года (см. подробности: http://raec.ru/times/detail/3045/)

  5. Авторы законопроекта ничего не указывают в пояснительной записке на то, каким образом, по их мнению, действующий Федеральный закон «О персональных данных» не обеспечивает выполнение операторами персональных данных положений части 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации, а также решения Европейский суд справедливости от 13 мая 2014 г.
    В решении ECJ по делу Costeja нет ни слова о блокировках сайтов или локализации данных. В законопроекте, в свою очередь, идет речь исключительно о локализации данных и блокировках. К тому же, решение ECJ касалось только запроса конкретного гражданина в отношении результатов поиска по его персональным данным и удаления из результатов одной конкретной поисковой системы только отдельной страницы, выдаваемой по персональным данным этого конкретного гражданина. При этом, суд указал, что данное право не является абсолютным, необходимо рассматривать в совокупности право на защиту частной жизни и право на доступ к информации и свободу слова.;

  6. Законопроект предполагает ограничение доступа на основании вступившего в (законную) силу судебного акта, поэтому фактически на Роскомнадзор перекладываются обязанности по исполнению судебных актов, что входит в полномочия службы судебных приставов.

  7. Авторы законопроекта указывают, что его принятие не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
    Однако данный довод никак не обосновывается, поскольку у Роскомнадзора появляются новые полномочия, а возможность исполнения новых обязанностей при существующем объеме финансирования и штате никак не проанализирована.

Эксперты РАЭК готовят конкретные предложения по поправкам в текущую версию законопроекта, призванные помочь устранить отмеченные проблемные места и замечания.Ассоциация направит предложения по поправкам в профильный Комитет Госдумы до 5 июля 2014 года включительно.

Справка по ранее проделанной работе:

В период 2012-2013 специалисты и эксперты РАЭК участвовали в Рабочей группе при Совете Федерации, целью которой была выработка поправок к существующему законодательству по защите Персональных данных. В итоге плодотворной работы был подготовлен проект поправок в ФЗ-152, в значительной степени гармонизирующий подходы всех групп участников процесса, в том числе представителей российской интернет-отрасли.

Подходы Отрасли, заложенные в работу над поправками, подробно изложены в Официальной позиции РАЭК от 24 октября 2014 года.

24 октября 2013 года на площадке Совета Федерации состоялись Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение прав субъектов персональных данных при их автоматизированной обработке».

По итогам проделанной работы сбалансированный законопроект был внесен в январе 2014 года В.И.Матвиенко в Госдуму.