РАЭК представляет итоги внутреннего аудита деятельности Кластера “РАЭК / Медиа”

Дата публикации: 3 Февраля 2016

РАЭК представляет итоги внутреннего аудита деятельности  Кластера “РАЭК / Медиа”

Предыстория вопроса.
Деятельность Кластера “РАЭК / Медиа”

Кластер РАЭК/Медиа был создан в октябре 2015 года и поставил перед собой 2 задачи:

  1. Борьба с распространением пиратского контента в интернете
  2. Популяризация дистрибуции легального контента

За время работы Кластера было выдвинуто много инициатив, таких как:

  • Сокращение цифровых окон для видео –
    В рамках данной проблемы была проведена встреча с правообладателями, многие из которых заявили полную поддержку легального распространения их контента и желание идти на сотрудничество в вопросе сокращения цифровых окон. В этом году несколько фильмов демонстрируются на легальных площадках одновременно с кинотеатрами или сразу после завершения проката

  • Упрощение блокировок пиратских сайтов –
    По данному вопросу ведется взаимодействие с РКН, участие в рабочих группах

  • Понижение пиратских сайтов в поисковой выдаче –
    По данному вопросу ведется взаимодействие с РКН, участие в рабочих группах

  • Лишение пиратских сайтов рекламных и иных доходов –
    По данному вопросу в ноябре 2015 года была проведена встреча с рекламными агентствами, в ходе которой агентства согласились  с общим принципом, что размещение рекламы брендов на пиратских сайтах, с моральной точки зрения, недопустимо, и что основным ответчиком по этому вопросу должны быть рекламные сети, распространяющие медийную и контекстную рекламу. Также, во избежание появления видеорекламы на пиратских сайтах и дискредитации т.о. крупных брендов, легальные интернет кинотеатры должны гарантировать, что их плееры не будут размещены на сайтах с пиратским контентом. Также выявилась необходимость экспертной оценки для формирования списка пиратских сайтов и определения подобного сайта. Результаты встречи были публично опубликованы в прессе.

Описание сути проблемы, с которой все началось:

В конце декабря 2015 года Кластер, при поддержке представителей правообладателей, вошедших  в него, сделал итоговый документ (заявление) по теме лишения пиратских сайтов рекламных и иных доходов.

Также были сформированы критерии пиратского сайта и представлен список из 100 сайтов, квалифицированных экспертами Кластера как “пиратские”.

Данный документ был раскритикован рядом интернет-деятелей, усмотревших в тексте заявления недопустимые с их точки зрения обобщения, в том числе, утверждение, что “торрент не является установленной формой легальной дистрибуции цифрового контента”. Широкий резонанс вызвал также сам факт публикации на сайте РАЭК списка пиратских сайтов. Заметим, что критика заявления не коснулась его основной идеи - т.е. необходимости лишить пиратов источников дохода.

По итогам рассмотрения данного вопроса в декабре 2015 года руководство РАЭК и Кластера, признавая неоднозначность ситуации, сложившейся в этой связи, сделали публичное заявление.

Суть заявления: необходимость провения расследования деятельности Кластера по данному направлению и приостановление публичной деятельности Кластера на период проведения расследования. Был обозначен срок окончания расследования: конец января 2016.

Описание произведенных шагов по экспертизе / аудиту:

  • Изучение деятельности Кластера по годовому отчету
  • Выявление лиц, ответственных за эти ошибки
  • Выявление ошибок в заявлении Кластера о лишении пиратских сайтов доходов
  • Внесение рекомендаций по дальнейшей деятельности Кластера

Выявленные ошибки – по итогам аудита:

Мы внимательно изучили деятельность Кластера и выявили ошибки и их причины:

  • в самом тексте заявлении Кластера
  • в публикации самого списка пиратских сайтов на сайте РАЭК
  • в отсутствии взаимодействия и должного согласования заявления с руководством РАЭК

К причинам следует отнести недостаточно широкий состав экспертов, не установленная процедура согласования публикации результатов деятельности Кластера (в том числе на сайте РАЭК), начало деятельности Кластера пришлось на насыщенный и напряженный конец 2015 года, но его предноводние недели.

