К 2020 году аудитория Рунета может составить почти 85% населения
Дата публикации: 16 июля 2015
15 июля на заключительной панельной дискуссии рабочего дня в рамках "Территории смыслов на Клязьме" была поднята проблема развития цифровой экономики. Своими мыслями по данному вопросу с участниками форума поделились Алексей Волин (заместитель министра связи), Сергей Петров (Медиа-Коммуникационный Союз, СТС), Герман Клименко (Председатель Совета ИРИ) и Алексей Басов (Вице-президент ОАО «Ростелеком»). Модератором выступил Сергей Плуготаренко (директор РАЭК).
Сергей Плуготаренко в своем докладе «Интернет-экономика: развитие новой цифровой экономики» отметил:
В 2014 году аудитория и проникновение Интернета в России продолжили расти, причем темпы роста сохранились на уровне 2013 года – 7,4% в год. По данным ФОМ, аудитория Рунета составляет сейчас 73,8 млн человек. Из них 60,8 млн человек (52%) выходят в Сеть каждый день. По оптимистичным прогнозам к 2020 году аудитория Рунета может составить почти 85% населения, если опираться на консервативный подход аудитория будет достигать 76%. Аудитория мобильного Интернета за год выросла на треть. Стоить заметить факт, что 9% аудитории всех интернет-пользователей выходит в Сеть только с мобильных устройств, а объем мобильного трафика вырос в 1,5 раза. |
![]()
Директор РАЭК
|
Подробную презентацию можно скачать по ссылке (5,17 МБ)
Медиа-потребление
Сергей также сказал собравшимся, что пользователи проводят в Интернете в среднем 126 минут в день, в мобильном Интернете – 86 минут в день. 26% времени пользователей проводят в социальных сетях, 12% времени – за просмотром видео, 7% уходит на почту, 3% – на новости.
Быстрее всего в 2014 году росла аудитория Smart TV: более 7 млн устройств – прирост 41%.
Кроме того, были представлены результаты исследования «Экономика Рунета». Ключевыми оценками в исследовании стали: объем сегментов сервиса и контента, который в 2014 году составил почти 1 трлн рублей, и объем интернет-зависимых рынков, оцененный в 7 трлн рублей.
Реклама
Наблюдалось замедление роста рекламного рынка: в медийном сегменте падение рынка произошло на 5%, эксперты прогнозировали рост на 7%. Однако некоторые сегменты рекламного бизнеса даже в это кризисное время продемонстрировали уверенный рост: рынок SMM-услуг оценивается в 4,8 млрд рублей, рынок видеорекламы – в 7,3 млрд рублей.
Коммерция
Сегмент электронной коммерции, хотя развитие и идет по «кризисному сценарию», если принять во внимание прогнозы экспертов на 2014 год, тоже растет. В дальнейшем РАЭК ожидает среднегодовой рост рынка до 2018 года на 8–10% в год.
Цифровой разрыв
28% пользователей живут в селах и малых городах. Проникновение Интернета в сельской местности сейчас превышает 50%. Доля среди новых онлайн-покупателей малых городов составила 29%.
При общей аудитории интернет-пользователей 82 млн человек (66% населения) сегодня интересно наблюдать за данными о тех, кто еще не в Сети: это люди старше 55 лет, жители многих городов и сел, люди без образования. Сегодня не в Сети остаются 41 млн человек.
В 2014 году впервые зафиксировано снижение доли пользователей десктопного Интернета – оно составило 1%. При этом доля людей, выходящих в Интернет с мобильных устройств, уверенно растет быстрыми темпами. Сегодня 11,8 млн человек являются так называемыми эксклюзивными мобильными пользователями: для выхода в Интернет они используют только мобильные устройства. Этих людей отличает молодой возраст и высокий уровень достатка. По тематическому распределению наиболее востребованного контента женщины традиционно предпочитают социальные сети, мужчины – различные геосервисы.
Кадры
В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, включая самозанятое население работает более 1,2 млн чел. Производительность труда в ИТ в несколько раз превышает среднюю по России.
15% студентов IT-специальностей хотели бы отрыть свой бизнес 6% собираются отрыть свой бизнес сразу после института. На сегодняшний момент остро существует проблема подготовки кадров, ровно как и недостаток квалифицированных кадров внутри отрасли
Тренды
Правоприменение
Тенденция регулирования интернета под эгидой обеспечения безопастности – усиливаются. Одной из основных остается тема цифрового суверенитета РФ. Актуальной темой в 2014 году стала информационная безопасность критически важных объектов и борьба с пиратством. В развитии ряда интернет-направлений государство видит угрозы, на которые оно реагирует запретительно-ограничительными и крайне оперативно принимаемыми законами.
Межотраслевое взаимодействие
Ярким проявлением такого сотрудничества стал RIW 2014, который̆ прошел в октябре прошлого года. Впервые в прошлом году благодаря тесному сотрудничеству РАЭК, МКС, РОЦИТ и Softool удалось создать единую площадку для нескольких отраслей̆: Телеком, Медиа, Интернет, Софт.
