Репрессий не будет
Дата публикации: 25 апреля 2011
Правообладатели и интернет-компании договорились с чиновниками: авторские права не будут защищать репрессивными мерами.
Авторские права в минувшую пятницу обсуждались в рамках конференции «Новые подходы к защите интеллектуальной собственности в Интернете», организованной Google, Минэкономразвития, Минсвязи и Минкультуры. Тон дискуссии задал советник президента Аркадий Дворкович. «Интернет должен быть свободной площадкой, но элементарные законы в Интернете должны быть»,— заявил чиновник.
Участники конференции с таким подходом не спорили. Но от лишних посредников в сфере регулирования отказались. Так, создание общества по управлению коллективными правами (ОКУП) в сфере музыки в Интернете участники мероприятия признали ненужным. «Единодушное мнение о том, что нам не нужен ОКУП, было приятной неожиданностью. С этим согласились все, в том числе и чиновники»,— говорит Алексей Остроухов, управляющий директор музыкального сервис-провайдера Zvooq, который представляет интересы более 22 тыс. мировых звукозаписывающих компаний в России и СНГ. Разбираться с отчислениями участники рынка предпочитают сами, не привлекая сторонние организации.
Более цивилизованным и удобным для работы рынок станет с созданием авторского реестра. Пока единого понимания того, как он должен выглядеть, ни у компаний, ни у чиновников нет. «Будет ли это простая база данных с информацией о произведениях или высокотехнологичный открытый стандарт, используя который можно будет моментально определить, кто является автором конкретной песни, романа или фильма, еще предстоит определить»,— говорит председатель правления НП «Стратегия кино» Анатолий Семенов. Однако уже сейчас очевидно, что появление реестра поможет решить большую проблему, стоящую перед правообладателями и трансляторами контента. С помощью реестра они смогут определять, кто является автором того или иного продукта, не дожидаясь появления претензий от правообладателя.
Пока подобного реестра нет ни в России, ни в мире. Его разработку Россия может начать одновременно с несколькими другими странами.
На сегодня наиболее продвинутой системой определения правообладателя контента владеет компания Google, использующая ее на своем сервисе Youtube. По словам главного советника по авторскому праву Google Фреда фон Лохманна, сейчас владельцы прав могут как заблокировать и удалить пиратский контент, так и монетизировать его, например, получив часть рекламных средств от показа того или иного ролика.
«Опыт получения первых «живых» денег за свой контент некоторыми правообладателями заставил остальных задуматься о том, чтобы заменить репрессивный подход сотрудничеством с сервис-провайдерами»,— говорит представитель Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова. Конкретные решения о вариантах взаимодействия между правообладателями и инфопосредниками еще разрабатываются, но заинтересованность в монетизации своего контента у крупных игроков очень высока.