Итоги Заседания в Госдуме по обсуждению инициативы Е.Б.Мизулиной "Детский интернет"

Дата публикации: 4 Июля 2014

Итоги Заседания в Госдуме по обсуждению инициативы Е.Б.Мизулиной "Детский интернет"

3 июля 2014 года представители РАЭК приняли участие в заседании Комитета Государственно Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, председателем которого является Е. Б. Мизулина.

Тема заседания:
«О совершенствовании законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в сети «Интернет».

В ходе заседания была представлена инициатива Е. Б. Мизулиной, связанная с обязательной фильтрацией нежелательного для детей контента по умолчанию на уровне операторов:

  • Депутат отметила, что российское законодательство в области противодействия распространению детской порнографии недоработано. Как итог этого вывода, было предложено, чтобы изначально все операторы блокировали «недетский» контент. Чтобы отказаться от фильтрации, клиент должен будут подписать дополнительное соглашение и предъявить паспорт.
  • Е. Б. Мизулина пояснила, что для осуществления этой инициативы не нужно принимать дополнительный закон. Она считает, что операторы смогут самостоятельно обеспечить фильтрацию контента.
  • Е. Б. Мизулина сообщила, что только немногие родители способны самостоятельно разобраться, как установить систему «родительский контроль» на компьютер. Поэтому, по ее мнению, такая функции должна быть подключена у всех российских пользователей по умолчанию.

В заседании приняли участие представители Минкомсвязи (Е.Ларина), Роскомнадзора (Е.Зайцев), Лиги Безопасного интернета (Д.Давыдов), представители интернет-сегмента и телеком-сегмента, представитель РПЦ.

Представители РАЭК, включая Директора Ассоциации Сергея Плуготаренко, Председателя комиссии РАЭК хостинг-провайдеров и регистраторов Матвея Алексеева, выступили с оценкой этих инициатив.

В числе прочего представители РАЭК:

  1. Дали свою (высокую) оценку состояния саморегулирования отрасли в вопросе борьбы с негативным контентом, отличную от представленной на Заседании;
  2. Подтвердили желания интернет-бизнеса, представленного в Ассоциации, содействовать реализации существующих законов и помогать с экспертизой и доработкой новых законодательных иниицатив;
  3. Сообщили о готовности интернет-бизнеса сотрудничать с государством с целью борьбы с незаконным контентом и нелегальными сервисами в Рунете; 4. Выразили опасения, что предлагаемые в ходе заседания инициативы могут нанести вред легальному интернет-юизнесу и не решить вопрос борьбы с нелегальным.

Особое внимание РАЭК обращает на следующие очевидные отраслевые постулаты:

  • Ребенок живет и развивается в едином информационном пространстве и воздействие только на одну сферу не будет результативно;
  • Основа безопасноти детей — воспитательная работа школы и семьи. B здесь на первый план выходят нормы, заложенные в Семейном кодексе РФ и ответственность родителей в вопросах воспитания детей и ограждения их от негативного воздействия внешних сред;
  • Сегодня по факту доступ в интернет предоставляется по предъявлению паспорта — в мобильный интерен при покупке SIM-карты, в интернет с помощью фиксированного доступа — при заключении Договора;
  • Предложенная концепция обязательной включенной по дефолту опции фильтрации контента на уровне провайдеров — сложная задача, предполагающая неочевидные пока пути технической и практичекой реализации, с большой вероятностью неэффективной работы;
  • Предложенная концепция семантического анализа содержимого интернет-трафика и интернет-ресурсов — также представляется сомнительной и неэффективной;
  • И главное: «интернет — это зеркало общества», нельзя бороться с негативными явлениями только в интернете, необходимо задействовать весь комплекс мер, включая офлайновые.

В итоге РАЭК предложила:

  1. Дать более точные определения / формальные критерии отнесения информации к «запрещенной» (что предполагает доработку ФЗ-436);
  2. Принципы любой фильтрации контента на уровне провайдеров — должны быть абсолютно прозрачными для клиентов и пользователей;
  3. Необходимо различать, а) Места общественного доступа, доступ в интернет в которых могут получить дети (в таких местах можно рассматривать возможность фильтарции контента), б) Остальные места доступа в интернет, где подключение осуществляется по договору или при предъявлении паспорта (здесь невозможно включение обязательной фильтрации «по умолчанию», как предлагается в повестке Заседания Комитета);

Главные выводы и подходы, которыми, по мнению РАЭК, необходимо базироваться при обсуждении любых законодательных инициатив в этом направлении:

  1. Соблюдение текущего законодательства всеми участниками процесса и рынка;
  2. Добровольность включения фильтрации — по осознанному пожеланию клиентов операторов связи, невозможность включения фильтрации «по умолчанию»;
  3. Акцент на саморегулирование Отрасли (контент-провайдеры, телеком-провайдеры, провайдеры доступа);
  4. Акцент на повышение медаграмотности детей, родителей, учителей;
  5. В случае признания экспертами необходимости модификации действующего законодательства в этой сфере — обязательна его плавная доработка, без резких и необдуманных шагов, с обязательным привлечением представителей отрасли в качестве экспертов и консультантов.

В завершении РАЭК для обсуждения этой проблематики — предложила воспользоваться имеющимися проектами, отраслевыми рабочими группами и конференционными площадками (включая осенние конференции «Поколение NEXT», RIW 2014 и др.)