Тренды 2022: прогнозы РАЭК по 5 направлениям

Дата публикации: 8 Декабря 2021

Тренды 2022: прогнозы РАЭК по 5 направлениям

БЛОК / Тренд

Описание тренда

1. ТЕХНОЛОГИИ 2022

1

От цифровых экосистем к метавселенным

Термин “метавселенная” (англ. - metaverse) появился не в 2021 году. Впервые его ввел писатель-фантаст Нил Стивенсон в романе 1992 года “Лавина”, где описывается трехмерная виртуальная реальность, которая объединяет весь мир. Однако в 2021 году о метавселенных начали говорить все как о следующем этапе развития онлайн-пространства, который навсегда изменит представления о том, что такое реальность. 

В конце июля 2021 года о наборе команды для разработки метавселенной заявил Facebook. Марк Цукерберг в интервью The Verge сообщил о планах по построению гипер-связанного пространства впечатлений, которое объединит развлечения, работу, шоппинг и общение в единой виртуальной среде. О новых приоритетах в развитии компании свидетельствует смена названия с Facebook на Meta.

Но созданием метавселенной заняты не только в Meta. Проект по развитию “корпоративной” версии новой реальности анонсировал Microsoft. В основе - платформа смешанной реальности Mesh, планируется интеграция с Teams, продуктами Office, а также играми компании. Собственную метавселенную делает разработчик игр Roblox, на одноименной платформе пользователи могут участвовать в играх или мероприятиях, созданных другими пользователями, и создавать свои собственные. По такому же пути идет игровая компания Epic Games, которая строит метавселенную на основе игр Fortnite, Rocket League и Fall Guys. На виртуальной концертной площадке Fortnite уже дают свои концерты такие мега-популярные проекты, как k-pop группа BTS. ИТ-гигант NVIDIA, разработчик графических процессоров и чипов, не ограничивается производством чипов для AR и VR-устройств, но и строит Omniverse - платформу для совместной работы в виртуальной реальности для дизайнеров, инженеров и художников. 

Развитие метавселенных дало импульс для развития новых направлений бизнеса в онлайн-среде. Например, можно создавать виртуальную одежду и заодно способствовать развитию осознанного потребления, или помогать людям разрабатывать собственные цифровые аватары. 

Концепция метавселенной органично вписывается в тренд развития гибридных форматов занятости. В едином виртуальном пространстве сотрудники, находящиеся в офисе и из дома, а также партнеры и клиенты, могут взаимодействовать в единой комфортной среде не вставая со своего места. Поставщики решений для удаленного взаимодействия видят в этом дополнительные возможности. Так, Zoom в 2021 году объявил о расширении функционала платформы и об  интеграции с VR-средой для офиса, которую разрабатывает Meta.

Генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг считает, что скоро экономика виртуального мира станет больше, чем экономика реального, и в ближайшем будущем мы будем покупать 3D-модели домов, машин или предметов интерьера также, как сегодня мы покупаем цифровые книги или музыку. А в Китае в ноябре 2021 года был создан специальный комитет по метавселенным, который будет изучать возможности интеграции виртуальной экономики метавселенной в реальную экономику. 

2

Этичный искусственный интеллект - от принципов к практике

Использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) - это уже повседневность. Чем больше задач делегируется алгоритмам, тем более остро встают вопросы безопасности и ответственного применения систем ИИ. Ответом на вызовы, связанные с использованием ИИ, становятся различные рекомендации, принципы, стандарты и технологические решения, которые призваны снизить уровень существующих рисков и обеспечить эффективную, надежную и безопасную работу алгоритмов. 

Сегодня к системам предъявляется ряд условий, которым они должны отвечать, чтобы считаться этичными. На основе экспертных исследований и обсуждений на различных международных площадках появился определенный контур общих подходов к вопросам этики в области ИИ. Чаще всего такой контур или подходы формализуются в рамках общих принципов или рекомендаций развития ИИ, к которым  относятся прозрачность, непредвзятость, подотчетность, приоритет интересов человека и контроль с его стороны, ответственность разработчиков, пользователей и других заинтересованных лиц. 

В 2021 году в России был принят Национальный кодекс этики в сфере ИИ, к которому присоединились многие ведущие российские компании - лидеры в разработке технологий. Также в этом году собственный набор этических принципов для ИИ представил Китай. ЕС рассматривает этические аспекты как одну из основ построение регулирования ИИ. Счетная палата США, в свою очередь, опубликовала рекомендации по обеспечению ответственной работы систем ИИ в работе государственных органов и других лиц. Наконец, в ноябре были приняты первые в мире международные Рекомендации по этике ИИ ЮНЕСКО. Собственные этические кодексы разрабатываются и на корпоративном уровне. Так, в марте 2021 года принципы этики ИИ утвердило правление Сбера.

Следующим шагом должно стать распространение применение принципов, заложенных в этих документах, в ИИ-сообществе, и начало их практического разработчиками и пользователями систем ИИ. 

3

Искусственный интеллект как автор

В соответствии с принятым сегодня общим подходом, авторство изобретений или произведений искусства может быть признано только за человеком. Однако с развитием генеративных нейросетей искусственный интеллект научился создавать собственные произведения. 

Еще в 2018 году на аукционе Christie’s был продан Портрет Эдмонда Белами - арт-объект, созданный с использованием искусственного интеллекта. В начале 2020 года Яндекс представил галерею нейросетевого искусства, где все произведения создала нейросеть. Проект Artifly предлагает инструмент для создания произведений искусства по нажатию одной кнопки, а нейросеть DALL-E генерирует картинки на основе текстового описания. 

Искусственный интеллект не только рисует картины или пишет музыку. Он также создает программное обеспечение. В 2021 году в России впервые была зарегистрирована программа, полностью написанная ИИ. 

Чем большее развитие получает генеративный искусственный интеллект, тем чаще возникает вопрос относительно авторства созданных им произведений. Основатель компании Imagination Engines Стивен Талер уже несколько лет работает над признанием права алгоритмов быть указанными в качестве соавторов патентов. В 2019 году он подал заявку на 2 патента, где автором была указана созданная им нейросеть DABUS. В США и ЕС его заявка была отклонена патентным ведомством, однако он добился успеха в Австралии, где федеральный суд принял решение о том, что алгоритм может быть указан в качестве соавтора в заявке на патент. Аналогичное решение было принято в ЮАР.

