Директор РАЭК принял участие в заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи
Дата публикации: 5 февраля 2020
В среду, 5 февраля, состоялось расширенное заседание Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи с участием Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максута Шадаева.
В нем приняли участие заместитель Председателя ГД Петр Толстой, председатели других комитетов ГД, депутаты от всех фракций, руководители профильных ведомств, эксперты, представители делового сообщества и IT-отрасли, директор РАЭК Сергей Плуготаренко и директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Председатель Комитета Александр Хинштейн отметил, что «нам важно на старте скорректировать совместную деятельность, потому что речь идет о совместной работе по исполнению тех задач, которые поставлены Президентом РФ в последнем Послании и других руководящих документах».
Задача государства — максимально облегчить общение гражданина с властью.
Видим свою задачу, чтобы объединив усилия с профильными ведомствами, быстро выполнить поставленные Президентом РФ задачи.
По словам парламентария, речь, в частности, идет о создании единого реестра граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов, о разработке и утверждении концепции комплексной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды, а также о принятии решений по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны.
У нас есть полное понимание с Министерством о необходимости обеспечить всех участников и инвалидов Великой Отечественной войны бесплатными сотовыми телефонами с определенным выделенным лимитом сотовой связи. В первую очередь эти сотовые телефоны нужны нашим фронтовикам как средство экстренной помощи.
По его словам, совместно с профильными ведомствами депутаты будут работать над вопросами внедрения российского ПО, регулирования «больших данных» и т. д.
Петр Толстой в свою очередь подчеркнул, что совместная работа профильного комитета и Министерства необходима для эффективной реализации национального проекта «Цифровая экономика».
В ходе заседания Максут Шадаев представил обновленную концепцию работы министерства, рассказал о приоритетных задачах, а также рассказал о планах по развитию цифрового правительства — комплексе мер, призванных максимально упростить и избавить от бюрократии общение граждан с чиновниками.
Портал Znak.com подготовил дайджест основных тезисов выступления Министра:
Идентификация
По словам Шадаева, уже сформирована инфраструктура электронного правительства, в которой зарегистрированы более 70 млн человек. Для дальнейшего развития правительству следует решить вопрос с идентификацией граждан, что позволит значительно упростить документооборот и обращения граждан в различные ведомства. Для этого Шадаев предлагает установить юридическую значимость цифровой идентификации.
Сейчас единственным способом такой идентификации является усиленная цифровая подпись.
Она платная. Здесь мы рассматриваем разные варианты. Один из них —возможность биометрической идентификации онлайн. У нас есть хороший прецедент в финансовом секторе, когда гражданин может получать услуги без электронной подписи.
Сейчас, по словам министра, нужно решить вопрос о регистрации граждан при их желании. «Это возможность для граждан выбрать форму коммуникации с государством. Если гражданин выбирает электронный способ, мы должны регистрировать его в системе, чтобы он мог обращаться», — говорит Шадаев.
Цифровой паспорт
Еще один смежный вопрос, который поднял Шадаев, — постепенная замена бумажных паспортов.
Это большой и сложный вопрос. У нас есть бумажные паспорта… Есть страны, которые перешли на смарт-карты и даже мобильные приложения.
Мы прорабатываем этот вопрос. Очевидно, что в стране многие уже платят телефоном. Можно создать идентификационное приложение, которое бы использовалось в некоторых случаях. Этот большой блок по идентификации нужно решить.
Оптимизация услуг
Госуслуги будут подвергнуты оптимизации.
У нас есть понятие „суперсервис“, когда мы говорим про жизненные ситуации.
Мы часто сталкиваемся с тем, что надо не одну слугу, а целый комплекс услуг получить. Будет правильно, когда мы сможем перейти от последовательного заполнения ряда заявлений к одному, которое позволило бы запустить ряд услуг. То есть — ребенок родился, достаточно будет заполнить одно заявление, чтобы получить маткапитал, ИНН и т. д. Необходимо перейти на реестровую модель. При этом отмечаем, что если человек хочет бумажную копию, ему из этого реестра достают и ставят печать. Нужно уделить внимание защите таких реестров.
По его словам, чиновники не должны требовать от гражданина обращения в органы власти для получения некоторых услуг.
«Можем со свидетельством о рождении маткапитал оформлять», — говорит Шадаев.
Государство и бизнес
Также министр рассказал о цифровизации в области надзорной деятельности. «Когда мы говорим об исключении субъективности, нужно понимать, что в системы должны быть встроены жесткие алгоритмы», — говорит Шадаев.
По словам министра, на регионально-муниципальном уровне бизнес узнает о том, что в отношении него назначена проверка по факту.
