Проект ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» требует отраслевой экспертизы
Дата публикации: 21 марта 2011
Одним из итогов Парламентских слушаний на тему «Законодательной поддержки развития интернета в России», состоявшихся 16 марта в Государственной Думе РФ, явилось анонсирование проекта Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», разработанный Комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Проект представила депутат Государственной думы Ольга Носкова.
«Общество ощущает потребность в дальнейшем развитии именно этой части законодательства, - заявила она. - Законопроект получился, с одной стороны, демократичным, с другой стороны - решает проблемы публичного правопорядка в регулируемой сфере и установления эффективных мер ответственности за нарушения. В законопроекте установлены определения базовых понятий и системных взаимосвязей с другими отраслями законодательства: «интернет», «веб-сайт», «распространение информации посредством веб-сайта», «провайдер» и т. д. Также решен вопрос с территориальной юрисдикцией и закреплены ориентиры дальнейшего совершенствования».
Отметим, что «демократичность» и ссылка на потребности «общества» представляются несколько необоснованными – первоначально представители интернет-отрасли были приглашены для консультаций (в рабочую группу до сентября 2010 года входил представитель Mail.ru Group Максим Бобин и Максим Буянов, Юрист РАЭК), однако отраслевые поправки и предложения не были учтены, а с октября 2010 представителей РАЭК перестали приглашать на заседания рабочей группы в принципе.
16 марта 2011 года разработчики законопроекта представили новый текст проекта Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Комиссия по правовым вопросам РАЭК изучила предлагаемые изменения и считает, что вводимые понятия определены некорректно, а сама цель авторов неясна – в таком варианте законопроект не уточняет понятия и не регулирует, но вносит ещё больше неопределенности и запутанности в предполагаемую сферу регулирования.
Например, п. 4 ст. 22 – говорит нам следующее: «Оператор доступа к использованию глобальных компьютерных сетей не несет ответственности за соответствие распространяемой пользователями информации требованиям закона, ....{если} веб-сайт {а именно} информационная система (совокупность информации и информационных технологий), представляющая собой доступный для восприятия виртуальный интерактивный носитель, обеспечивающий доступ к информации через сеть Интернет по определенным сетевым адресам...зарегистрирована в установленном порядке в качестве средства массовой информации, с учетом положений главы VII Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации». Получается, что если веб-сайт не зарегистрирован как СМИ, то он несёт ответственность за соответствие распространяемой информации требованиям закона, а если зарегистрирован, то не несёт. Само определение веб-сайта кажется очень странным: «виртуальный интерактивный носитель», при этом «обеспечивающий доступ к информации через сеть Интернет». Очевидно авторы не очень точно представляют, как устроена Сеть.
Кроме того, предлагаемые поправки во многом относятся к иной, нежели «информация и информатизация», сфере нормативного регулирования и не должны регулироваться указанным законом.
В связи с чем считаем, что данный законопроект не достаточно подготовлен и в предложенном виде не может быть полезен для регулирования заявленной области.
Российская Ассоциация электронных коммуникаций неоднократно предлагала экспертные услуги государственным структурам, однако попытки одностороннего регулирования Интернета со стороны государственных структур пока ещё продолжаются.
Хотелось бы ещё раз выразить готовность к диалогу, указать на наличие Комиссии по правовым вопросам РАЭК, в которую входят ведущие специалисты в области интернет-права и у членов которой есть возможность прямого диалога с техническими и иными специалистами от интернет-отрасли, и призвать авторов и инициаторов законопроекта к сотрудничеству.