Официальная позиция Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) по законопроекту “О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»”

Дата публикации: 21 ноября 2016

Официальная позиция Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) по законопроекту  “О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»”

Суть вопроса

Экспертами РАЭК для рабочей группы «Связь и информационные технологии» Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральной закон «О связи», размещенный Минкомсвязи России для публичного обсуждения.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» подготовлен в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в телекоммуникационной сфере с учетом современных тенденций развития и внедрения перспективных технологий. Законопроект нацелен на обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”

Отраслевая позиция

Несмотря на то, что, по мнению экспертов РАЭК, законодательство РФ об информационных технологиях требует обновления понятийного аппарата, рассматриваемый проект закона вносит неточные и/или ошибочные определения и терминологию о состоянии и принципах построения сети Интернет, что отрицательно повлияет на общий свод законодательства Российской Федерации. Кроме того, объективная оценка  многих норм законопроекта невозможна до представления  соответствующих проектов подзаконных актов для их анализа, так как проект состоит из прямых и скрытых отсылочных норм.  

Например, предлагаемое авторами выделение «национального сегмента сети Интернет» технологически и фактически некорректное. Интернет не делится на «сегменты» по какому-либо «национальному» признаку, тем более в привязке к произвольному набору доменных имен.

В предлагаемом определении не раскрываются параметры и критерии существенного влияния функционирования совокупности сетей связи, систем и ресурсов интернета на обеспечение целостности, непрерывности, стабильности и отказоустойчивости и защищенности объектов информационной инфраструктуры, а также не ограничивается круг таких объектов.

В результате под определение критической инфраструктуры сети Интернет может попадать широкий круг сетей связи, систем и ресурсов интернета. В законопроекте содержится некорректное определение IP-адреса: он не является уникальным идентификатором средства связи. Кроме того, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»существует понятие «сетевой адрес», которое определяется как идентификатор в сети передачи данных.

Исходя из целей принятия законопроекта, описанных в пояснительной записке, неясен смысл внесения в законодательство таких понятий, как реестр имен национальной доменной зоны, администратор национальной доменной зоны зона .ru, .рф, так как они не являются субъектами регулирования в данном проекте, кроме того данные определения также не являются корректными с технической и организационной точки зрения.

Предложения и рекомендуемые дальнейшие шаги

Эксперты РАЭК считают считают целесообразным дальнейшее рассмотрение законопроекта только с учетом его системной переработки с участием представителей экспертного сообщества – для приведения в соответствие с существующим понятийным аппаратом в “Законе о Связи”, “Законе об Информации”, и общепринятыми техническими определениями среди операторов связи и интернет-компаний, а также представления  соответствующих проектов подзаконных актов для оценки влияния законопроекта на бизнес.