Более  50% экономики России зависит от интернета

Дата публикации: 4 Марта 2020

Более  50% экономики России зависит от интернета

4 марта 2020 года в Москве, в Мраморном зале Дома журналистов состоялся круглый стол на тему “Интернет в России: состояние, тенденции и перспективы развития”.

Модераторами круглого стола стали представители аналитического отдела РАЭК Карен Казарян и Мария Сайкина.

Цифровая экономика России

О состоянии и трендах цифровой экономики России рассказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

По данным Mediascope за 2019 год аудитория Рунета составляет 95,9 млн человек, проникновение интернета — 78,1%. Мобильная аудитория традиционно демонстрирует рост, в этом году она составила 85,2 млн человек. Можно ожидать, что в ближайшее время мобильная аудитория сравняется по объему в аудиторией Рунета.

Объем экономики Рунета составил 4,7 трлн рублей, рост 20% относительно 2018 года.

Объем хабов экономики Рунета: Реклама и маркетинг — 330 млрд рублей, Инфраструктура — 130 млрд рублей, Электронная коммерция — 2850 млрд рублей, Платежные услуги — 1350 млрд рублей, Цифровой контент — 115 млрд рублей.

15-17 апреля 2020 года на РИФ+КИБ мы подробно обсудим экономику Рунета, а также представим результаты ряда отраслевых исследований, подготовленных аналитическим отделом РАЭК.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Экономика России = цифровая экономика

Карен Казарян, главный аналитик РАЭК, поделился с участниками дискуссии основными показателями роста отечественной интернет-отрасли, сдерживающими факторами, отраслевыми проблемами и путями их решения.

В рамках работы над ежегодным исследованием Экономики Рунета мы пришли к выводу, что от 50 до 80% экономики России зависит от коммуникационных и цифровых технологий.

Карен Казарян

КаренКазарян

РАЭКГлавный аналитик

Инфраструктура доменов

Директор Координационного центра доменов .ru/.рф Андрей Воробьев говорил про инфраструктуру российского доменного рынка.

На сегодняшний день DNS-инфраструктура российских национальных доменов поддерживается MSK-IX и насчитывает 21 узел, 11 из которых расположены в 9 российских городах, а 10 - за пределами страны (в Европе, Азии, Северной и Южной Америках).

Если в 2010 мы насчитывали около 2 млрд DNS-запросов в день, то сегодня их число выросло в 3 раза - до 6 млрд запросов в сутки. Около 40% из них приходится на Россию. В 2019 году было зафиксировано 3 крупные DDos -атаки на инфраструктуру российских национальных доменов длительностью от нескольких недель до 1,5 месяцев. В 2020 году совместно с Ростелекомом и его профильными подразделениями планируется внедрение дополнительных организационно-технических мер, направленных на обеспечение непрерывности функционирования системы адресации, а также обеспечивающих дополнительную защиту прав администраторов доменных имён путём внедрения механизмов, предоставляющих дополнительные гарантии сохранности информации о доменных именах.

Андрей Воробьев

АндрейВоробьев

Координационный центр доменов .ru/.рфДиректор

Цифровой диктант

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников поднял тему цифровой грамотности. 

Сегодня в обществе все еще бытует заблуждение, что старшее поколение обладает меньшим уровнем цифровой грамотности, чем молодежь.

Но на деле это не так. Как показали результаты Диктанта, самая активная аудитория в цифровом пространстве — это люди в возрасте от 25 до 34 лет. Они знают, как настроить компьютер, как пользоваться планшетом и мобильным телефоном. А вот уровень цифровой грамотности подростков 14-17 лет лишь на 0.04 балла выше, чем у людей старше 60 лет, что делает эту группу, несмотря на ее прогрессивность, одной из самых незащищенных в Рунете.

Сергей Гребенников

СергейГребенников

РОЦИТДиректор

В прошлом году акция вызвала широкий интерес среди пользователей, но не все успели принять участие. В 85 регионах РФ диктант прошли почти 40 000 пользователей. Поэтому в этом году организаторы увеличили срок проведения до двух недель и ждут еще больший охват аудитории. В этом году акция пройдет с 28 марта по 11 апреля, а зарегистрироваться можно уже сейчас на сайте цифровойдиктант.рф.

Sharing-экономика в России

Руководитель Кластера “РАЭК / Sharing economy” Антон Губницын в рамках своего доклада затронул тему экономики совместного потребления

Лидером шеринга в России является сегмент С2С продаж (порядка 566 млрд руб.). За ним следуют онлайн-биржи труда, или сервисы Р2Р услуг (140 млрд руб.), каршеринг (20,5 млрд руб.), карпулинг (17,8 млрд руб.) и краткосрочная аренда жилья (15,6 млрд руб.).

Пятерка отраслей-лидеров не изменилась по сравнению с 2018 г., при этом каршеринг поменялся местами с карпулингом (сервисы по поиску попутчиков), обогнав последнего по объему транзакций. Вместе с тем динамика роста шеринг-рынка в нашей стране взяла новую вершину: 50% вместо прошлогодних 30%. Среди основных трендов экономики совместного потребления в России в 2019 г. РАЭК и ТИАР-Центр выделяют взросление аудитории — развитие пользовательских сообществ в возрастной группе 40+, а также расширение географии — рост пользования шеринг-сервисами в регионах, в том числе за пределами региональных столиц.

