Директор РАЭК принял участие в расширенном заседании на площадке Госдумы по обсуждению 2 законопроектов: о fake-news и об оскорблении символов гос.власти
Дата публикации: 14 января 2019
14 января 2018 года в Москве, на площадке Государственной Думы состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему: "О проектах федеральных законов № 606593-7 и № 606594-7 «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»" (т.н. законопроекты “о борьбе с fake-news” и “о противодействии оскорблению символов власти в Сети”).
В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевые эксперты и специалисты.
Со стороны РАЭК в заседании принял участие Директор Ассоциации Сергей Плуготаренко – он выступил с предварительной экспертной оценкой законопроектов, агрегированной аналитиками РАЭК на данный момент.
Информация о законопроекте № 606593-7 (борьба с Fake-News):
Законопроектом вносятся изменения в Часть 1 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в статью 4 Закона “О СМИ”.
Законопроект запрещает публиковать в интернете и СМИ недостоверную информацию, создающую угрозу жизни граждан, массового нарушения порядка и прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, распространение такой информации в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях предлагается признавать злоупотреблением свободой массовой информации.
За распространение недостоверной информации в СМИ или интернете вводятся штрафы в 3-5 тысяч рублей для граждан, от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц, и от 400 тысяч до миллиона рублей для компаний.
Законопроект был внесен на рассмотрение 12 декабря 2018 года. Авторы законопроекта - члены комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Дмитрий Вяткин.
Информация о законопроекте № 606594-7 (противодействие с оскорблениями власти / символов власти):
Законопроект об ограничении доступа к материалам, выражающим в неприличной форме неуважение к власти. Документ позволяет блокировать материалы, «выражающие в неприличной форме» неуважение к обществу, государству, государственным символам, Конституции России и органам власти.
Законопроект о введении административного наказания за оскорбление власти поступил в Госдуму 12 декабря 2018 года. Его авторами стали члены комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и Людмила Бокова, а также депутат Дмитрий Вяткин. Документом предлагается внести поправки в ст. 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) и в ст. 15 федерального закона «Об информации». Наказание предусматривает штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. или административный арест до 15 суток.
Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко пояснила, что законопроект о введении наказания за оскорбление власти в интернете оставит право на конструктивную критику. Она указала, что «речь идет о продуманных, серьезных оскорблениях».
Подробнее на РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5c3611fc9a79471fce614102
Позиция РАЭК
В ходе заседания в Госдуме 14 января 2018 года Директор РАЭК Сергей Плуготаренко представил предварительную отраслевую оценку обсуждаемых законопроектов, подойдя к их экспертизе с точки зрения интернет-бизнеса и возможных рисков для отраслевых интернет-игроков в случае принятия законопроектов в текущих редакциях.
В случае с этими 2 законопроектами мы наблюдаем отчетливое сохранение тренда регулирования Рунета в запретительно-охранительной парадигме. Это вызывает ожидаемую настороженно-негативную реакцию отрасли, которая уже заждались регуляторных инициатив “стимулирующего” свойства.
Сергей Плуготаренко объяснил, почему такая реакция отрасли является вполне адекватной и обоснованной. Если даже оставить за рамками значительную волну негативной реакции пользовательского сообщества, которая также может повлиять на работу интернет-игроков, основную отраслевую озабоченность вызывают:
-
Опасения дополнительной нагрузки на бизнес в результате вступления в силу подобных законов в текущих редакциях;
-
Необходимость вводить механизмы премодерации контента чтобы минимизировать риски попасть под новые штрафы и блокировки, предусмотренные данными законопроектами;
-
Демонстрация очередного вотума недоверия к сложившимся в Рунете механизмам саморегулирования, принятым и успешно работающим у различных онлайн-сервисов;
-
Также возникают в очередной раз опасения об усугублении правового неравноправия и неравной ответственности – в отношении российских и международных игроков, в результате правоприменительной практики в случае принятия законопроектов в текущей редакции.
Чтобы не быть голословным, директор РАЭК в своем выступлении предложил опереться на замеры отношения интернет-игроков и экспертов к регуляторным инициативам, которые мы регулярно проводим в рамках регулярного правового Дайджеста РАЭК и ИИИ “Право в IT”.
Самый свежий дайджест, по итогам всего 2018 года, будет представлен в январе. Но вот его го основные выводы:
-
Произошли серьезные изменения как в области государственных инициатив по регулированию интернета, так и в отношении к ним экспертов.
-
Значительно выросла доля инициатив, оцениваемых положительно, за счет сокращения доли “нейтральных” законопроектов. Долю положительных инициатив 2018 года эксперты оценили в 24%. В большинстве своем это постановления Правительства и законопроекты, внесенные на рассмотрение Правительством и ОГВ.
-
Есть немалые опасения, что обновленный экспертный анализ, дополненный новыми 2 инициативами (возникшими в самом конце 2018 года и не попавшими в последнюю волну исследования), резко изменит мнение экспертов и их оценки – в негативную сторону. Как результат – новая волна замеров в рамках Дайджеста “Право в IT” – покажет нам совершенно иную картину в начале 2019 года.