В России первая патентная заявка на произведение, созданное ИИ, была подана в 2021 году Сбером. 

Особенности существующего регулирования означают, что пока признание ИИ автором - это скорее исключение, чем правило. Однако чем более “продвинутыми” становится генеративный ИИ, тем дальше будет развиваться дискуссия относительно модификации регулирования.

4

Распознавание эмоций

Технологии распознавания эмоций существуют не первый год. Еще в 2018 году Gartner прогнозировал, что к 2022 году 10% всех персональных цифровых устройств будут оснащены данной функцией. По оценкам Research&Markets в 2019 году объем глобального рынка технологий для распознавания эмоций составлял $21,6 млрд, а к 2024 году он достигнет $56 млрд. Сегодня инструменты для распознавания эмоций можно найти в системах национальной безопасности и в аэропортах, в образовательных учреждениях и стартапах по найму, в ПО, предназначенном для обнаружения психических заболеваний и для предотвращения преступлений. Появляются  и более “экзотические” решения. Например, в начале 2021 года было представлено описание системы, которая может анализировать эмоции фермерских животных для оценки их состояния фермерами при дистанционном мониторинге. 

Распознавать эмоции можно не только по выражению лиц, но и по голосу. Например, в решении для управления качеством обслуживания Smart Logger компании “Центр речевых технологий” есть встроенный модуль оценки качества QM Analyzer, который, в том числе, анализирует параметры голоса и речи, характеризующие эмоциональное и психофизическое состояние клиента. 

Распространение “умных колонок” и голосовых помощников является дополнительным стимулом для развития аналитики эмоций по голосу. И в скором времени мы можем стать свидетелями новой эры в цифровом маркетинге, когда профилирование будет проводиться не только на основе социально-демографических характеристик или предпочтений, но и на основе голосовых паттернов. 

5

Синтетические данные 

Требования, связанные с обеспечением безопасности и конфиденциальности данных накладывают ограничения на доступ к данным, в том числе, разработчиков систем искусственного интеллекта. Другим важным вопросом является обеспечения качества данных, их репрезентативности и корректности. В процессе обучения алгоритмы “вбирают” в себя все те паттерны и особенности, которые содержит в себе набор данных. Поэтому, если данные недостаточно репрезентативны, некорректны или невысокого качества, это не может не отразиться на работе алгоритмов. Широко известны примеры, когда использование нерепрезентативных данных приводило к неверным, дискриминирующим решениям. Например, в результате ошибочной разметки фотографий сервисом поиска фотографий Google Photos чернокожая пара была отмечена алгоритмом как “гориллы”. 

Чем больше возникает проблем с получением реальных данных, обеспечением их качества и репрезентативности, тем более востребованными становятся синтетические данные. В то время как подготовка дата-сета на основе реальных данных представляет собой достаточно трудоемкую и дорогостоящую задачу, включающую в себя очистку данных, их корректную разметку, проверку на наличие ошибок и т.д., синтетические данные генерируются автоматически под конкретные задачи. 

Синтетические данные имитируют реальные, но они не имеют реальных источников. Это позволяет решить такую проблему, как защита конфиденциальности, поскольку даже утечка таких данных не  принесет никакого вреда реальным людям. Кроме того, в искусственно созданных дата-сетах минимизирована вероятность возникновения “перекосов” в сторону тех или иных атрибутов или классов. Таким образом, они помогают бороться с предвзятостью и объективностью систем ИИ

Однако у синтетических данных есть свои ограничения. Искусственно созданные данные могут быть “слишком чистыми”, и алгоритмы, обученные исключительно на синтетических данных, могут не справится с решением реальных задач. Например, достаточно сложно сгенерировать набор синтетических данных для тренировки нейросетей распознавать естественный язык. Поэтому пока они используются на ранних стадиях обучения алгоритмов. Тем не менее, в перспективе востребованность синтетических данных будет только нарастать, а развитие нейросетей в будущем сможет позволить имитировать все более сложные “реальные” дата-сеты. 

2. ЭКОНОМИКА 2022

1

Новая жизнь криптопроектов

В 2021 году произошел невероятный взлет интереса к криптопроектам. ПО оценкам CBInsights за первые 3 квартала 2021 года инвестиции в данное направление выросли на 384% по сравнению со всем 2020 годом - с $3,1 млрд до $15 млрд. В 3 квартале появилось 12 компаний-единорогов - рекорд для сферы криптовалют и блокчейна. Ожидается что по итогам 2021 года инвестиции в криптопроекты составят 16% от вложений в финтех-компании и 3% от инвестиций, привлеченных стартапами в целом.

Криптосфера активно развивается. Появляются новые направления - децентрализованное финансирование (DeFi), владение цифровыми объектами (NFT) и др. 

В 2021 году вложения в невзаимозаменяемые токены составили $2 млрд против $31 млн в 2020. Продажа NTF - это уже далеко не только продажа цифрового искусства. Так, токен, содержащий оригинальный код, с помощью которого Тим Бернерс-Ли впервые реализовал гипертекстовый протокол, в 2021 году был продан на аукционе Sotheby's за $5,4 млн. А сам Sotheby’s запустил маркетплейс для NFT. 

Гонконгская газета South China Morning Post планирует развивать стандарт токенизации исторических активов и документов Artifact, который позволит как верифицировать исторические активы, так и продавать их цифровые копии. Например, Артефакт может представлять цифровую версию обложки газеты или печатной машинки Linotype, которая находится в одном из офисов South China Morning Post. 

TikTok запустил выпуск собственных NFT с использованием контента своих ведущих авторов - Lil Nas X, Grimes, Bella Poarch, Rudy Willingham и Gary Vaynerchuk. А Photoshop планирует добавить в меню сохранения изображения опцию “сохранить как NFT” с целью защиты авторов от копирования их цифровых произведений.

Аналитики ожидают, что стимулом для развития направления NFT могут стать метавселенные, которые стимулируют спрос на цифровую моду и предметы интерьера от люксовых брендов. Как следствие, в 2030 году рынок NFT может достигнуть объема $240 млрд. 

Какой процент из появившихся в последнее время криптопроектов останется “на плаву” - покажет время. Но очевидно, что многогранность технологии позволит ей оставаться востребованной и находить новое применение.

