Позиция РАЭК в отношении законопроекта о новостных агрегаторах

Дата публикации: 25 Февраля 2016

Позиция РАЭК в отношении законопроекта о новостных агрегаторах

Предварительная позиция
по Законопроекту № 1004188-6
(О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях)
относительно фактического приравнивания новостных интернет-агрегаторов к СМИ

В эпоху стремительного развития интернета и роста объёмов контента в Сети, зачастую сомнительного качества, роль беспристрастных агрегаторов — новостных сервисов в формировании объективной и полной информационной картины очень важна как для пользователей, так и для самих СМИ. В связи с этим объяснимо желание законотворцев регламентировать работу подобных ресурсов, в виде реестра новостных агрегаторов. Вместе с тем, несмотря на то, что сервисы новостной агрегации, очевидно, не являются СМИ сами по себе, законопроект предлагает даже более жесткий режим регулирования, требуя ответственности за цитирование других источников, в том числе и ответственность за материалы других лицензированных СМИ.

На взгляд экспертов отрасли, грубое вмешательство в алгоритмы работы сервисов новостной агрегации, такое как фактическое требование премодерации сотен тысяч материалов, автоматически обрабатываемых подобными сервисами, поставит под угрозу принципы их работы, на разработку которых были затрачены огромные интеллектуальные и временные ресурсы.

Наконец, механический перенос требований к иностранному владению предприятий СМИ на ИТ-компании (не более 20%) закрывает доступ молодых компаний к инвестиционному капиталу, а крупных компаний — к акционерному, что в условиях падения инвестиций год, делает сохранение подобных проектов невозможным.

По мнению Ассоциации, принятие законопроекта в данном виде может привести к закрытию российских сервисов поиска/агрегации новостей, что в итоге может снизить конкурентоспособность игроков Рунета. РАЭК призывает продолжать придерживаться обозначенного государством курса на поддержку «стимулирующего» законодательства в области ИТ в противовес «охранительно-запретительного» и надеется на диалог всех заинтересованных сторон и поиск консенсуса в этом вопросе.