Директор РАЭК принял участие в заседании Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при Председателе Государственной Думы
Дата публикации: 27 мая 2019
24 мая 2019 года состоялось заседание Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при Председателе Государственной Думы.
В рамках заседания Сергей Плуготаренко рассказал о главных трендах развития Рунета, а также представил экспертную оценку законов и законопроектов, касающихся сети интернет. Кроме того, директор РАЭК обобщил и представил главные выводы регулярного Дайджеста РАЭК «Право в IT» и ряд отраслевых предложений, которые, по мнению аналитиков РАЭК, могут быть направлены на стимулирование развития цифровой экономики, в том числе в законодательной плоскости.
Большая часть представленных материалов агрегирована по итогам прошедшего в конце апреля 2019 года 23-го Российского Интернет Форума (РИФ+КИБ 2019) — www.rif.ru.
Напомним, РАЭК разработала собственный подход к описанию и измерению Экосистемы Цифровой экономики России. Он базируется на декомпозицию Экосистемы на 7 хабов (государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры), 10 срезов (аналитика и данные, бизнес-модели, разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити; интернет вещей, Mobile, гаджеты и железо, AI и BIG Data, регулирование, платформы, стартапы и инвестиции), 3 уровня (начальный, средний, гуру).
Вклад экономики Рунета в экономику Россию в 2018 году составил 3,9 трлн. рублей — это на 11% больше, чем в 2017 году.
Цифры по хабам экономики Рунета также впечатляют: маркетинг и реклама — 262,9 млрд. рублей, инфраструктура — 106,2 млрд. рублей, электронная коммерция — 1953,4 млрд. рублей, медиа и развлечения — 75 млрд. рублей, а непосредственный вклад мобильной экономики составляет 1,6 млрд. рублей.
Также Сергей отметил, что в России по результатам исследования “экономики совместного потребления” сегодня около 2,5 млн человек работают как фрилансеры, а это значит, что в рамках развития цифровой экономики не обязательно трудоустраиваться и переезжать в крупные города. Но одним из важных критериев роста цифрового развития на что сегодня должно обращать в первую очередь государство — это уровень цифровой грамотности населения.
Интернет-компаниям важно не только чтобы на рынке были в достаточном количестве квалифицированные кадры. Но еще и грамотные (цифрово-грамотные!) пользователи.
Участник заседания услышали из уст представителя отраслевой Ассоциации основных направлениях об основных трендах развития целых сегментов цифровой экономики и экономику рунета, о точках роста и барьерах.
Также были подготовлены основные выводы Дайджеста “Право в IT”, в рамках которого осуществляется регулярный мониторинг законов и законопроектов Российской Федерации, касающихся сети Интернет, а также выявляется отношение экспертов к внесенным за исследуемый период законопроектам.
В Дайджесте по итогам прошедшего года экспертами отрасли проведен анализ законопроектов и инициатив, касающихся регулирования сети Интернет за 1-4 кварталы 2018 года. Мониторингу подверглись законопроекты, принятые Государственной Думой и проекты на рассмотрении и обновления статусов проектов, находящихся на рассмотрении в 2018 году.
В 2018 году произошли серьезные изменения как в области государственных инициатив по регулированию интернета, так и в отношении к ним экспертов.
Значительно выросла доля инициатив, оцениваемых положительно, за счет сокращения доли “нейтральных” законопроектов.
Изначально долю положительных инициатив 2018 года эксперты оценили в 24%. В большинстве своем это постановления Правительства и законопроекты, внесенные на рассмотрение Правительством и ОГВ:
-
Частично они находятся в треке программы Цифровая экономика;
-
А другая часть направлена на исправление давно существующих регуляторных изъянов (ярким примером такой инициативы является законопроект о недискриминационном доступе провайдеров в жилые дома).
Однако за счет внесения на рассмотрение в декабре 2018 года ряда резонансных законопроектов, рассмотрение которых запланировано на 2019 год, итоговая доля положительных инициатив несколько уменьшилась и составила 15%, что на 3% больше, чем в прошлом году.
Вместе с тем продолжается тенденция неоднозначной оценки инициатив — значительная доля резонансных инициатив за этот период могла бы иметь концептуальную поддержку экспертов, но получила неоднозначную оценку вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены. Это результат недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли или обществу.
При этом в РАЭК вынуждены отметить высокую долю отрицательных инициатив: общий вектор законодательства продолжает оставаться запретительным.
Также стоит отметить, что в конце 2018 года Дмитрий Медведев объявил о проведении наиболее масштабной за последние 20 лет реформы контрольно-надзорной деятельности, которая в том числе затрагивает область связи и информационных технологий. Основные положения, касающиеся данной сферы:
-
Аудит и пересмотр НПА, перенос требований по КнД в законодательные акты
-
Уход от «карательной» политики контролеров и переход к профилактике
-
Снижение числа проверок
-
Риск-ориентированный подход
-
Фактическая отмена действия НПА СССР и РСФСР (такие еще встречаются в области связи)
В рамках регуляторной гильотины эксперты РАЭК предлагают также реализовать следующее:
-
Комплексное совершенствование (кодификация) нормативно-правовых документов в области связи и интернета
-
Защита персональных данных
-
Единообразные меры по ограничению распространения незаконного контента (требования по блокировке и удалению)
-
Цифровая доставка контента, авторские и смежные права в сети Интернет
-
Развитие несырьевого экспорта
-
Снятие ограничений на интернет-торговлю
Отраслевые выводы и рекомендации на данном этапе обсуждения вопросов законодательного сопровождения цифровой экономики — по мнению экспертов РАЭК должны основываться на следующих принципах:
-
Системном подходе к законодательству в сфере связи, информации и информационных технологий
-
Законодательной унификации принципов регулирования независимо от применяемых технологий
-
Гармонизации российского законодательства с лучшей (показавшей свою эффективность) практикой регулирования зарубежных стран и международной практикой
-
Развития отечественных технологий и несырьевого экспорта
-
Сокращения цифрового неравенства, защита прав пользователей
-
Стимулирования малого и среднего бизнеса, стартапов
В заседании приняли участие:
-
Вячеслав Володин (Государственная Дума РФ)
-
Савва Шипов (Министерство экономического развития РФ)
-
Леонид Левин (Государственная Дума РФ)
-
Константин Носков (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций)
-
Владимир Константинов (Государственный совет республики Крым)
-
Анатолий Аксаков (Государственная Дума РФ)
-
А также другие представители профильных комитетов госдумы и профильных министерств и ведомств.