2

Онлайн-ритейл опережает традиционных ритейлеров

По оценкам Statista, сегодня онлайн-продажи занимают 18% в глобальном объеме розничных продаж, а к 2024 году их доля увеличится до 21,8%. Резкий скачок произошел под влиянием пандемии - в 2020 году даже те потребители, которые до этого предпочитали офлайн-покупки, были вынуждены перейти в онлайн. Однако после снятия ограничений существенного оттока покупателей интернет-магазинов не произошло.

eMarketer прогнозирует, что уже в 2022 году объем онлайн-продаж в Китае, на который приходится более половины (52,1%) всего объема электронной коммерции в мире, превысит объем продаж офлайн-ритейла (50,3% против 49,7%). 

В 2021 году крупнейшим продавцом в ритейле за пределами Китая стал Amazon, который обогнал Walmart. За 12 месяцев пользователи потратили в Amazon $610 млрд, в Walmart - $566 млрд. За год продажи Amazon выросли на $24 млрд. В J.P. Morgan считают, что в США Amazon обгонит Walmart в 2022 году. Глобальным крупнейшим ритейлером является китайский ИТ-гигант Alibaba. 

В России доля электронной торговли в общем объеме ритейла по итогам первого полугодия 2021 года составила 8,5%. Максимальный результат по этому показателю был показан в первом полугодии 2020 года, когда из-за ковидных ограничений доля онлайн-торговли превысила 10%. По прогнозам Минпромторга РФ, в ближайшие годы доля онлайн-ритейла в РФ составит около 15% от объема розничной торговли. 

3

Креативная экономика 

По оценкам ЮНЕСКО вклад креативной экономики в мировой ВВП составляет около 3%. По другим оценкам этот вклад равен 6,1% глобально и от 2% до 7% на уровне отдельных мировых экономик. Согласно прогнозам, в ближайшие годы размер вклада креативной экономики в глобальный ВВП увеличится до 10%. В некоторых странах креативная экономика играет существенную роль в создании национального ВВП – в Австралии ее вклад составляет 5,7%, в Великобритании - 5,5%, в США и Китае - по 4,2%, Италии - 3,8%, Германии - 3,1%.

Для России оценки также различаются: Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ говорит о вкладе в 2,2% ВВП. В то время как Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) оценил его в 4,37% ВВП или 4,8 трлн руб.

Несмотря на разницу в оценках, их авторы согласны в одном - креативная экономика играет важную роль в инновационном развитии, поскольку именно творчество лежит в основе инноваций. Таким образом, те страны, которые сумеют правильно использовать и монетизировать имеющийся у них творческий потенциал, смогут преуспеть не только собственно в сфере креативной экономики, но и в других сферах, в том числе – в сфере цифровой экономики. Не случайно в ряде стран приняты стратегические документы по развитию креативных индустрий, например, Стратегия 2020-2030 в Великобритании, Стратегия развития креативных индустрий в Сингапуре, программа поддержки культурного и креативного секторов в ЕС, Стратегия креативных индустрий в Южной Австралии. 

В России поддержка креативных индустрий также находится в числе государственных приоритетов – за последние несколько лет Фонд президентских грантов направил порядка 8 млрд рублей на поддержание около 3 тысяч проектов.  

В июне 2021 года Минкульт РФ представил на общественное обсуждение законопроект, который должен стать основой для развития креативных индустрий в стране, а также комплексную “Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года”. В частности, законопроект создает базу для развития инфраструктуру креативного предпринимательства в форматах государственно-частного партнерства, вводит специальные налоговые режимы, различные льготы, преференции для предпринимателей (или организаций), создающих новый экономический ресурс на основе интеллектуальной собственности. Развитию креативного предпринимательства должен способствовать и новый федеральный проект “Придумано в России”, который вошел в список новых инициатив в сфере стратегического развития и нацпроектов РФ. 

4

Маркетинг без “печенек”

Пользователи уделяют все больше внимания своей приватности. Так, согласно исследованию, проведенному Kantar для Securys Limited среди более 4 тыс. жителей Франции, Германии, Великобритании и Ирландии, почти 80% онлайн-потребителей уделяют внимание политикам приватности перед совершением покупки. Практически ? респондентов отметили, что меры, которые продавец предпринимает для защиты приватности, отражаются на их покупательском поведении, а около 70% покупателей отказываются от покупки, если у них есть опасения относительно безопасности их персональных данных.

Одним из последствий борьбы за приватность пользователей в онлайн-среде стал фактический отказ от такой технологии отслеживания поведения, как cookie-файлы. Сторонние cookie-файлы уже блокируются в таких браузерах, как Firefox, SafariEdge и Brave. Вскоре к ним должен присоединиться Chrome. Несмотря на то, что изначальные планы Google по вводу блокировки cookie-файлов были перенесены с 2022 на 2023 год, очевидно, что игроки рынка интернет-рекламы и маркетинга должны уже сейчас быть готовыми к жизни без “печенек”. 

Отказ от cookies не означает отказа от таргетинга. В своем сообщении о будущем отказе от сторонних cookie-файлов Google говорит о том, что массовая слежка за отдельными пользователями уходит в прошлое. Но персонализация и таргетированная реклама остануться, просто индивидуальные идентификаторы будут заменены на более общие групповые идентификаторы, а на смену cookie-файлам придут другие техники, более ориентированные на защиту пользователей - например, федеративные вычисления или дифференциальная приватность

5

Киберспорт выходит на новый уровень

Глобальный рынок киберспорта в 2021 году оценивается в $1,08 млрд - на 50% больше, чем в 2020 году, а к 2024 году он вырастет еще почти на 60% - до $1,6 млрд. Аудитория киберспорта в 2021 году приблизится к полумиллиарду человек. С этим показателем киберспорт входит в десятку самых популярных видов спорта, опережая бейсбол, американский футбол/регби и гольф. 

В 2021 году была запущена Олимпийская виртуальная серия (OSV), и на летних Олимпийских играх 2021 года впервые прошли соревнования по киберспорту. Олимпийский комитет не случайно включает киберспорт в свою программу - просмотры олимпиад падают, в то время как аудитория киберспорта растет. 