Позиция и предложения РАЭК в отношении Законопроекта-1 (о Fake-News)
Директор РАЭК также отметил, что эксперты Ассоциации считают, что борьба с предоставлением недостоверной информацией (fake news) требует реализации совершенно иных подходов к регулированию, чем принятые и практикуемые сегодня методы регулирования оборота информации, ограниченной в обращении. В случае с Fake-News нужны не "привычные" штрафы и блокировки, они не будут работать. А другие механизмы и другой инструментарий, находящийся в не рамок правового регулирования (или только правового регулирования).
В случае с Fake-News требуется комплексная оценка и проверка фактов на предмет достоверности или недостоверности информации (fact-checking).
При этом в данном случае такая проверка должна производиться с учетом того, речь идет о тех случаях, когда распространение недостоверной информации прямо не запрещено законом и не нарушает прямо прав и свобод конкретных субъектов (в противном случае недостоверная информация становится информацией, ограниченной в обращении как запрещенная к распространению). Что, очевидно, усложняет задачу. И представляется совершенно немыслимым перекладывание бремени этого fact-cheking на онлайн-площадки и интернет-платформы.
Директор РАЭК заявил, что даже предварительный анализ ситуации с Fake-News и международного опыта борьбы с ними позволяет уже сегодня предложить действенный инструментарий для борьбы с fake-news, который не требует принятия каких-либо отдельных законов.
В качестве инструментов борьбы с распространением недостоверной информации могут применяться как традиционные механизмы (рассмотрение заявлений и удаление недостоверной информации), так и иные механизмы, например, создание информационного ресурса (сайта, приложения) для проверки фактов и опровержений (фактчекинг), проведение программ повышения медиаграмотности и цифровой грамотности граждан, использование новых технологий (big data, искусственный интеллект) для выявления недостоверной информации, изменение алгоритма формирования новостной ленты и т.д.
В любом случае эта сложнейшая проблема не подлежит решению простыми законодательными инициативами.
РАЭК также обращает внимание, что создание и дистрибуция подобных инфоповодов в Сети – уже успешно регулируется и саморегулируется:
-
Постановление Конституционного Суда РФ еще от 2003 года (№18-П от 09.07.2003 г.) содержит в себе общие принципы удаления недостоверной информации, размещенной в сети Интернет.
На основании данного постановления были внесены необходимые изменения в ст. 15-2 Гражданского Кодекса РФ, которая устанавливает возможность для граждан требовать удаления информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию из сети Интернет, а также требовать опровержения указанных сведений. -
За действия в сети Интернет, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц, предусмотрена ответственность по ст. 282 Уголовного Кодекса РФ.
Согласно федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (статьи 10-10.5, 15.2-15.3), операторы связи, провайдеры хостинга и организаторы распространения информации обязаны удалять или ограничивать доступ к информации распространяемой с нарушением закона, включая пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды. -
Саморегулирование. При этом в политике всех социальных сетей предусмотрена процедура удаления информации по жалобам пользователей в тех случаях, когда данная информация является недостоверной или незаконной.
Например, любой пользователь сети “Вконтакте” может сообщить о подобном контенте с помощью кнопки “Пожаловаться”. В сети “Одноклассники” также есть инструмент, с помощью которого пользователи могут заявить о нелегальном контенте. Если контент нарушает действующее законодательство и правила социальной сети, он блокируется. Аналогичные инструменты есть и у зарубежных социальных сетей.
Позиция и предложения РАЭК в отношении Законопроекта-2 (оскорбление государства в Сети)
Комментируя второй законопроект (ответственность за оскорбление государственных символов) – по законопроекту 606594-7, директор РАЭК отметил, что по предварительному заключению экспертов РАЭК этот законопроект противоречит сложившейся тенденции, связанной с реформой 282 статьи, которая была подписана Президентом Путиным в конце 2018 года.
По сути в результате расширенного толкования норм данного проекта (а по опыту мы видим, что толкование всегда становится расширенным) может создать еще один репрессивный механизм против пользователей интернета. Кроме того, в действующем законодательстве уже предусмотрено наказание за оскорбление представителей власти (статья 319 УК РФ).
При этом если нам – отрасли и пользователям, что даже важнее – толково объяснят, что это законопроект нацелен не против “оскорбления властей в Сети” (такое его жаргонное название уже закрепилось в социуме благодаря в том числе публикациям представителей официальных СМИ), а о «недопустимости оскорблении государства и государственных символов», который лишь распространяет на пространство интернете ровно те нормы которые уже и так действуют в офлайне – тогда законопроект переходит в совершенно иную плоскость.
Из плоскости придирчивого рассмотрения взбудораженными пользователями и априори их негативного настроя, подпитываемого дискуссиями в соцсетях и тех самых СМИ, которые не чураются fake-news, законопроект переходит в плоскость спокойного и внимательного изучения экспертами на предмет того, действительно ли это просто перенес “офлайновых ограничений и практик – в онлайн”.
