РГ при Минсвязи разработала законопроект по экстремизму

Дата публикации: 26 сентября 2012

В рабочую группу при Министерстве связи и массовых коммуникаций входят представители органов государственной власти (Минсвязи, МВД, Роскомнадзор), РАЭК, СМИ (ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА Новости, Ведомости, Эхо Москвы, Первый канал, Российская газета, Газета.ру), интернет-компаний (Mail.ru Group, Google Russia, Яндекс). РГ провела ряд заседаний, на которых обсуждался проект поправок в КоАП, законы «О средствах массовой информации», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Проект направлен на совершенствование отдельных положений законодательных актов с учетом имеющейся правоприменительной практики и технологических особенностей функционирования современных информационных сетей.

Первоначальный проект предусматривал, среди прочего, ответственность за размещение ссылок на экстремистский контент в сети Интернет. В результате проведенных заседаний участники пришли к выводу о необоснованности подобной нормы, а также выявили ряд недостатков законодательства в сфере борьбы с экстремизмом, препятствующих его эффективному правоприменению, и выработали консенсусные предложения по их устранению.

Так, помимо технических изменений, гармонизирующих статьи различных законодательных актов, вносимых в закон «О СМИ» в части правил лицензирования зарубежных периодических печатных изданий, проектом предусматриваются следующие изменения:

  • В статье 20.3 часть 1 КоАП разводятся условия пропаганды и публичного демонстрирования нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, таким образом однозначно указывается на достаточность каждого из них для наложения ответственности. Явным образом отмечается, что случаи использования в научных, критических, учебных или информационных целях в объеме, оправданном поставленной целью, а также в произведениях науки, литературы или искусства (при условии отсутствия пропаганды) основанием для ответственности не являются.
  • В статье 20.29 КоАП о конфискации материалов вводится уточнение «в случае их наличия в печатном виде или на иных материальных носителях».
  • В статью 1 закона «О противодействии экстремистской деятельности» вводятся аналогичные изменения и исключения, в том числе для материалов, содержащих цитирование трудов руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии.
  • В статью 8 закона «О противодействии экстремистской деятельности» вносятся необходимые изменения, совершенствующие механизм и критерии для приостановления лицензии средства массовой информации в случаях обнаружения признаков экстремистской деятельности (при наличии двух мотивированных неошибочных предупреждений, не обжалованных в суде), а также вводится уточнение этой процедуры в отношении информации, размещаемой пользователями на сайте сетевого издания (с использованием предварительных обращений с указанием на допущенные нарушения и на необходимость их устранения).
  • В статье 17 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» унифицировать формулировки с текстом статьи 1253.1 проекта Гражданского кодекса ко второму чтению, а также удалить ограничение ответственности информационного посредника до гражданско-правовой.

Участники рабочей группы отмечают конструктивную атмосферу заседаний и выражают надежду на то, что согласование проекта с ФОИВ пройдет в кратчайшие сроки. По словам руководителя отдела стратегических разработок РАЭК Ирины Левовой, проект поправок, согласованный рабочей группой, существенно улучшит правоприменительную практику в сфере борьбы с экстремистской деятельностью, одновременно снизив угрозу отзыва лицензии для добросовестных сетевых изданий.

В ближайшее время текст проекта должен появиться на сайте Минсвязи.

Теги: Экстремизм, СМИ