Трансляции киберспортивных соревнований собирают миллионы зрителей. Например, трансляция Free Fire World Series 2021, которая прошла в Сингапуре в этом году, смотрело почти 5,5 млн человек. Это пока далеко от крупнейших событий в мире спорта - например, супербоул в 2021 году посмотрело 96,4 млн человек (это худший показатель с 2007 года). Аудитория финала Евро 2020, который прошел в этом году, составила 328 млн человек. Вместе с тем, в России аудитория киберспорта составляет 15,4 млн человек, в то время как посещаемость игр Российской футбольной премьер-лиги в сезоне 2020/2021 - 1,87 млн человек (некоторые матчи проходили без зрителей), а в последний “допандемийный” сезон 2018/2019 на стадионы пришло чуть более 4 млн человек. Число подписчиков на канал Матч Премьер, который показывает все матчи РФПЛ, в середине 2020 года составляло 600 тыс. человек. 

Интерес к киберспорту в России существенно вырос после победы российской команды TeamSpirit в финале соревнований по Dota 2, который в 2021 году прошел в Бухаресте. Участники команды получили поздравления от президента России Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

3. ГОСУДАРСТВО 2022

1

Новая стадия импортозамещения

Летом 2021 года была утверждена дорожная карта, согласно которой индекс технологической независимости России в области промышленного ПО должен возрасти с показателя в 15% в 2021 году  до 60% в 2024 году. 

Импортозамещению уделяется больше внимание и в плане мероприятий по поддержке ИТ-отрасли в составе второго пакета мер поддержки, утвержденном Правительством РФ в сентябре этого года. Из 62 мер в составе “второго пакета” 28 так или иначе затрагивают тему импортозамещения. 

По оценкам министра обороны РФ Сергея Шойгу, к 2025 году программа импортозамещения позволит увеличить долю российской продукции на внутреннем рынке в 2,5 раза. 

2

Позитивный контент

2021 год отметился рядом инициатив, направленных на борьбу с противоправным контентом и продвижение позитивного контента в онлайн-среде. 

  • С 1 февраля 2021 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, направленные на устранение информации, распространение которой запрещено законодательством РФ, из социальных сетей. В перечень обязанностей владельцев социальных сетей вошло противодействие распространению подобной информации, соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о референдуме и выборах, а также прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе чести, достоинства и деловой репутации граждан, деловой репутации организаций. Социальные сети также обязаны осуществлять мониторинг в целях выявления запрещенного контента. Ожидается, что принятые поправки позволят создать действенный и оперативный механизм пресечения распространения в социальных сетях противоправной и недостоверной общественно значимой информации.

  • В мае в Совете Федерации сообщили о планах по подготовке списка наиболее опасных интернет-ресурсов, который будет вести комиссия Совета Федерации по защите национального суверенитета, а также о планах по разработке дорожной карты по защите несовершеннолетних от деструктивного влияния цифровых платформ. 

  • В июле 2021 года президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утвердил дорожную карту «Новые коммуникационные интернет-технологии». Мероприятия дорожной карты будут реализовываться в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика РФ» и рассчитаны на срок до 2024 года. В числе мероприятий - борьба с дипфейками: в 2021 году целевой показатель точности отечественных решений по выявлению сгенерированного и выдаваемого за реальный контента, а также инфоповодов, распространяемых ботами, составляет 55%, а к 2024 году точность  должна достичь 70%.

  • В сентябре Роскомнадзором были утверждены требования по маркировке онлайн-контента иностранных интернет-компаний, которые нарушают российское законодательство. Требования относятся к зарубежным или не имеющим гражданства юридическим и физическим лицам с интернет-аудиторией в Рунете, а также к журналистам, занесенным в реестр «иноагентов».

  • В ноябре СМИ сообщили о планах по созданию платформы маркировки токсичного контента в интернете, концепция которой была разработана членом Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Игорем Ашмановым. 

  • По данным Генпрокуратуры РФ за период с 1 января 2020 по ноябрь 2021 было заблокировано 27 тыс. интернет-сайтов с негативным контентом.
    Отдельное внимание в 2021 году уделялось продвижению позитивного контента для детей.

  • По итогам заседания президиума Государственного совет, состоявшегося в августе, президент РФ Владимир Путин дал поручение рассмотреть вопрос регулирования оборота информационной продукции для детей в интернете до 1 марта 2022 года. 

  • Еще в феврале уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова высказала мысль о необходимости федеральной программы по развитию позитивного созидательного контента для детей и подростков, а в октябре  - предложила маркировать позитивный детский контент, чтобы сделать его более заметным.

  • 1 сентября был утвержден Альянс по защите детей в цифровой среде. Участники Альянса взяли на себя обязательства по удалению нежелательного контента и совершенствованию мер по защите несовершеннолетних в интернете. Среди подписавших добровольные обязательства - генеральный исполнительный директор "Мэйл.ру груп" Борис Добродеев, генеральный директор "Лаборатории Касперского" Евгений Касперский, управляющий директор группы компаний "Яндекс" Тигран Худавердян, гендиректор "Национальной медиа группы" Светлана Баланова, генеральный директор АО "Газпром-медиа холдинг" Александр Жаров, президент "Ростелекома" Михаил Осеевский, президент МТС Вячеслав Николаев, гендиректор "Мегафона" Хачатур Помбухчан и гендиректор "Вымпелкома" Александр Торбахов. 

  • За 2021 год было заблокировано или удалено более 1,9 тыс. ссылок на сайты с мультипликационными произведениями и аниме-сериалами, содержащими сцены насилия и жестокости.
    Тренд на ужесточение требований к владельцам цифровых платформ в части размещаемого на них контента наблюдается уже не первый год, и его сохранение в 2022 году более чем вероятно.

3

Регулирование рекомендательных систем

Рекомендательные алгоритмы – это тренд в работе массовых коммерческих цифровых сервисов (от социальных сетей до онлайн-кинотеатров, от систем геонавигации до голосовых помощников). Обратная сторона системы формирования пользовательских предпочтений - пользователь оказывается в узком “информационном пузыре” своих предпочтений. В результате он “теряет в кругозоре”, следствием чего становится более слабая способность к фактчекингу и снижение доступа к важной информации, не попадающей в “стабильные предпочтения”. 

Законопроекты о предоставлении пользователям возможности отключать рекомендательные системы сегодня рассматриваются как в России, так и в других странах:

  • в России прорабатывается законопроект о регулировании рекомендательных сервисов

  • в США рассматривается законопроект в защиту интересов пользователей медиаплатформ.

  • в Китае опубликован проект нормативного документа, устанавливающего новые правила регулирования работы алгоритмов рекомендательных систем.