По итогам объективного анализа ошибок и их причин сделаны организационные выводы, приведенные ниже. Руководству Кластера поручено провести необходимые мероприятия для совершенствования работы Кластера.

Организационные выводы:

  • Во избежание недопонимания области деятельности Кластера переименовать его. Предлагается рабочее название “Цифровой контент”;
  • Коррекция текста заявления по рекламе на пиратских сайтах с привлечением более широкого экспертного совета (в том числе некоторых критиков первоначальной версии);
  • Согласование стратегических инициатив Кластера с Советом РАЭК;
  • Приглашение к работе Кластера дополнительных экспертов, включая экспертов из состава Совета РАЭК

Дополнительные предложения к организации деятельности Кластера:

  • Совершенствование системы выдвижения инициатив Кластером, согласования и принятия решений по таким инициативам;
  • Совершентствование процедуры и порядка реализации поручений и решений Кластера руководством Кластера.

Новые правила работы Кластера “РАЭК / Медиа”

По итогам аудита – предлагается внести следующие изменения в правила работы и контроля работы Кластера:

  • Предоставлять все основные и потенциально резонансные результаты деятельности Кластера перед публикацией в открытых источниках – на утверждение руководством РАЭК и / или Советом РАЭК

  • Организовать мониторинга работы Кластера как со стороны рук-ва РАЭК, так и со стороны профессионального сообщества – через механизм публикации еженедельных новостей Кластера на его странице

  • Разработать в срок до конца февраля 2016 года обновленную позицию Кластера по тем вопросам, которые вызывали наибольший резонанс в декабре 2015 года (борьба с рекламой на сайтах пиратов) и представить ее на суд профессионального сообщества

  • Представить в феврале 2016 года скорректированную версию документа и список пиратских сайтов, утверждленные более широким экспертным советом, а также советом и руководством РАЭК

  • Расширить список участников-экспертов Кластера и разместить их на странице Кластера

  • Разработать регламент вступления в Кластер и принятия решений внутри Кластера

  • Разработать повестку деятельности Кластера на первый квартал 2016 года и представить его совету РАЭК

  • Уделить значительно больше внимания вопросу популяризации легального контента – работа в профессиональных сообществах, организация мероприятий на профессиональных конференциях и форумах, работа в школах и т.п.

  • Принять повестку следующих приоритетных направлений работы Кластера на первую половину 2016 года (февраль-июнь) и план таких работ

    • Участие в мероприятиях первой половины 2016 года

      • Cyber Security Forum 2016 – 9 февраля / Digital October
      • i-Comference 2016: Mobile and Social Communications, 14–15 марта / ФРИИ Сити Холл
      • РИФ+КИБ 2016: 20-й юбилейный Российский Интернет Форум –13–15 апреля / Московская область
      • МКФ и СВЯЗЬ 2016: 10–13 мая 2016, Экспоцентр
      • СПИК 2016: 30-31 мая
      • ПМЭФ 2016
    • GR, экспертиза законодательства и связи с госорганами:

      • экспертиза текущих законодательных инициатив, направленных на борьбу с интернет-пиратством
      • предложения по разработке новой Концепции дистрибуции легального медиа-контента в Рунете
    • Формирование документа “Концепция дистрибуции легального контента в Рунете”, представление в мае 2016 года.

    • Аналитика и исследования:

      • Исследование “Экономика Рунета 2015-2016”: Блок “Реклама & Интернет-маркетинг / Видео-реклама” и Блок “e-Commerce / DIgital Goods / Видео
      • Собственные исследования, которые можно провести под эгидой Кластера
    • Стандарты:

      • Действующее законодательство, направленное на регулирование медаиндустрии, к сожалению, не всегда соответствует технологическим и социально-экономическим реалиям сегодняшнего дня. Чтобы начать приводить нормативную базу в соответствие с сегодняшним днем и закладывать в нее предохранители от проблем завтрашнего дня, необходимо выработать и обновлять общий понятийный аппарат, а затем и отраслевые стандарты. Одним из первых шагов в этом направлении стал предложенный бизнес-сообществом и утвержденный Министерством связи и массовых коммуникаций словарь терминов OTT рынка.
    • Регуляная публикация новостей Кластера

    • Проведение регулярных встреч с журналистами - раз в месяц