Позиция РОЦИТ
В дискуссии приняли участие и представители РОЦИТ – позиция центра по защите интересов интернет-пользователей во многом была созвучной позиции РАЭК, с большим акцентом на учет интересов пользователей и отстаивание их прав. В начале своего выступления директор РОЦИТ Сергей Гребенников подчеркнул, что даже заседание, которое проходит сегодня, уже обсуждается в интернете в искаженном контексте. Многие пользователи, подписанные на популярных общественных деятелей, полагают, что заседание проходит на тему защиты чиновников от оскорблений в интернете, хотя это совершенно не так.
Законопроект, который мы обсуждаем (ответственность за оскорбление государственных символов) ни в коем случае не об оскорблении чиновников, это законопроект о защите государственных символов, то что сегодня уже так или иначе присутствует в законодательных нормах и регулируется в офлайн части. Но для онлайн части необходима доработка в части формулировок.
Наиболее актуальной проблемой является почти бесконтрольный оборот информации, причиняющей вред чести, достоинству и репутации гражданина. Несмотря на наличие нескольких норм в уголовном законе, законодательстве об административных правонарушениях и гражданском праве, призванных обеспечить защиту граждан от таких действий, на практике гражданин по-прежнему остается незащищенным от оскорблений, травли и клеветы. Наиболее остро последствия такой правовой ситуации сказываются на несовершеннолетних, где связь случаев детских суицидов или подростковой агрессии с негативным информационным воздействием подтверждается правоохранителями.
Директор РОЦИТ также обозначил свою позицию по второму законопроекту о фейковых новостях.
Трагедия в Кемерово и Магнитогорске показала насколько важна проблема распространения ложной информации в интернете.
Буквально в первые часы после взрыва бытового газа в Магнитогорске даже официальные СМИ опубликовали информацию о возможном теракте, что конечно же подхватили блогеры, быстро распространив информацию по каналам социальных сетей, чем ввели в заблуждение миллионы пользователей. Сейчас нет какого-то единого подхода и предложения по тому, как законодательно обеспечить пользователей только достоверной информацией, мы можем полагаться только на цифровую грамотность пользователей, которая к счастью составляет уже порядка 6-ти пунктов из 10-ти и ежегодно растет. Наверное, здесь стоит говорить про саморегулирование. Я думаю, что есть профильные общественные организации, которые объединяют бизнес и которые поддержат идею саморегулирования в этом направлении.
Сергей подчеркнул, что законодательные инициативы в части государственного регулирования фейковых новостей должны быть изучены с точки зрения мировой практики.
Необходимо детально исследовать вопрос об инициативах в части контроля за фейк ньюз в интернете. Возможно Комитету стоит провести исследование на эту тему и привлечь к работе профильных специалистов.
Уточнения и переработка подобным образом законопроектов позволят добиться качественного сдвига в борьбе с киберунижением, создать действенный механизм для защиты прав, свобод и законных интересов граждан.
Подробнее о позиции и тезисах РОЦИТ в отношении 2 законопроектов – в материале РОЦИТ: Сергей Гребенников: “Законопроекты о фейковых новостях и оскорблениях в интернете нуждаются в уточнениях”
В ходе дискусси в Госдуме, представители РАЭК и РОЦИТ напомнили также, что ровно через месяц – 14 февраля 2019 года в Москве, в пресс-центре МИА “Россия Сегодня” пройдет форум по кибербезопасности – Cyber Security Forum 2019, в программе которого значительное место уделяется в том числе вопросам, обсуждаемым в ходе заседания в Госдуме 14 января. И пригласили участников заседания принять участие в работе на этой экспертной площадке.
Так, программа Форума в 2019 году охватывает актуальные вопросы кибербезопасности и связанные темы: персональные данные (включая введение и действие регламента по защите данных “General Data Protection Regulation” – GDPR); финансовая безопасность (в т.ч. в криптоиндустрии); безопасность мобильных устройств и приложений; противостояние массовым киберугрозам (связанным с появлением новых технологий взлома аккаунтов, в том числе в социальных сетях); поддержание позитивной и безопасной контентной среды для пользователей Рунета.
Акценты, которым в программе Форума уделено особое внимание в 2019 году: биометрические персональные данные (системы обработки, хранения и передачи); Fake News; методы синтеза человеческого изображения на основе искусственного интеллекта – Deep Fakes; проблема киберунижений (cyber-bulling) в социальных сетях.
Одной из самых популярных станет тема позитивного контента (в том числе озвученная президентом России в декабре 2018 года): вопросы создания, дистрибуции, монетизации такого контента его “замещяющая” функция; необходимость развития частно-государственного партнерства в этом направлении. В рамках Форума состоится церемония вручения наград победителям одноименного ежегодного Конкурса “Позитивный контент 2018”.