Цифровые платформы уже готовятся к исполнению нового законодательства. Так, стало известно, что в Facebook появятся функции, дающие пользователям больше контроля над своими новостными лентами. Например, можно будет отдать приоритет постам от друзей и членов семью и снизить его в отношении постов в группах и на страницах. С марта этого года в социальную сеть добавлена опция выдачи постов в хронологическом порядке, а не в том порядке, который подбирает алгоритм. 

4

Национальные цифровые валюты

В ближайшее время в России, наряду с наличными и безналичными денежными средствами, может появится третья форма национальной валюты - Центральный Банк РФ приступил к реализации проекта по созданию цифрового рубля. До конца 2021 года должно быть завершено создание прототипа, который планируется протестировать в течение 2022 года. Также в следующем году должна быть разработана нормативная база для внедрения. 

Интерес к национальным цифровым валютам проявляют различные страны. Согласно аналитике Банка международных отчетов, пилотные проекты в настоящий момент реализуются в 26 юрисдикциях, еще в 65 центральные банки активно обсуждают эту тему и настроены в отношении цифровых валют, скорее, позитивно. В трех юрисдикциях - на Багамских островах, на Восточных Карибах и в Нигерии, национальнальная цифровая валюта уже введена. 

Лидерство в области развития проекта национальной цифровой валюты принадлежит Китая. Система платежей в цифровой валюте (DCEP) или цифровой юань проходит тестирование в течение 2021 года, и, по ожиданиям, будет полностью запущена к зимним олимпийским играм 2022 года, которые пройдут в Пекине. В сентябре число пользователей цифрового юаня достигло 139 млн человек, в тестировании участвуют различные территории, в том числе крупнейшие города: Пекин, Шанхай, Шэньжень. Китай рассматривает цифровой юань, в том числе, и как средство международных платежей, присоединившись к Гонконгу, Тайланду и ОАЭ, а также к Банку международных расчетов для изучения возможностей трансграничных платежей в национальных цифровых валютах. 

Несмотря на высокую волатильность и неопределенный правовой статус криптовалют, капитализация глобального криптовалютного рынка в 2021 году превысила $3 трлн. Однако не только рост оборота криптовалют стимулировал центральные банки на разработку концепции национальной цифровой валюты. Центробанк РФ в числе преимуществ цифрового рубля указывает повышение уровня контроля за расходованием бюджетных средств, снижение издержек на администрирование бюджетных платежей и потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей. Кроме того, ожидается повышение конкуренции на финансовом рынке, появление новых финансовых продуктов и сервисов (смарт-контракты, маркирование платежей), развитие платежной инфраструктуры. Граждане и бизнес смогут осуществлять безналичные платежи в офлайн-режиме, экономить на проведении транзакций, получат доступ к кошельку через любую финансовую организацию, а их денежные средства будут более надежно защищены.

5

Цифровизация медицины и медицинские данные

В последние годы наблюдается существенный рост числа инновационных технологических решений в медицине и здравоохранении. Не последнюю роль в этом сыграли события 2020 года, однако стимулами для роста использования технологий в медицине является не только пандемия COVID-19. Во всем мире национальные системы здравоохранения сталкиваются с такими проблемами, как старение населения и нехватка медицинского персонала, решению которых может способствовать цифровизация. 

Запрос на использование технологий идет и со стороны потребителей медицинских услуг. Взаимодействие с технологиями уже сегодня вошло в привычку, и от здравоохранения люди ожидают появления тех же сервисов, которые они получают, например, в сфере розничной торговли или финансов - быструю и удобную запись на прием, персонализированный подход, возможность получать консультации 24/7 в любом месте.

Цифровая трансформация медицины способна обеспечить качественный скачок в развитии национальной системы здравоохранения и перейти от здравоохранения, ориентированного на лечение, к здравоохранению, ориентированному на профилактику и предотвращение развития заболеваний. Электронные медицинские карты, инновационные методы обработки медицинских изображений, мобильные приложения для контроля за состоянием здоровья, носимые устройства, обеспечивают многократный рост потока оцифрованных медицинских данных. В сочетании с такими технологиями, как искусственный интеллект, аналитика больших данных и облачные вычисления, использование медицинских данных способно улучшить качество диагностики, способствовать персонализации услуг сферы здравоохранения и, таким образом, повысить качество жизни граждан.

В России с 2019 года реализуется федеральный проект по созданию единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), который позволит аккумулировать большие объемы медицинских данных. В конце 2020 года Минздрав РФ предложил использовать обезличенные медицинские данные пациентов, хранящиеся в ЕГИСЗ, для обучения систем искусственного интеллекта. Данное предложение было поддержано Правительством. 

Пункт о разработке предложений по внесению изменений в нормативно-правовые акты в целях обеспечения регламентированного доступа российских разработчиков решений в сфере искусственного интеллекта к деперсонализированным (обезличенным) государственным датасетам и сведениям из электронных медицинских карт содержится и в перечне мер поддержки ИТ-отрасли (“второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли”), утвержденном Правительством РФ в сентябре 2021 года.

Упрощение порядка доступа к данным также является целью экспериментально-правовых режимов (ЭПР), закон о которых вступил в силу с 1 января 2021 года. Из пяти проектов в сфере цифровых инноваций, выбранных для реализации в рамках ЭПР, три относятся к сфере цифрового здравоохранения. В частности, российская компания “Дата Матрикс” планирует проводить исследования рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из электронных медицинских карт, а также создать национальный банк биомедицинских данных. 

Сейчас проекты, выбранные в рамках ЭПР, проходят необходимые согласования, и их реализация может начаться уже в 2022 году. 

4. ОБЩЕСТВО 2022

1

Гибридная работа

Когда в марте 2021 года Google сообщил о том, что с апреля сотрудники компании должны вернуться в офис, а с сентября те из них, которые хотят работать удаленно более 14 дней в году, должны получить на это специальное разрешение, многие из сотрудников заявили, что они лучше уволятся, чем вернуться в офисы. Компания прислушалась к мнению сотрудников - в мае генеральный директор компании Сундар Пичаи во внутренней рассылке сообщил о введении гибкой схемы организации работы, согласно которой 20% сотрудников будут постоянно работать из дома, 20% будут перемещены в новые офисы, и 60% вернуться в те офисы, где работали до пандемии. При этом компания переходит на гибридный формат занятости, при котором сотрудник должен быть в офисе 3 дня в неделю, а остальные 2 дня может работать откуда угодно. Кроме того, каждый сотрудник получил возможность с разрешения менеджера работать удаленно до 4 недель в году. 