Взаимодействие Отрасли и Государства
Формат взаимодействия может быть разным, но мы предлагаем сразу несколько: совместная работа над законодательными инициативами, диалог в рамках таких мероприятий как это, создание экспертных органов при ОГВ с участием отраслевых экспертов, совместная экспертиза трендов и особенностей̆ развития Рунета.
Стимулирование развития интернет-экономики
- Импортозамещение
- Развитие инфраструктуры доступа и хранения данных
- Реформа налогообложения (льготы по НДС, налогообложение прибыли от ИС)
- Снижение уровня страховых взносов
- Поддержка экспорта информационных технологий
- Стимулирование безналичных платежей
Дискуссия спикеров была жаркой и продуктивной, в каких-то моментах докладчики расходились во взглядах, в каких-то, наоборот соглашались, поэтому не стоит упускать видео-трансляцию, которую можно посмотреть по ссылке
Интернет посредством многоэкранности и обратной связи становится стимулятором развития тех отраслей, где зарабатывать раньше было невозможно, поэтому на сегодняшний момент Интернет это среда, без которой не могут существовать другие отрасли. |
![]()
Зам. министра связи и массовых коммуникаций
|
Если мы не решим вопросы других отраслей экономики, то мы не сможем развивать Интернет. Во всех смежных отраслях сегодня происходит интернетизация: СМИ, такси, банки, электронная коммерция и это только малый список того, что на сегодняшний момент видоизменяется и консерваторам тут не место. |
![]()
Председатель Совета Института Развития Интернета
|
Идет гигантская работа, которую проделывает Ростелеком, который прокладывает оптоволокно в небольшие населенные пункты. И у нас есть программа до 2018 года, когда Ростелеком должен будет провести оптоволокно в населенные пункты с населением свыше 250 человек, что приведет к тому что 97% населения страны будет иметь качественный доступ в интернет и позволить снизить стоимость услуг. |
![]()
Вице-президент ОАО «Ростелеком»
|
Отдельно Алексей Волин коснулся темы печатных СМИ:
Не секрет, что с развитием информационных технологий люди больше стали черпать новости из Интернета. Оттого газет выписывают и читают все меньше. Но это не означает, что печатные СМИ в ближайшее время умрут. Мы же в Министерстве готовы поддерживать социально значимые издания и обеспечивать их льготами. |
![]()
Зам. министра связи и массовых коммуникаций
|
Сергей Петров в своей презентации «Развитие новой цифровой экономики» представил свежие данные медиа-потребления и рассказал участникам Форума о новых форматах взаимодействия контента и пользователя.
Экосистема медиа-коммуникационной отрасли стремительно меняется под воздействием многих факторов, технологии – один из ключевых драйверов развития. C каждым годом технологии становятся все дешевле и поэтому проникновение в массы происходит все быстрее как в развитых странах, так и развивающихся и уже cегодня может появится новая платформа, которая через 2 года может стать популярной. |
![]()
Президент, Медиа-Коммуникационный Союз
|
Отметим основные показатели.
Благодаря цифровым технологиям количество контента стало бесконечно велико:
- 100 часов контента загружаются на платформу YouTube каждую минуту. За 10 минут создается контента больше, чем закупается для канала CTC на год.
- 90% данных когда либо созданных, были созданы за последние 2 года. Каждые 2 дня создается столько информации, сколько было создано до 2003 года
- 32% всего интернет траффика в США
- 500,000,000 сообщений в день публикуется в Twitter
- 4,000,000,000 сообщений в день в facebook
Технологии доступа и потребления: Проникновение пользовательских технологий и рост мобильного потребления:
- 85% потребителей̆ используют интернет через смартфон/планшет при просмотре телевизора
- Потребители используют, в основном, как минимум 2 устройства для просмотра контента
- Smart-TV становится центром медиа-вселенной дома вместо компьютера, предлагая не только просмотр контента, но и его распределение на другие домашние устройства
- Roku, AppleTV, ChromeCast продают возможность недорогого апгрейда существующих ТВ для просмотра потокового контента
- Доставка контента и приложений по интернету – ответ на нежелание людей приобретать set-top приставки новых поколений
«Дорожная карта» развития отрасли в 2015 году начинается с реализации трёх инициатив:
- снижение уровня потребления пиратского контента.
- создание среды для насыщения рынка востребованным контентом и удобными средствами его потребления.
- повышение прозрачности и уровня организации медиа-коммуникационной отрасли в России.
Развитие медиабизнеса как сегмента цифровой экономики до 2025 года:
- Медиабизнес как сегмент цифровой экономики зависит от развития технологий передачи данных и персональных устройств для потребления контента.
- Роль традиционного смотрения и рекламной̆ модели потребления снижается.
- Необходимым условием для интенсивного роста медиарынка и стратегической̆ задачей̆ отрасли является развитие и распространение платной̆ модели.
- Согласованные действия крупнейших игроков при поддержке государства способны дать качественно новый̆ импульс для развития медиаотрасли за счет платной̆ модели в перспективе 10 лет.
- Выполнение подобного сценария принесёт участникам рынка более чем 800 млрд. рублей̆ за 10 лет.
Скачать подробную презентацию можно по ссылке (1,33МБ)