Антон Губницын

АнтонГубницын

Руководитель Кластера “РАЭК / Sharing economy”

Тренды социальных сетей

Василий Черный директор по маркетингу Brand Analytics рассказал о трендах развития социальных сетей.

Социальные сети сегодня — это пятая власть и новая валюта.

В ноябре 49 млн активных пользователей социальных сетей написали около 1,3 млрд сообщений в месяц. В день публикуется приблизительно 25 млн картинок, а роль подкастов стремительно растет. Также появилась негативная тенденция: рост кибербуллинга — порядка 58% пользователей стало некомфортно находится в социальных сетях.

Василий Черный

ВасилийЧерный

Brand AnalyticsДиректор по маркетингу

Рунет и дети

Дмитрий Чистов из Института Исследований Интернета презентовал данные исследования “Детский Рунет”

Говоря о позитивном детском контенте, важно понимать, что потенциальная аудитория такого контента по данным исследования «Детский Рунет 2019» — десятки миллионов человек.

Дело остаётся за качеством такого контента и его привлекательностью для целевой аудитории. В последние несколько лет в сегменте видео и анимации можно наблюдать интенсивный рост производства отечественного контента, что задаёт позитивный тренд на будущее. Детский Рунет — сегмент Рунета, который объединяет детский контент и его потребителей не только из России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья, где проживает русскоязычное население. 26 млн человек посещают сайты, специализирующиеся на детском контенте. За год этот показатель вырос на 6,1%. На платформах, включая социальные сети и видеохостинги, потребителей детского контента по сравнению с 2018 годом стало на 9,7% больше — 45 млн человек. Если рассматривать не только аудиторию детского контента в Рунете, проживающую на территории России, но и детей и родителей из стран ближнего и дальнего зарубежья, то совокупная аудитория Детского Рунета по итогам 2019 года составила 59,3 млн человек, увеличившись за год на 12%. Последнее в том числе говорит о важности детского сегмента рунета для культурной интеграции людей, проживающих в дальнем и ближнем зарубежье.

Дмитрий Чистов

ДмитрийЧистов

Институт исследования интернетаГлавный аналитик

Ритейл и искусственный интеллект

Мария Сайкина (РАЭК) представила результаты исследования “Искусственный интернет в ритейле”

Мы выяснили, что 42% российских ритейлеров уже сегодня используют технологии и решения на основе искусственного интеллекта, а еще 35% — планируют начать в течение 5 лет. Таким образом, к 2024 году технологии и решения на основе искусственного интеллекта будет использовать 77% российских ритейлеров.

Мария Сайкина

МарияСайкина

РАЭКАналитик

Тренды электронной коммерции&

Про отрасль электронной коммерции, ее будущем и настоящем рассказал Руководитель Кластера “РАЭК / Электронная коммерция” Иван Кургузов.

Вокруг происходит активная законотворческая деятельность. Возможно, в 2020 году будет разрешена торговля лекарствами и алкоголем через интернет. В будущем нас ждет: активная торговля через соц. сети, кроссбордер, D2C, омниканальный ритейл, нейросети, и маркетплейсизация.

Иван Кургузов

ИванКургузов

Руководитель Кластера “РАЭК / Электронная коммерция”

Цифровое устойчивое развитие

О цифровом устойчивом развитии рассказала Эльза Ганеева, Менеджер по работе с государственными органами, Microsoft. Напомним, в феврале 2020 года РАЭК и ТИАР-Центр при поддержке Microsoft начали исследование по теме устойчивости цифрового развития (Digital Sustainability). 

Авторы анализируют вызовы, связанные с развитием и распространением цифровых технологий, отношениями между человеком и технологиями.

По мере все большего проникновения технологий во все сферы нашей жизни, технологические компании должны с большей ответственностью подходить к их созданию и использованию.

Важно позаботиться о том, чтобы технологии раскрывали человеческий потенциал и способствовали созданию инноваций для устойчивого развития общества. Так Microsoft реализует программу AI for Good, целью которой является поддержка проектов, разрабатывающих решения для глобальных социальных, экономических и экологических проблем. Кроме того, в начале этого года мы анонсировали планы достичь отрицательного уровня углеродной эмиссии к 2030 году и полностью устранить последствия выбросов за все время с момента основания компании к 2050 году. В то же время важно понимать, что наибольшей эффект удастся достичь лишь благодаря совместным усилиям технологических компаний, общества и государства. Для этого сегодня в России мы реализуем ряд проектов с Тиар-центром по выявлению перспектив развития устойчивого общества в России, а также с Международным Советом Музеев, ИКОМ, - по определению уровня цифровых компетенций сотрудников российских музеев и интеграции цифровых решений в их деятельность.

Эльза Ганеева

ЭльзаГанеева

MicrosoftМенеджер по работе с государственными органами

Организаторами дискуссии выступили Академия медиаиндустрии и Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) при финансовой поддержке Роспечати.

Официальный сайт мероприятия и презентации докладчиков: https://runet-id.com/event/hj20/