Пример сотрудников Google не является уникальным - исследование кадрового агентства Robert Half показало, что каждый третий (34%) профессионал в США, который в настоящее время работает из дома, предпочтет увольнение возвращению к работе в офисе. При этом почти половина (49%) из них среди всех форматов занятости выбирает именно гибридный формат.

В сентябре этого года Microsoft очередной раз перенес дату открытия офисов. Подводя итоги полутора лет работы в гибридном режиме, в ходе которых вне офиса работали 160 тыс. сотрудников по всему миру, и 25 тыс. были наняты в удаленном режиме, в Microsoft отмечают, что компания смогла найти необходимый баланс, позволяющий чувствовать общность и работать в единой команде без очного общения. 

Гибридная работа или сочетание удаленной работы и работы в офисе - это новый гибкий формат организации труда, который стал ответом на произошедшие в обществе изменения и те преимущества, которые имеет удаленная занятость. Запрос на такой формат есть не только со стороны линейных сотрудников компаний, которые за полтора года привыкли к менее формальному и более свободному режиму, но и руководители компаний, которые оценили рост продуктивности и возможности гибкого подхода к организации офисного пространства.

Согласно результатам исследования “Будущее работы и рабочих мест”, реализованном РАЭК, Microsoft и НИУ ВШЭ, На сегодняшний день гибридный режим работы доступен 51,3% опрошенных сотрудников российских компаний. Наиболее распространенным вариантом в российских компаниях является перевод на гибридную работу 50% и менее сотрудников, в то время как остальные продолжают работать в обычном офисном режиме. Для 24,8% сотрудников гибридный режим - это новая опция занятости, появившаяся только в 2020 году. 71% сотрудников российских компаний, принявших участие в исследовании,  хотели бы, чтобы они и в дальнейшем имели возможность работы в гибридном режиме.

В 2020 году был снят один из основных барьеров для дистанционной работы, а именно - распространенное заблуждение о том, что дистанционная занятость приводит к потере продуктивности. Данные исследований говорят о том, что при таком формате продуктивность сотрудников не только не снижается, но и может повыситься. Проведенный опрос показал, что массовый переход на удаленную работу не стал причиной снижения продуктивности. По собственной оценке, среди опрошенных в ходе настоящего исследования сотрудников российских компаний 42% продолжили работать так же продуктивно, а 45% стали еще более продуктивными. Таким образом, 86% сотрудников, как минимум, не потеряли в продуктивности. 

Изменения, произошедшие в занятости, обладают долгосрочным эффектом, что, безусловно окажет влияние не только на организацию работы компаний, но и на жизнь общества в целом, включая такие экономические и социальные эффекты, как миграция рабочей силы (феномен “цифровых кочевников”), рост онлайн-потребления или развитие локальных сообществ. Данные изменения также не могут не отразиться на процессах цифровой трансформации компаний и на использовании различных цифровых инструментов для организации удаленной работы.

2

Массовые мероприятия уходят в онлайн

В 2020 году по ивент-рынку был нанесен ощутимый удар. Невозможность собирать людей “вживую” поставила крест на массовых мероприятиях. Выходом для индустрии стало перемещение в онлайн - концерты и другие ивенты (выпускные, корпоративы, тим-билдинги и т.д.) стали проходить на таких платформах, как Fortnite, Minecraft, Zoom, Spotify и Twitch.

Серия из 4 концертов Трэвиса Скотта, которые прошли в апреле прошлого года на игровой платформе Fortnite, собрала аудиторию в 27,7 млн уникальных пользователей, которые посмотрели шоу 45,8 млн раз. 

В фестивале Electric Blockaloo, организованном в игре Minecraft, приняло участие 300 музыкантов, в числе которых - Diplo, A-Trak, Above & Beyond, and TOKiMONSTA. Стоимость билетов составила от $7 до $30 - существенно ниже, чем на офлайн-ивенты аналогичного уровня. 

Популярный арт-фестиваль Burning Man, который обычно проводится в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, в этом году прошел в VR-формате на платформе Microsoft AltSpaceVR. По мнению одного из участников фестиваля, организаторам удалось воссоздать атмосферу офлайн-ивента и перенести в онлайн множество незабываемых моментов, которые имели место в пустыне Блэк-Рок. Переход в онлайн сделал фестиваль более доступным для аудитории. Несмотря на то, что технические ограничения не позволяли собрать на площадке одновременно 80 тыс. человек, как на последнем офлайн-фестивале, который прошел в 2019 году, тем не менее в совокупности событие смогли посетить гораздо больше участников. Причины - отсутствие взноса за участие для пользователей AltSpaceVR (обычно за участие нужно заплатить взнос в размере $600), отсутствие лимита на количество проданных билетов, возможность посетить арт-объекты в комфортной среде, а не в жаркой пустыне, где пылевые бури - обычное явление. 

Онлайн-среда позволяет реализовать самые смелые идеи организаторов и пригласить на мероприятия многомиллионную аудиторию, включая тех, кто по различным причинам не может посещать офлайн-ивенты. Эти факторы, а также развитие концепции метавселенной означают, что возвращение “живых” мероприятий не означает, что онлайн-события остануться явлением “пандемийного” периода. 

Подтверждения этому тезису можно найти уже сейчас, причем не только в сфере развлекательных мероприятий. Так, в России в 2021 году была легализована онлайн-защита диссертаций. Постановление Правительства РФ разрешило с 1 августа 2021 года проводить заседания по защите диссертаций в “удаленном интерактивном режиме”. А стартап  FlyMachine, который разрабатывает платформу для онлайн-концертов, привлек $21 млрд инвестиций для реализации возможностей, связанных с виртуализацией мероприятий, в “пост-пандемийном” мире. 

3

Демократизация контента

Одним из последствий пандемии стал глобальный сдвиг в процессе производства контента. Самоизоляция стимулировала творчество, а рост онлайн-взаимодействия позволил людям убедиться в том, что они могут взаимодействовать и быть услышанными на глобальном уровне. Сегодня каждый может создавать собственный контент и обмениваться им с глобальным сообществом. И для этого не обязательно быть профессионалом - по оценкам Statista, сегодня в мире насчитывается 50 млн создателей онлайн-контента, из которых только 2 млн являются профессионалами. 

