В борьбе с потребительским экстремизмом: в РАЭК прошла закрытая встреча Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”

Дата публикации: 19 Декабря 2019

В борьбе с потребительским экстремизмом: в РАЭК прошла закрытая встреча Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”

19 декабря на площадке офиса РАЭК прошла встреча, посвященная вопросам потребительского экстремизма. Дискуссия прошла под эгидой Бизнес-кластера “РАЭК / Электронная коммерция”.

На встрече присутствовали представителя таких компаний, как Bosch, Avito, МегаФон, Wildberries, Яндекс, Яндекс.маркет, Electrolux, DNS, Miele, МТС, Пульт.ру, Apple, Alibaba Group.

Модератором встречи выступил председатель Бизнес-кластера “РАЭК / Электронная коммерция” Иван Кургузов.

Сегодня мы собрались для того, чтобы понять общие места и разницу в проблемах с недобросовестными потребителями в разных областях омниканальной торговли.

В дальнейшем совместно с Ассоциацией электронных коммуникаций мы сделаем ряд конкретных шагов для укрепления безопасной торговли в онлайн-среде и  продвижения нашего совместного проекта на законодательном уровне. Многие игроки рынка по отдельности предпринимали попытки борьбы с явлением потребительского экстремизма. Однако, как показывает практика, все они оказались безуспешными. В связи с этим сегодня мы постараемся разобраться, какие существуют “дыры” в существующем законодательстве и определить инструменты привлечения внимания общественности к проблеме.

Иван Кургузов

ИванКургузов

Председатель Бизнес-кластера “РАЭК / Электронная коммерция”

Также свои мнением об актуальности темы поделился Анатолий Чечерин, экс-вице-президент по административно-правовым вопросам в ООО "Евросеть-Ритейл".

На протяжении всех 14 лет, что я работал в компании, могу сказать точно, что потребительский экстремизм наносит один из самых мощных уронов организации.

Стоит отметить, что все поправки, которые есть в законе, уже давно соблюдаются экстремистами. Отсюда следуют, что закон уже прилично устарел. На сегодняшней встрече присутствуют представители не только ритейла, но и других отраслей и цель сегодняшнего мероприятия в том, чтобы собрать актуальную информацию о встречах с потребительским экстремизмом.

Анатолий Чечерин

АнатолийЧечерин

экс-вице-президент по административно-правовым вопросам, ООО "Евросеть-Ритейл"

На встрече участники поделились своими методами борьбы с негативным явлением.

Потребительский экстремизм приобрел сегодня массовый характер. Компания Miele сталкивается с этим явлением во всех регионах страны.

В таких ситуациях приходится прибегать к крайним мерам: нашей компании пришлось нанять частного детектива, благодаря которому нам удалось собрать полный отчет и восстановить картину происходящего, после чего мы и стали выигрывать суды.

Надежда Бякова

НадеждаБякова

Руководитель юридической службы Miele

У нас, в компании Bosch, происходят аналогичные истории, связанные с недобросовестным, а порой и преступным поведением со стороны потребителя.

Некоторую часть дел таких дел мы проиграли именно потому, что нам не приходили извещения об исках или же решение принималось заочно. В какой-то момент мы решили, что нужно с этим бороться: мы опубликовали документы на сайте, начали звонить СМИ и предлагать материал для публикации. Мы заявили, что будем открыто противостоять преступным схемам, которые строят экстремисты.

Нина Кондрашова

НинаКондрашова

Юрисконсульт Bosch

Помимо традиционных моментов, например претензионного порядка или размера пени, на встрече обсуждались и другие варианты улучшения ситуации, как то:

  • сужение спектра официальных способов принятия претензий;
  • ограничение срока исковой давности;
  • появление списка организаций, осуществляющих экспертизу, аккредитованных при Роспотребнадзоре

И многие другие.

Кроме того, на встрече определили регионы России, наиболее подверженные преступной деятельности со стороны потребителей. Среди них находятся: Самара, Саратов, Краснодар, Тольятти и Волгоград. Примечательно, что в Москве и Санкт-Петербурге это явление не имеет массового характера. 

Также участники договорились об обмене наилучшими практиками, уже сейчас позволяющими снизить потери бизнеса от потребительского экстремизма.

По итогам встречи было принято решение создать документ – сводку проблемных тем, связанных с потребительским экстремизмом, и выделить ряд предложений по их устранению. В 2020 году планируется направить в профильные ФОИВ и комитеты ГосДумы готовые предложения.


О Бизнес-кластере “РАЭК / Электронная коммерция”

Идея Бизнес-кластера возникла в 2014 году по итогам осмыслении опыта работы комиссии по Электронной коммерции РАЭК (20010-2014 годы) и ряда других организаций. Кластер является старейшим и одним из наиболее успешных бизнес-кластеров РАЭК. 

В его арсенале – аналитические и исследовательские проекты, собственные мероприятия и экспертная поддержка отраслевых мероприятий, GR-наработки, ноу-хау по организации межотраслевого диалога и диалога “отрасль-государство”, PR-продукты и пр. 

Руководит Кластером с 2014 года Иван Кургузов. В состав Кластера входят организации, представляющие ритэйл-сегмент, сегмент e-Commerce, а также смежные отрасли. Эксперты Кластера – представители соответствующих компаний, также входят в релевантные комиссии, комитеты и советы при профильных органах государственной власти. 

Подробнее о Бизнес-кластере https://raec.ru/clusters/e-commerce/