Директор РАЭК принял участие в рабочем совещании тематической площадки ОНФ “Культура”

Дата публикации: 30 Сентября 2020

Директор РАЭК принял участие в рабочем совещании тематической площадки ОНФ “Культура”

30 сентября 2020 года в Москве, на площадке Центрального штаба ОНФ состоялось рабочее совещание тематической площадки “Культура”. В мероприятии принял участие директор РАЭК, член центрального штаба ОНФ Сергей Плуготаренко. 

В рамках своего доклада Сергей кратко презентовал итоги прошедшего Российского интернет форума (РИФ in the City — http://rif.ru/), а также рассказал о том, как сегодня происходит цифровизация библиотек. 

Итоги РИФ in the City и аудитория Рунета

Напомним, что главной аналитической панели форума  — “Рунет 2020: тренды” Сергей Плуготаренко презентовал результаты исследования “Экономика Рунета”, а также представил прогнозы развития отрасли. 

События 2020 года показали, как могут в один момент радикально измениться планы крупных компаний и институтов развития, как не актуальны сегодня прогнозы, которые мы делали вчера, и как сильно технологическая отрасль подвержена влиянию внешних факторов.

Именно поэтому сегодня мы хотим описать будущее и показать, какой мы хотим видеть экономику Рунета не сегодня, не завтра, а послезавтра: через 10 лет. И мы уверены, что в современных реалиях важно мыслить и планировать наперед, быть на сотню шагов впереди конкурентов и обстоятельств. Наш прогноз можно воспринимать, как смелую визионерскую идею, а можно — как вектор развития для российского ИТ.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

В целом экономика Рунета продемонстрировала свою устойчивость и способность адаптироваться к кризисным условиям. По мнению Сергея Плуготаренко, причиной этому стала не государственная поддержка, а сильный «цифровой контур» — сложившаяся экосистема компаний, получающих основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, а также инфраструктуры и связи. 

Сергей также отметил, что на РИФ in the City Руслан Тагиев (Mediascope) рассказал о том, как вела себя аудитория Рунета во время пандемии и как изменились привычки и потребности пользователей: 

«В этом году все ощутили ту важную роль, которую онлайн играет в нашей повседневной жизни. Рынок стал еще больше заинтересован в полных и прозрачных данных об аудитории Рунета. Поэтому Mediascope как исследовательская компания продолжает развивать свои интернет-исследования, внедряет новые технологии для измерения всех участников интернет-рынка и усиливает направление анализа данных о медиапотреблении во всех средах», — комментирует Руслан Тагиев, генеральный директор Mediascope.

Подробные итоги РИФ in the City

Цифровизация библиотек на практике 

В рамках своего доклада, директор РАЭК отметил, что процесс цифровизации обозначил для библиотек необходимость поиска своей роли в «цифровом обществе» - когда информационная продукция «доставляется» дистанционно, в электронном формате. Отсюда – процесс цифровизации библиотек, который идет более десяти лет.

РАЭК и РОЦИТ поддержат развитие технологичности библиотек. Перспективы цифровизации отрасли нам очень симпатичны, кроме того, мы всячески выступаем в интересах как пользователей, так и организаций в контексте кибербезопасности, защиты данных от атак и оптимизации сервисов работы.

У вас я вижу внутриотраслевое и корпоративное единство. Мы всегда выступает за цифровизацию и повышение цифровой грамотности пользователей. Те пессимистичные сценарии, которые были весной, не сбываются во многом благодаря цифровому контуру. Мы как отрасль вырастем на 15-16%. Медиапотребление, включая цифровые книги, вырастет почти на 20%. Мы хорошо боремся с пиратством. Растут платформы с цифровым контентом.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

По словам Сергея Плуготаренко, цифровизация библиотек на практике идет по нескольким направлениям:

1 - Электронная каталогизация книжного фонда. 

Помимо облегчения учета изданий, находящихся в фондах библиотек, электронный каталог облегчает ориентирование потребителя при поиске нужной ему информационной продукции. Особенно актуально это при подготовке научных работ, проведении исследований.

2 - Перевод имеющейся в фондах печатной продукции в цифровой формат. 

Наиболее перспективное направление, предполагающее «доставку» информационной продукции прямо на экран потребителя. 

Самый рациональный формат, учитывающий законодательство об авторских и смежных правах – экранное чтение с исключением копирования. При этом для эффективности данного формата целесообразно отказаться от «половинчатых» форм – предоставления части запрошенного произведения и сложных форм авторизации (в т.ч. через «Госуслуги»). 

Облегчается запрос и доступ к информационной продукции из фондов других библиотек – получается «цифровой МБА».

3 - Расширение функционала библиотек 

Каталогизация и предоставление доступа к информационной продукции «некнижного» формата: диафильмы, аудиотеки, видеотеки. 

Прообраз – оффлайновые «медиатеки» 20-летней давности. Библиотечные цифровые ресурсы превращаются в качественную единую «точку входа» для поиска и потребления информационной продукции. 