Новые медиа и пользовательский контент демонстрируют невероятный рост. Количество пользователей TikTok в 2021 году превысило отметку в 1 млрд. Youtube смотрят более 2 млрд пользователей ежемесячно. В России по оценкам Brand Analytics число активных авторов в социальных сетях в 2020 году составляло 64 млн человек (+30% по сравнению с 2019 годом), а сегодня уже 66,4 млн. На платформе “Литрес. Самиздат” опубликовано более 60 тыс. книг, ежемесячно платформу посещают 20 млн читателей, а число продаж на площадке в 2020 году выросло на 65% по сравнению с 2019 годом. 

Сегодня интерес к контенту, созданному непрофессиональными креаторами, только возрастает. Появляются новые способы монетизации и новые сферы, в которых можно себя проявить. А развитие метавселенных способно еще больше усилить этот тренд. 

4

Новые подходы к созданию лекарств

Разработка лекарственных средств - это длительный и трудоемкий процесс. Полный цикл создания нового лекарственного препарата может занять 12-15 лет, а совокупные затраты могут достигнуть 2 млрд евро. При этом менее 1% проектов достигают успеха.  

Вместе с тем, в некоторых случаях скорость поиска лекарства является критичной не только для конкретных пациентов, но и для всего человечества. Последний такой случай - пандемия COVID-19. Скорость разработки вакцины стала важнейшим фактором для ускорения возвращения к “нормальной” жизни, а появление лекарства, которое позволит бороться с развитием заболевания, может спасти жизни десяткам тысяч людей. 

Сегодня по помощь фармацевтическим компаниям приходят технологии искусственного интеллекта. Нейронные сети гораздо быстрее и точнее справляются с анализом всех возможных молекул, которые потенциально могут обладать лекарственными свойствами. Таким применением ИИ занимается, например, британский стартап Exscientia. В частности, с помощью искусственного интеллекта стартап совместно с японской фармацевтической компанией Sumitomo Dainippon Pharma  нашел формулу лекарства для людей, страдающих обсессивно-компульсивным расстройством. Обычно этап поиска формулы занимает до 5 лет, однако ИИ позволил сократить этот срок до 12 месяцев. Ряд разработок Exscientia уже проходят клинические испытания. В ноябре 2021 года холдинг Alphabet объявил об основании новой компании, которая будет использовать технологии искусственного интеллекта для открытия новых лекарств. Она будет использовать наработки дочерней компании Alphabet DeepMind, у которой уже есть опыт применения ИИ для предсказания структуры белков. В будущем использование ИИ для разработки лекарств сможет не только существенно ускорить процесс, но и снизить необходимость проведения предварительных испытаний на животных. 

Искусственный интеллект способен не только анализировать уже созданные молекулы, но и самостоятельно их синтезировать. Уже сегодня есть инструменты, которые способны предсказывать все параметры синтеза молекул. В их основе лежат те же принципы, которые компьютеру позволили обыграть человека в шахматы или в го

Интересным побочным следствием способности ИИ помогать в разработке новых лекарств стала способность нейросетей предсказывать появление новых синтетических наркотиков. Медицинские исследователи из Университета Британской Колумбии обучили глубокую нейронную сеть на базе данных известных психоактивных веществ, которая была предоставлена судебно-медицинскими лабораториями по всему миру. На основе обучения модель сгенерировала около 8,9 млн потенциальных синтетических наркотиков. Затем молекулы были протестированы на 196 новых синтетических наркотиках, появившихся на нелегальном рынке после обучения модели. Исследователи обнаружили, что в полученном в результате работы нейросети  наборе присутствовало более 90% веществ. Таким образом, модель смогла предсказать почти все новые вещества, открытые с момента ее обучения. В перспективе такая нейросеть может помочь правоохранителям во всем мире своевременно выявлять новые наркотические вещества и предотвращать их распространение.

Еще одно применение технологий для производства лекарств - 3D-печать. В 2020 году объем рынка 3D-печати лекарственных средств оценивался в $301 млн, а к 2025 году он может вырасти до $392 млн. Первый в истории препарат, напечатанный на 3D-принтере, был одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США еще в 2015 году. Пока препарат SPRITAM остается единственным одобренным FDA “напечатанным” препаратом, но FDA работает над разработкой соответствующей нормативной базы для развития данного направления в будущем. 

Биотехнологическая компания FabRx в 2020 году выпустила первый коммерчески доступный 3D-принтер для производства персонализированных лекарств. Препараты адаптируются индивидуально для каждого пациента, включая дозировку и внешний вид. Компания планирует идти дальше и прорабатывает возможности для 3D-печати лекарств с использованием смартфонов.

В 2021 году разработчик SPRITAM, компания Aprecia Pharmaceutical, заключила соглашение с некоммерческой  R&D-компанией Battelle, в рамках которого планируется расширение возможностей для 3D-печати лекарственных средств за счет повышения эффективности и производительности производства и перехода от клинических поставок оборудования к коммерческим продажам.  

Возможно, в будущем развитие технологий приведет к появлению аппаратов, которые за считанные дни будут разрабатывать индивидуальные лекарственные средства для индивидуальных пациентов и распечатывать его с помощью 3D-принтера.

5

Делегирование задач технологиям

С развитием цифровизации люди все больше и больше полагаются на технологии. Системы поддержки принятия решений помогают врачам в постановке диагнозов и в прогнозировании развития заболеваний; скоринговые системы оценивают платежеспособность заемщиков или проверяют правоспособность контрагентов; виртуальные ассистенты дают рекомендации по питанию, помогают выбрать подарок или  упрощают выполнение финансовых операций; с помощью голосовых помощников можно управлять “умным домом”, узнать погоду или заказать билеты, наконец, с ними можно просто поговорить. Технологии роботизированной автоматизации процессов (RPA) помогают бухгалтерам в рутинной работе, повышают эффективность работы колл-центров или позволяют повысить эффективность услуг в сфере здравоохранения. “Умные” перекрестки совершенствуют дорожное движение, а “умные” камеры видеонаблюдения выявляют нарушения ПДД или помогают обнаружить угнанные автомобили.

Отдельное направление - различные технологии отслеживания. Трекеры и cookie-файлы позволяют анализировать онлайн-поведение пользователей, сервисы геолокации определяют физическое местоположение. Недавно вошедшие в нашу жизнь QR-коды, в том числе, служат для мониторинга за контактами в период массовых заболеваний и для анализа перемещений.