Для нас такая практика непонятна. Информация о проверках должна тоже заноситься в реестр. Бизнес уведомляется о том, что в отношении него назначена проверка.
На уровне госоргана обрабатывать документы очень сложно. Бизнес уже готов, чтобы все это делалось в электронном виде, готовы загружать документы онлайн. Нарушения будет выявлять система скоринга, которая будет показывать, куда обратить внимание. Машина будет рекомендовать для проверок красные зоны, инспекторы будут отрабатывать их.
Также для исключения субъективности инспекционной деятельности будет развиваться интернет вещей. «Датчики могут заменить инспектора. Например в экологической сфере. Датчики все фиксируют, субъективность инспекторов исключена», — говорит Шадаев.
Принцип «одного окна»
Шадаев обратил внимание, что у государства есть много данных о гражданах, тогда как сами граждане доступа к этим данным не имеют. Это министерство планирует изменить.
Если я хочу посмотреть эти данные, то это сложная процедура — нужно получать выписку и т. д.
Один из важных аспектов — человек должен иметь возможность видеть эти данные. Это поможет избавиться от „грязных данных“ — когда из-за ошибки они были внесены неверно. В этом случае человек увидит ошибку и направит запрос, чтобы она была исправлена.
По задумке Шадаева, гражданин сможет не только просматривать эти данные, но и распоряжаться ими. «Фактически я должен иметь механизм давать согласие тому или иному ведомству на работу с этими данными», — говорит Шадаев.
Также граждане часто не знают, куда писать жалобу, отметил министр. Для того, чтобы решить эту проблему, нужно ввести принцип «одного окна», куда гражданин пишет свое обращение, а система автоматически направляет его в ответственное ведомство.
Общественный контроль
Еще одно важное новшество, предлагаемое Шадаевым, — возможность граждан влиять на локальную повестку.
Граждане должны получить возможность влиять на принятие решений: как будет расходоваться часть средств (небольшая), связанная с развитием инфраструктуры.
По его словам, людям можно дать возможность голосовать, например, за то, какой объект в первую очередь ремонтировать.
Это же касается и публичных слушаний. Шадаев отметил, что сейчас общественные слушания проводятся в оффлайн-режиме, тогда как есть много граждан, которые не могут явиться на обсуждение лично. «Нам кажется важным, чтобы мы дали гражданам возможность вносить свои предложения виртуально», — говорит Шадаев. Он оговорился, что виртуальные общественные слушания не отменяют реальные, это лишь дополнительная опция.
Управляющие компании
Изменения доберутся и до системы управления многоквартирными домами. По словам Шадаева, часть жителей лишена возможности решать домовые вопросы и влиять на повестку.
Жители могли бы выносить вопросы, принимать решение по ним.
Мы должны обязать УК реагировать на обращения граждан. Сейчас самое большое количество жалоб — до 30-40% — касаются недостатков работы УК. Мы сами поставили ситуацию с ног на голову. Часто люди вместо того, чтобы жаловаться в управляющую компанию, сразу пишут губернатору.
Спам
Шадаев отметил, что телефонный спам стал большой проблемой в наши дни.
Нет возможности пожаловаться, а у операторов нет обязанности блокировать такие звонки. Мы должны какой-то механизм реализовать.
Кроме того, сейчас нет механизма отозвать свое согласие на обработку персональных данных, которое мы иногда предоставляем различным ведомствам. Нужно придумать схему отзыва такого согласия.
Отрасль ждет, что озвученные сегодня в ходе заседания приоритеты в работе Министерства цифрового развития окажут позитивное влияние на развитие интернет-бизнеса в России и будут способствовать развитию диалога отрасли и государства.
Мы в РАЭК на протяжении многих лет анализируем основные показатели развития Рунета и описываем Экосистему цифровой экономики России. Получаемые данные - это крутые индустриальные индикаторы развития отрасли. Я хотел бы, чтобы они легли в основу будущих принципиальных решений государства в отношении развития интернета в России.
Кроме того, мы надеемся на то, что на площадке Комитета мы сможем и дальше обсуждать принципиальные для интернет-бизнеса вопросы и выстраивать эффективный диалог между государством и отраслью.
Уверен, одним из направлений работы Министерства должен стать комплекс мер по повышению уровня цифровой грамотности населения.
Мы уверены, именно этот фактор станет ключевым при дальнейшем внедрении цифровых технологий в жизнь граждан. Общественность станет лучше понимать, что из себя представляет нацпрограмма “Цифровая экономика”, как пользоваться электронными сервисами, как обезопасить себя в сети.