Примеры встраивания библиотечного сообщества в цифровой формат: Национальная электронная библиотека, Национальная электронная ДЕТСКАЯ библиотека (РГДБ), КиберЛенинка. Ресурсы библиотек, в том числе детских, становились лауреатами Премии Рунета, причем неоднократно.

Цифровизация библиотек стимулирует цифровое потребление печатной информационной продукции и способствует как общекультурному развитию населения России, так и развитию исследовательской и научной работы, что исключительно важно в свете развития российской промышленности и науки.

Электронная каталогизация книжного фонда -- правильное направление. Это и учёт знаний, и ориентирование потребителя. Считаем перспективным перевод печатной продукции в цифровой формат, экранное чтение через некую платформу. Наращивание витрин, которые бы работали с этой платформой. Примеры встраивания библиотечного сообщества в цифровой формат есть. Цифровизация реестров и библиотек повышает лояльность граждан и качество жизни.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Отметим, что в ходе совещания Сергей Плуготаренко поддержал предложение Вадима Дуды — он предложил ввести единое общепризнанное название того, что мы собственно обсуждаем: "Национальный библиографический ресурс", а также закрепить за государством: функцию ведения-сопровождения дата-сета, структуры реестра и доверенных файлов, введение единого гос.регистрационного номера для изданий. 

Планы РАЭК и конкурс “Цифровой прорыв” 

Сергей подчеркнул, что в октябре РАЭК запускает новый Кластер — "РАЭК / ArtTech". 

2020 год показал, что во всех отраслях, не только в бизнесе, цифровые технологии позволяют делать качественно новые проекты и решения, поднимая на новый уровень традиционные отрасли (и ArtTech должен стать мощным тому подтверждением), а цифровизация делает более доступным и массовым многое из того, что стало менее доступно.

Именно поэтому нам пришла идея создать Бизнес-кластер “РАЭК // Art-tech”, объединение, которое позволит собрать на одной площадке участников сферы культуры, искусства и технологий и поспособствует цифровизации культуры и соблюдению баланса между классическим искусством и новыми технологиями. РАЭК обладает широким опытом и экспертизой в подобных смежных отраслях, где цифровизация порой делает невозможное возможным. Так, к примеру, в этом году совместно с комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) мы выпустили исследование, посвящённое цифровым компетенциям музейных сотрудников

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Кроме того, директор РАЭК напомнил, что в рамках Сибирского этапа всероссийского конкурса “Цифровой прорыв” участники решали  кейс по разработке сервиса цифровой навигации по библиотеке

Кейсодержатели тогда отметили, что многие посетители библиотек испытывают сложность при поиске необходимых ресурсов и локаций. Это связано с отсутствием понятной информации о местоположении ресурса, перемещением ресурса в другое место размещения, отсутствие у пользователя информации о статусе ресурса. Разрабатываемый продукт позволит упростить навигацию пользователей в помещениях публичных пространств -библиотек, музеев, больших коворкингов- путем отображения местоположения и статуса информационного ресурса или помещения, необходимого пользователю услуг.

Экспертиза РОЦИТ

В совещании тематической площадки ОНФ “Культура” также принял участие Урван Парфентьев, ведущий аналитик РОЦИТ. 

Урван отметил, что главное конкурентное преимущество библиотек – это их кадры специалистов в сфере классификации и анализа контента. С осознанием этого преимущества библиотеки качественно интегрировались в цифровую контентную реальность по нескольким направлениям, однако в целом их потенциал остается не до конца востребованным.

Урван также отметил, что в конце 90-х годов библиотеки стали активно формировать так называемые «медиатеки», где пользователи имели возможность работы с информацией, записанной на видеокассеты и компакт-диски. Сейчас, в силу прогресса коммуникационных технологий, все это делается в режиме онлайн, и некоторые библиотеки начинают каталогизировать и предлагать и аудиовизуальный контент, создавая легальную альтернативу пиратским аудиовизуальным ресурсам. Отдельное направление, опять же свойственное преимущественно детским библиотекам – цифровизация диафильмов, которые могут использоваться как в домашних целях (для обучения и развлечения), так и в школах, а то и в вузах. 

“Таким образом, пользовательский запрос диктует продолжение эволюции библиотек в цифровую эпоху в сторону создания и пополнения ресурсов, представляющих легальную возможность ознакомления и работы с текстовыми изданиями. При этом, профессиональные навыки библиотекарей должны находить свое применение как в сфере рекомендательной библиографии, так и в сфере экспертизы информационной продукции, в первую очередь на предмет ее классификации в соответствии с 436-м законом «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и развитию» - потому что лучших специалистов в требуемых вопросах, чем библиотекари (в первую очередь детские), подобрать крайне сложно”, — подчеркнул Урван Парфентьев. 

Тематическая площадка ОНФ «Культура»

Тематическая площадка ОНФ «Культура» создана в июне 2018 г. для общественного контроля за исполнением поручений президента РФ по развитию культуры, которые даны в указе от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Подробнее о тематической площадке