Официальная позиция РАЭК по законопроекту № 1004188-6 (т.н. «Закон о новостных интернет-агрегаторах»)
Дата публикации: 16 марта 2016
Экспертно-Консультативный Совет (ЭКС) при РАЭК и комиссия по правовым вопросам РАЭК рассмотрели проект федерального закона № 1004188-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принятие законопроекта не поддерживается по следующим основаниям:
Положения законопроекта распространяются фактически на всех владельцев программ для ЭВМ, владельцев сайтов и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет»,
Ввиду изложенного, понятие новостного агрегатора в текущей формулировке распространяется на социальные сети, мессенджеры, поиск и иные интернет-сервисы, налагая все предлагаемые ограничения, обязательства и меры ответственности на все такие интернет-сервисы, что в том числе не соответствует наименованию статьи 10.4. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в редакции законопроекта) из которой следует, что законопроект должен иметь более узкую направленность.
Полагаем, что социальные сети, мессенджеры, поиск и иные нерелевантные интернет-сервисы следует вывести из-под регулирования законопроекта.
2. Дисбаланс в отношении устанавливаемых обязанностей новостного агрегатора, мер ответственности и ограничения ответственности.
2.1. Законопроект предлагает установить в отношении новостных агрегаторов дополнительные обязанности и меры ответственности за их неисполнение. При этом, перечень обязанностей по сути является повторением обязанностей журналистов и СМИ, что приравнивает новостных агрегаторов к СМИ.
Установление обязанностей и мер ответственности фактически влияет на свободу обращения информации, конституционные гарантии в области информации, свободы СМИ, мысли и слова. Любые такие устанавливаемые дополнительные обязанности или ограничения должны предусматривать механизм, исключающий использование таких обязанностей или ограничений для нарушения конституционных прав и свобод. Применительно к СМИ подобным механизмом является исключение ответственности СМИ за ряд действий (в том числе за перепечатывание сообщений других СМИ и информационных агентств), а также гарантии прав журналистов.
Вместе с тем законопроект, приравнивая агрегаторов к СМИ, не дает новостным агрегаторам гарантий, аналогичных гарантиям СМИ и журналистов, и не дает освобождения от ответственности по основаниям, предусмотренным для СМИ. Наоборот, законопроект предлагает агрегатору нести ответственность за дословное воспроизведение сообщений и материалов, распространяемых СМИ, ставя их в ситуацию более жесткую, чем СМИ.При том, что у СМИ уже есть обязанность проверять достоверность и законность публикаций, деятельность СМИ уже регулируется и контролируется.
Полагаем, что установление обязанностей и ответственности должно быть компенсировано предоставлением гарантий и установлением обстоятельств, исключающих ответственность, аналогично СМИ.
2.2. Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации «все равны перед законом и судом» означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, если же условия не являются равными, федеральный законодатель вправе установить для них различный правовой статус.
Полагаем, что предъявляя к новостным агрегаторам более жесткие требования, чем к СМИ и не предусматривая для них соответствующих прав, а также преференций, законодателем нарушается конституционный принцип равенства.
2.3. В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. No 96 коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость соблюдения федеральным законодателем баланса публичных и частных интересов.
Полагаем, что законопроектом устанавливается обременительные требования, поскольку они не соответствуют фактическим возможностям владельцев новостных агрегаторов и поэтому невыполнимы.
Владельцы новостных агрегаторов ограничены в возможности проверять достоверность и законность новостных материалов, созданных третьими лицами. Кроме того, подбор и обработка сообщений происходят автоматически в режиме реального времени — это единственный способ оперативно собрать и обработать такое огромное количество материалов. Законопроект в текущей редакции игнорирует сущность, задачи и особенности функционирования новостных агрегаторов.
3. Ограничение оборота в научной, технической, образовательной, культурной, спортивной и развлекательной сферах.
Законопроект, устанавливая дополнительные ограничения и меры ответственности, не делает различий между характером новостной информации. Установление ограничений для новостных и информационных сервисов любой тематики не представляется оправданным, и может привести к неосновательному ограничению оборота информации в научной, технической, образовательной, культурной, спортивной и развлекательной сферах.
Влияние законопроекта на подобные сферы необходимо исключить.
4. Ограничение иностранных инвестиций
Мера по ограничению иностранных инвестиций в новостных агрегаторах избыточна и значительно подорвет инвестиционный потенциал российской интернет индустрии. Иностранные инвесторы являются акционерами всех крупнейших российских (в том числе, публичных) интернет компаний. Мера ударит не только по существующим интернет компаниям, но и по инвестиционному климату в целом. В текущей ситуации недофинансирования, такое ограничение может привести к крайне негативным эффектам.
Кроме того, законопроект в текущей редакции распространяется на все основные интернет-сервисы и всю информацию, что в совокупности с требованием об ограничении иностранных инвестиций означает ограничение на инвестиции в российский интернет в целом.
Ограничение на участие иностранного капитала в российском интернете следует исключить.
5. Законопроект не предусматривает механизмов, обеспечивающих равноправие участников рынка.
Законопроект налагает ограничения на российские компании рынка, возлагает на них дополнительные обязанности и ответственность. Однако законопроект не предусматривает механизмов понуждения нероссийских компаний выполнять аналогичные ограничения, механизмов обеспечения одинакового применения Законопроекта в отношении российских и нероссийских компаний.
Это создает неравные конкурентные условия в ущерб российским компаниям, открывает перспективы использования иностранными конкурентами ограничений в целях создания более привлекательного информационного наполнения, и как следствие, перехода аудитории из российских в зарубежные проекты.
Законопроект не должен создавать нерыночные преимущества одних участников рынка перед другими.