Официальная позиция РАЭК по вопросу ужесточения правил для товарных агрегаторов и интернет-магазинов (проект изменений в закон “О защите прав потребителей̆”)

Дата публикации: 4 Сентября 2015

Ассоциация электронных коммуникаций (НП “РАЭК”) и эксперты Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”, объединяющего игроков рынка электронной коммерции, работающих в России, рассмотрели проект Федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей”, разработанный во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 11 июня 2015 года № ОГ-П12-3866 в целях совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

По итогам рассмотрения РАЭК заключает, что, по мнению наших экспертов, законопроект в предлагаемой редакции не решает задач, обозначенных в пояснительной записке к нему, но при этом несет в себе ряд существенных рисков для хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, как в сфере продажи товаров с использованием сайтов в сети Интернет, так и в сфере информационных технологий (СМИ, информационные ресурсы и др.).

В этой связи считаем, что принятие законопроекта в предложенной версии является преждевременным.

При этом полагаем необходимым разработку законопроекта, направленного на решение задач, указанных в пояснительной записке к законопроекту и сообщаем о готовности оказывать экспертную и отраслевую поддержку при разработке и обсуждении текста такого законопроекта. В связи с чем нами подготовлена предварительная версия текста законопроекта, которая могла бы в дальнейшем обсуждаться с участием экспертов.  

Данная официальная позиция направлена 4 сентября 2015 года от имени Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” – в профильные органы государственной власти.

Кластер поддерживает общее направление формирования правил игры на рынке.

Но законопроект Роспотребнадзора этому никак не способствует. Мы вместе с коллегами предложили другой вариант, существенно более разумный и полезный для отрасли.

Иван Кургузов

ИванКургузов

РАЭКРуководитель кластера e-commerce

Подробная аргументация позиции
Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” в отношении законопроекта

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей” разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец от 11 июня 2015 года № ОГ-П12-3866 в целях совершенствования государственного управления в области защиты прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (т.н. “законопроект о товарных агрегаторах”).

Эксперты Ассоциации обращают особое внимание на следующие принципиальные аспекты законопроекта и приводят их подробную экспертизу:


Во-первых,

Как представляется, значение основной проблемы, на решение которой направлено предлагаемое нормативно-правовое регулирование, существенно преувеличено.

Как показывает практика компаний, осуществляющих деятельность по продаже товаров в сети Интернет, доля претензий потребителей, связанная с неполучением полной информации о товаре крайне незначительна.

Более того, действующее законодательство содержит нормы, которые направлены на защиту потребителя от случаев, когда ему в момент заключения договора купли-продажи дистанционным способом не предоставлена информация в полном объеме: покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после его передачи – в течение семи дней. Данная норма, по нашему мнению, в полном объеме компенсирует возможные неблагоприятные для потребителя последствия, связанные с отсутствием информации о товаре или продавце.


Во-вторых,

Как представляется, в настоящее время основная проблема, связанная с защитой прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом в сети Интернет, связана не с деятельностью локальных субъектов рынка дистанционной продажи товаров, а с деятельностью иностранных интернет-магазинов, поставляющих в Российскую Федерацию товары.

Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что объем трансграничной торговли является значительным и составляет около 30 % от общего объема торговли, осуществляемой в сети Интернет. Там же отмечается наличие определенных проблем, связанных с деятельностью иностранных интернет-продавцов. Несмотря на это законопроект не направлен на решение указанных проблем.

Вместе с тем особо отмечаем, что законопроект направлен исключительно на регулирование деятельности компаний, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Законопроект устанавливает наиболее неблагоприятный правовой режим именно для российских интернет компаний, что может отрицательно сказаться на конкуренции отечественных компаний с зарубежными магазинами.


В-третьих,

законопроект в подготовленной редакции, изменяет один из основных принципов Законодательства о защите прав потребителей и накладывает обязательства на субъекы, которые не вступают в возмездные отношения с потребителем (покупателем товаров/заказчиком услуг).

Действующее законодательство о защите прав потребителей предусматривает возникновение обязательств у субъектов (продавцов, исполнителей), которые на возмездной основе осуществляют продажу товаров/услуг. Данный принцип также закреплен в действующих Правилах продажи товаров дистанционным способом (п. 2 Правил).

Вышеуказанное существенное изменение закона может привести к серьезным ограничениям для ведения деятельности компаний, которые не вступают в возмездные отношениями с потребителями и предоставляют сервисы в сети Интернет.

