Услышана и учтена позиция отрасли по законопроекту № 1004188-6 (“О новостных агрегаторах”)
Дата публикации: 6 июня 2016
Экспертно-Консультативный Совет (ЭКС) при НП «РАЭК» рассмотрел итоговую версию проекта федерального закона № 1004188-6 (так называемый законопроект «О новостных агрегаторах»).
История законопроекта:
25 февраля 2016 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами А.В. Казаковым и А.А. Ющенко внесен проект федерального закона № 1004188-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части упорядочения распространения информации в сети «Интернет»)», так называемый законопроект «О новостных агрегаторах».
В период март-май 2016 года прошел ряд встреч на площадке Госдумы и Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, с участием инициаторов законопроекта, представителей отрасли, СМИ, экспертов.
Работа по консолидации отраслевой позиции, экспертиза законопроекта и предложения по поправкам в законопроект – строились на базе Экспертно-Консультативного Совета при РАЭК по взаимодействию с органами госвласти (ЭКС при РАЭК) и Института Развития Интернета (ИРИ).
Подробнее о хронологии событий, итогах встреч и отраслевых предложениях по поправкам в законопроект – см. в приложении ниже и на сайте РАЭК.
Основные положения и акценты первой редакции законопроекта:
- Законопроект разработан в целях упорядочения деятельности владельцев программ для ЭВМ, владельцев сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», которые используются для обработки и распространения новостной информации и на которых может размещаться реклама, направленная на привлечение внимание потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети «Интернет» (владельцев новостных агрегаторов).
- В законопроекте специально указано, что информационные ресурсы, которые зарегистрированы в качестве сетевых изданий, не являются новостными агрегаторами.
- На владельцев новостных агрегаторов законопроектом предлагается возложить ряд обязанностей, в частности «не допускать использование новостного агрегатора в целях совершения уголовно наказуемых деяний», «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации до ее распространения» и многие другие.
- Законопроектом предлагается возложить на владельца новостного агрегатора ответственность за распространяемую им информацию, в том числе и в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных СМИ.
- В целях контроля и надзора за исполнением закона предполагается создание и ведение Роскомнадзором реестра новостных агрегаторов, а также возможность направления предписаний владельцу новостного агрегатора.
- Законопроектом предлагается установить требования к владельцу новостного агрегатора в части ограничения иностранного участия.
- Законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушений его положений.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Перед рассмотрением законопроекта в первом чтении 17 марта 2016 г. состоялось расширенное заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи с участием ЭКС при НП «РАЭК» (http://raec.ru/times/detail/4960/). В ходе заседания была озвучена предварительная официальная позиция НП «РАЭК» по законопроекту, опубликованная 16 марта 2016 г. (http://raec.ru/times/detail/4958/) с предложением концептуальных поправок в законопроект.
19 апреля 2016 г. законопроект был принят в первом чтении (при рассмотрении законопроекта в первом чтении Регламент Государственной Думы не предполагает возможности внесения поправок).
Подготовка к рассмотрению законопроекта во втором чтении
В целях учета отраслевых предложений при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором и третьем чтениях были проведены неоднократные встречи отрасли (под эгидой ЭКС при НП «РАЭК» и АНО «ИРИ») и обсуждения.
По их итогам все предложения и поправки были сведены юридическим отделом РАЭК в единую таблицу и 12 мая 2016 г. направлены в Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи http://raec.ru/times/detail/5103/.
По итогам рассмотрения профильным Комитетом поправок были учтены следующие предложения отрасли:
- Исключена ответственность владельца новостного агрегатора за распространение им недостоверной информации в случае, если она является цитированием СМИ;
- Изменены требования к владельцу новостного агрегатора в части иностранного участия, теперь владельцем новостного агрегатора может быть российское юридическое лицо и учреждение и (или) участие в нем иностранных лиц не запрещено;
- Исключено требование по приведению учредительных документов в соответствии с законопроектом владельцами новостных агрегаторов, а также исключена административная ответственность за неприведение учредительных документов в соответствии с законопроектом;
- Снижен размер административных штрафов по статье 19.710-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции законопроекта) за неисполнение предписаний Роскомнадзора;
- Учитывая необходимость субъектам, на которых будет распространять свое действие закон, подготовиться к реализации его положений, а также необходимость принятия подзаконных нормативных правовых актов в соответствии с законом, срок вступления в силу законопроекта перенесен на 01 января 2017 г. (первоначально предполагалось, что законопроект вступит в силу по истечение 10 дней после дня его официального опубликования).
При этом не были учтены следующие предложения отрасли:
- Не принято предложение о замене понятия «новостная информация» понятием «сообщения о новостях дня», которое уже используется в действующем законодательстве и судебной практике (правка, предложенная ранее некоторыми представителями отрасли);
- Не принято предложение по уточнению понятия «владелец новостного агрегатора», чтобы под данное понятие не подпадали те лица, которые владельцами новостных агрегаторов не являются;
- Не принято предложение по уточнению содержания требования к предписанию Роскомнадзора (содержание данных требований предложено обсудить на последующих этапах проработки нормативно-правовых актов, с участием представителей Роскомнадзора и орасли);
- Не принято предложение о том, что действие закона не распространяется на блоггеров, а также операторов поисковой системы при предоставлении пользователям возможности поиска.
Этапы и сроки дальнейшего рассмотрения законопроекта:
Законпроект № 1004188-6 во втором чтении Государственная Дума планирует рассмотреть 08 июня 2016 г.
Выводы:
По итогам совместной работы по экспертизе и консолидации отраслевых предложений, подготовленных ЭКС при РАЭК, а также по итогам диалога отрасли с представителями госвласти и профильным Комитетом Госдумы, эксперты отмечают, что ход работы над законопроектом о новостных агрегаторах – может стать примером эффективного взаимодействия и совместной работы государства и интернет-индустрии.
РАЭК особо отмечает тот факт, что при принятии законопроекта и обсуждении предлагаемых поправок, законодатель принимает во внимание интересы всех субъектов отношений, регулируемых этим документом.
ЭКС при РАЭК приложил максимум усилий по доработке законопроекта с учетом интересов отрасли, и рассчитывает, что принятие законопроекта позволит решить декларируемые им задачи, в т.ч. по упорядочиванию деятельности новостных агрегаторов, не возлагая на них дополнительных обязательств и не приводя к дополнительной финансовой нагрузке, а также что нормы законопроекта не будут применяться к интернет-ресурсам и интернет-сервисам, которые не являются новостными агрегаторами.
РАЭК готова к продолжению диалога с властью по обсуждению положений законопроекта и особенностей его реализации, в т.ч. к диалогу с Роскомнадзору на этапе подготовки подзаконных норматиный правовых актов и конкретных процедур взаимодействия с интернет-сервисами в рамках реализации закона.
Предыдущие публикации по теме:
13 мая 2016 г.
Предложения по доработке законопроекта о новостных агрегаторах направлены в Госдуму – http://raec.ru/times/detail/5103/
17 марта 2016 г.
Итоги заседания в Госдуме по законопроекту №1004188-6 (т.н. Законопроект «Об интернет-агрегаторах») – http://raec.ru/times/detail/4960/
16 марта 2016 г.
Официальная позиция РАЭК по законопроекту № 1004188-6 (т.н. «Закон о новостных интернет-агрегаторах») – http://raec.ru/times/detail/4958/