Можно подобрать еще массу примеров, которые демонстрируют, насколько жизнь людей пронизана технологиями, и как далеко мы продвинулись в передаче наших функций цифровым инструментам. В делегировании задач технологиям есть свои возможности и свои риски. Что перевесит - зависит, в том числе, от государства и развития регулирования, от ответственного подхода со стороны бизнеса и пользователей. Очевидно одно - с  увеличением количества собираемых данных и появлением платформ для их анализа автоматизации будет подвергаться все большее число операций. 

5. ОТРАСЛЬ 2022

1

Сбер

Чистая прибыль Сбера приблизилась к 1 трлн руб. - за 9 месяцев 2021 года компания заработала 978 млрд руб. Экосистема Сбера включает в себя 135 сервисов, включая сервисы партнеров, а количество подписчиков SberPrime составляет более 3,7 млн человек. Выручка нефинансовых активов (сервисы направлений E-commerce, FoodTech&Mobility и Развлечения) выросла в 2,8 раза - до 121,7 млрд руб. (за 3 квартала 2021 года). В 3 квартале 2021 года оборот сервисов электронной коммерции (СберМаркет, Самокат, СберМегаМаркет, СберЛогистика) достиг 28,1 млрд руб., увеличившись в 10 раз относительно аналогичного периода 2020 года. На 70% относительно первых трех кварталов 2020 года вырос сегмент Здоровье, его выручка за 9 месяцев 2021 года составила 2,8 млрд руб. Продолжает развиваться сегмент технологических сервисов - платформ Platfom V, SmartMarket, SberCloud; виртуальных ассистентов Салют. Они растут как по числу пользователей, так и по числу предлагаемых сервисов. 

Летом 2021 года Сбер опубликовал свою политику в области ESG и устойчивого развития, а осенью утвердил  принципы и стандарты корпоративного управления для всех компаний, входящих в Группу. 

Сбер остается в авангарде развития искусственного интеллекта. В ноябре на конференции AI Journey был представлен второй суперкомпьютер - “Кристофари Нео”. Новый суперкомпьютер возьмет на себя обучение сложных моделей трансформеров. Загрузка первого суперкомпьютера Сбера “Кристофари”, который работает с 2019 года, составляет уже 75%. 

С помощью “Кристофари” была, в частности, создана самая большая AI-модель для генерации текстов на русском языке RuGPT-3. Всего Сбер предлагает 6 различных ML-сервисов, которые могут использоваться разработчиками и научным сообществом. 

В планах Сбера на ближайшие 2 года - попадание, как минимум, в ТОП-5 лидеров рынка электронной коммерции с оборотом направления ок. 500 млрд руб., увеличение доли нефинансовых сервисов в чистом операционном доходе до 5%, рост выручки от нефинансовых сервисов на 100% и более ежегодно, дальнейшее развитие цифровых платформ и бесшовных персонализированных клиентских сервисов.

2

Яндекс

Яндекс в 2021 году увеличил инвестиции в развитие электронной коммерции. Выручка фудтех-направления компании за первые 3 квартала 2021 года выросла на 124% относительно аналогичного периода 2020 года, а товарооборот на Яндекс.Маркет - на 212%. Планы компании по развитию фудтеха выходят за пределы России - летом Яндекс зарегистрировал в Великобритании компанию для развития сервиса доставки еды и продуктов.

Еще одно направление-лидер по инвестициям, которому в Яндексе уделяют пристальное внимание - беспилотники. Согласно отчету Morgan Stanley, “беспилотный” бизнес Яндекса оценивается в $7 млрд. Компания входит в топ по беспилотным технологиям (по количеству машин, по пробегу автомобилей, и по готовности к запуску сервисов роботакси) наравне с крупнейшими мировыми игроками - Waymo, Cruise, Baidu. 

Роботы-курьеры Яндекса уже выполняют около 500 заказов в день на территории России и США. Их используют в кампусах Университета штата Огайо и Аризонского университета, в Иннополисе, Москве и Санкт-Петербурге. Вполне вероятно, что скоро “Роверы” Яндекса будут доставлять продукты в Дубае

Беспилотное такси Яндекс уже прошло тестирование в Иннополисе. В следующем году ожидается его тестовый запуск в Москве - осенью этого года заявка Яндекса на тестирование беспилотников в отдельных московских районах в рамках экспериментально-правового режима получила первое из трех необходимых заключений от АНО «Цифровая экономика».

В этом году Яндекс ворвался в рейтинг самых мощных в мире суперкомпьютеров. В ТОП-500 вошли сразу три суперкомпьютера Яндекса, заняв 19 (“Червоненкис”), 36 (“Галушкин”) и 40 (“Ляпунов”) места. В ближайшее время от компании стоит ожидать новых интересных проектов в области машинного обучения и обработки больших данных, подобных запущенной в этом году нейросети “Балабоба”.

3

VK

В 2022 год Mail.Ru Group входит с новым названием - в октябре этого года компания сменила бренд на VK. Социальная сеть Вконтакте является ключевым звеном в экосистеме сервисов компании, поэтому не удивительно, что в будущем проекты и сервисы внутри экосистемы получат приставку VK в названии. В течение 2022 года компания планирует “упорядочить” все бренды внутри экосистемы.

В конце года произошли существенные изменения в структуре владельцев компании. 2 декабря  USM Алишера Усманова объявила о выходе из VK. 45% компании перешли в “Газпром-Медиа”. Сменился и генеральный директор - на место Бориса Добродеева пришел Владимир Кириенко. Как данные изменения отразятся на деятельности компании - увидим в 2022 году. Скорее всего, нас ждет несколько “громких” новостей, а вектор развития компании сконцентрируется в области социальных сетей, контента, игр и рекламы.

4

Meta

Facebook в 2021 году переименовался в Meta и приступил к созданию собственной метавселенной. Следующий год покажет, насколько новое направление поможет компании избавиться от негативного имиджа, созданного многочисленными обвинениями в адрес компании, апофеозом которых стала публикация Facebook Papers.

5

TikTok

Аудитория TikTok в 2021 году превысила 1 миллиард пользователей. По прогнозам App Annie, в 2022 году к их числу прибавится еще 500 млн, которые в совокупности потратят в приложении $3 млрд. Несмотря на запрет в таких странах, как Индия и Пакистан, который закрыл доступ в приложение для 1,6 млрд потенциальных пользователей, TikTok является самым быстрорастущим приложением в мире. 


Презентация