РАЭК приняла участие в обсуждении на площадке Госдумы законопроекта об ограничении иностранных инвестиций в российские интернет-компании

Дата публикации: 10 Октября 2019

РАЭК приняла участие в обсуждении на площадке Госдумы законопроекта об ограничении иностранных инвестиций в российские интернет-компании

10 октября 2019 года в Москве состоялось расширенное заседание Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи на тему: «Регулирование интернет-ресурсов, занимающих доминирующее положение в информационном пространстве», в ходе которого будет обсуждаться проект федерального закона № 763517-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 18 Федерального закона «О персональных данных».

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы (в том числе инициатор законопроекта А.В.Горелкин и руководитель профильного комитета Л.Л.Левин), представители федеральных органов исполнительной власти (ФАС, Роскомнадзор, Минцифраз, Роспотребнадзор), отраслевые эксперты и специалисты, интернет-игроки и профильные ассоциации - среди которых с докладом и позицией РАЭК выступил директор Ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко

В рамках заседания Сергей представил официальную позицию РАЭК по обсуждаемому проекту. 

В начале своего выступления Сергей Плуготаренко выразил благодарность Л.Л.Левину и профильному Комитету Госдумы в целом - за организацию экспертного обсуждения на площадке Госдумы в самом начале “жизни” этого резонансного законопроекта, а также выразил солидарность с позицией и тезисами некоторых предыдущих спикеров: Алексея Иванова (НИУ ВШЭ), который представил отдельную презентацию о процессах, связанных с цифровизацией экономики во всем мире, и о роли доминирующих игроков в ней), Елены Александровны Зайцевой (ФАС), конечно же Еленой Буниной (Яндекс) и других представителей интернет-отрасли. 

РАЭК не была бы Ассоциацией, представляющей интересы большого числа совершенно разных игроков, работающих на цифровых рынках, если бы мы не находили сложные и неоднозначные моменты в новом регулировании и не старались бы предложить собственную экспертизу для их нивелирования и устранения.

В связи с этим позволю изложить те тезисы, которыми мы руководствовались, направляя ранее в адрес Комитета свое предварительное заключение на законопроект в его текущей версии (напомню, что заключение РАЭК было отрицательным).

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Вот основные тезисы и позиция РАЭК:

  1. Мировой опыт наглядно показывает нам, что все страны, строящие цифровые экономики, начали задумываться о вопросах национальной безопасности: кто-то давно, кто-то недавно.

  2. Данные - “новая нефть” экономики или “новая кровь цифровой экономики”? ДА! 

  3. Интернет-компании и владельцы-агрегаторы-операторы данных - оказывают влияние на экономику? ДА! (Леонид Левин кстати в начале своего выступления процитировал выводы ежегодного исследования РАЭК “Экономика Рунета / Экосистема Цифровой экономики России”: мы говорим о вполне измеримых 5% вклада интернет-экономики в ВВП России. У РАЭК и ИРИ, кстати даже более драматичная оценка объема “связанных с интернетом рынков”, мы называем их сегменты “Интернет+, в размере 25%)

  4. Будет ли в связи с этим очевидным влиянием - усиливаться регулирование этих отраслей? Очевидно ДА! 

  5. Будут ли во всех юрисдикциях подвергаться регулированию те игроки, которые работают на этих рынках? Особенно доминирующие? ДА! Будут и уже есть такие попытки регулирования, независимо от своей природы происхождения, географической принадлежности и/или транснациональности. То есть нам (отрасли) не избежать этого, очевидно. 

  6. Тогда КАК должно осуществляться такое регулирование?

    a) Парадигма регулирования: стимулируем, а не запрещаем.
    РАЭК не устает повторять, что это регулирование (в отношении национальных ИТ-лидеров как минимум) должно быть стимулирующим, а не охранительно-запретительным. 

    b) Не должны страдать отечественные интернет-игроки.
    При этом стимулирующим оно должно быть не на словах и не в помыслах, а в конечном эффекте правоприменения: регуляционный бумеранг очень часто прилетает и бьет точно по тем игрокам, которых он должен вроде как защищать. Рынок не всегда считывает сигналы от регуляторов так, как последним хотелось бы. И здесь важно слушать тех, кто понимает и знает рыночные правила и готов подсказать регулятору шаги по минимизации негативных последствий для российских интернет-игроков. 

    c) Трансграничность цифры
    Необходимо помнить, что интернет и цифровая экономика - трансграничны. Интернет и цифровые сервисы сегодня – это экосистемы, экономика, коммуникации, миллионы сервисов, мобильные приложения, инфраструктура, .... И эти экосистемы трансграничны, и это не может подвергаться пересмотру. 