Кроме того отдельно стоит отметить, что определение нового субъекта (товарный агрегатор), представленное в законопроекте, носит неопределенный характер и не учитывает специфику оказания безвозмездных услуг в сети Интернет, что позволяет признать товарным агрегатором любое юридическое лицо, которое на своем сайте размещает информацию о товарах, продажа которых осуществляется третьими лицами по договору купли-продажи. Предлагаемая в законопроекте редакция определения термина «товарный агрегатор» позволяет признать такими субъектами: СМИ, если на их сайте размещается информация о товарах или обзор товара; информационные сайты, на которых пользователи обмениваются мнениями/отзывами о товарах (форумы), и где любой пользователь может высказать свое намерение приобрести товар и многие другие ресурсы. При этом признание сервиса юридического лица/индивидуального предпринимателя товарным агрегатором накладывает на него обязательство по доведению информации о товаре/услуге в объеме, предусмотренном для продавцов, а также может повлечь ответственность за нарушение прав потребителей на получение вышеуказанной информации о товаре в соответствии со ст. 14.8. КоАП, а также данное юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в случаях, предусмотренных пп. 7 п. 4 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей».

Важно отметить, что следующая информация о товаре может быть предоставлена потребителю только в том случае, если являешься владельцем экземпляра товара (продавцом), который предлагается к продаже:

  • страна изготовления (в связи с тем, что большинство товаров одновременно производится в разных странах, то данная информация носит персонифицированный характер и может быть указана только в отношении конкретного экземпляра),

  • импортер товара (информационные ресурсы, не являясь продавцами товара, не обладают информацией об импортере, более того, в тех случаях, когда на таких ресурсах размещается информация о товаре, продажа которого начнется в будущем, такая информация может отсутствовать в принципе).

В связи с этим, обязательства, накладываемые законопроектом на товарных агрегаторов о предоставлении информации о товаре потребителю, являются неисполнимыми для товарных агрегаторов.

Предусмотренные в законопроекте нормы не приведут к защите прав потребителей, но значительно повлияют на интернет-ресурсы (вплоть до прекращения их деятельности), которые в настоящий момент позволяют пользователям получать информацию о товарах/услугах, месте их приобретения, сравнивать условия о продаже товара, предлагаемого разными продавцами, и на которых отсутствует возможность заключить договор купли-продажи товара, а также осуществить оплату товара.


В-четвертых,

считаем необходимым обратить внимание на то обстоятельство, что закон в целом касается не только интернет-агрегаторов товаров и услуг (несмотря на то, что призван регулировать именно их деятельность). Принятие законопроекта в предлагаемой редакции окажет негативное влияние на отечественных производителей товаров, для которых размещение информации о своих товарах на страницах сайтов интернет-агрегаторов является одним из способов привлечения внимания потребителей к их товарам, а также информирования потребителей, где данный товар на территории РФ можно приобрести.

В случае принятия законопроекта в действующей редакции некоторые интернет- агрегаторы могут прекратить свою деятельность, в том числе по решению государственных органов. Это обстоятельство, в свою очередь, приведет к достаточно быстрому замещению в Интернет-пространстве отечественных интернет-агрегаторов зарубежными интернет-агрегаторами, на которых не распространяются нормы законодательства о защите прав потребителей.

Эксперты РАЭК обращают внимание на то, что законопроект в предлагаемой редакции ставит в неравное положение организации, осуществляющие продажу товаров дистанционным или любым другим способом в сети Интернет и организации, осуществляющие дистанционную продажу товаров иными способами. Не ясно, почему для организаций, осуществляющих продажу товаров в сети Интернет устанавливаются иные, более жесткие требования, по сравнению с организациями, осуществляющими продажу товаров, например, через так называемые телемагазины или организациями, являющимися составителями каталогов, где содержится информация о различных товарах, предлагаемых разными продавцами.


Выводы:

С учетом изложенного, считаем, что принятие законопроекта в представленной редакции является преждевременным.

При этом полагаем необходимым разработку законопроекта, направленного на решение задач, указанных в пояснительной записке к законопроекту и сообщаем о готовности оказывать экспертную и отраслевую поддержку при разработке и обсуждении текста такого законопроекта.

В связи с чем нами предложена другая версия законопроекта, которая была представлена в первой редакции в начале сеньяря 2015 года и которая может быть доработана с подключением отраслевых экспертов, представителей профильных органов госвласти и интернет-общественности.