  7. Выводы РАЭК:
    Осознавая и солидаризируясь с изначальным целеполаганием законопроекта и тезисами, представленными выше, эксперты РАЭК подвергли критике существующий текст и конструкцию законопроекта и определили следующие принципиальные моменты, которые требует детального рассмотрения, отмены или корректировки:

    1. Ограничение иностранных инвестиций препятствует развитию цифровой экономики

    Меры по ограничению иностранных инвестиций в российские интернет-компании значительно подорвет инвестиционный потенциал российской интернет-индустрии. Иностранные инвесторы являются акционерами всех крупнейших российских (в том числе, публичных) интернет-компаний. Мера ударит не только по существующим интернет-компаниям, но и по инвестиционному климату в целом, создает ситуацию полной правовой неопределенности для потенциальных институциональных инвесторов и даст четкий сигнал стартапам, что для привлечения иностранных инвестиций им необходимо будет сменить юрисдикцию компании.  В текущей ситуации недофинансирования, такое ограничение может привести к крайне негативным эффектам для реализации задач построения цифровой экономики.

    Для многих  компаний принятие данного проекта может привести к значительному снижению капитализации и принуждению к продаже крупным игрокам, может повредить он и российским компаниям, пытающимся выйти на международные рынки, так как ограничит возможности для инвестиций и совместных проектов.

    Необходимо отметить, что в целях обеспечения защиты национальных интересов Российской Федерации и формирования в России предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов были приняты Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», содержащие четкие и прозрачные правила для иностранных инвесторов в России. Законопроект игнорирует сложившуюся правовую практику и не содержит отсылок к действующему законодательству в данной предметной области.

    2. Предлагаемые ограничения в текущей конструкции законопроекта приведут к правовой неопределенности

    Законопроектом не предлагается четких критериев для отнесения компаний к значимым, отсутствует и отсылка к подзаконному акту Правительства для определения таких критериев и методике их выявления, при этом в полномочия федеральный органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи не входит определение подобных критериев или установление ограничений на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ.

    3. Принятие законопроекта в текущем виде может спровоцировать уход компаний с российского рынка и создать неравные условия для российских компаний (тот самый “правовой бумеранг”, о котором я предупреждал ранее)

    Законопроектом предлагается установить запрет для владельцев значимых информационных ресурсов на передачу или предоставление доступа к собранной с использованием значимого информационного ресурса информации о пользователях. Кроме того, законопроект предлагает установить для владельцев значимых информационных ресурсов требование о размещении технических средств значимых информационных ресурсов на территории России. 

    Очевидно, что в силу экономических и технологических причин, а также трансграничной природы Интернета, перенос всех технические средств глобальными интернет-компаниями и производителями программного обеспечения исключительно в Российскую Федерацию невозможен. Запрет на передачу информации о пользователях фактически невыполнимо для владельцев иностранных сайтов и программ, у которых есть российские пользователи.

    Принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к массовому уходу популярных интернет-ресурсов с российского рынка, что негативно скажется на российских гражданах.

    4. Положения Законопроекта дублируют уже существующие в законодательстве нормы

    Законопроектом предлагается дополнить статью 18 Федерального закона 152-ФЗ «О персональных данных» частью 6, которая установит недопустимость использования баз данных, находящихся за пределами РФ, при обработке персональных данных с применением значимых информационных ресурсов. Предлагаемая норма является избыточной и дублирует существующую норму части 5 той же статьи 18 закона, которая уже устанавливает обязанность оператора обрабатывать персональные данные граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации.

Принятие данного законопроекта в предложенной редакции может подорвать устойчивость и конкурентоспособность российских компаний, дать негативный сигнал всем участникам технологического рынка относительно условий ведения бизнеса в стране, создать препятствия для формирования в России предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

При этом глава РАЭК отметил, что Ассоциация поддерживает предложения, высказанные коллегами из интернет-отрасли, о необходимости создания Рабочей группы по доработке законопроекта. РАЭК готова делегировать своих экспертов для участия в ней, готова агрегировать мнения интернет-игроков и доносить консолидированную позицию отрасли до законодателей, напрямую или посредством участия в указанной рабочей группе.

Материалы и СМИ по теме: