К вопросу о подготовке предложений Российской стороны по совершенствованию международного регулирования охраны результатов творческой деятельности, используемых в сети Интернет
Дата публикации: 7 июня 2011
Введение
Изучив проблему авторского права в сети Интернет с различных точек зрения, с учётом поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, в том числе озвученных на встрече с представителями Интернет-отрасли 29 апреля1, и направленные перечнем поручений по итогам встречи с Президентом Д.А.Медведевым2, а также на иных встречах представителей Интернет-индустрии с представителями органов государственной власти, констатируем следующее:
Очевидно, что знания, идеи и обмен информацией – важнейшие ресурсы в глобальной экономике наряду с сырьевыми и трудовыми, поэтому вопрос о том, каким образом осуществляется законодательное регулирование информационного обмена, является одним из ключевых в стратегическом аспекте и оказывает существенное влияние на развитие любой страны в долгосрочной перспективе.
Вопрос о правах на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет находится на стыке интересов государства, бизнеса (в данном случае речь идёт, прежде всего, о правообладателях и Интернет-отрасли) и гражданского общества (т.е., применительно к Российской Федерации, 50-миллионному сообществу пользователей сети Интернет).
В США защита интеллектуальной собственности была усилена законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA), на международном уровне – защита цифровых материалов была включена в Договор о защите авторских прав ВОИС 1996 г. (включает более строгие условия для случаев ограничения эксклюзивных прав на интеллектуальную собственность, запрет на обход технической защиты авторских прав и др.).
При этом напомним, что изначально целью защиты авторских прав было поощрение творчества и изобретений, в связи с чем в понятие интеллектуальной собственности были включены две составляющих: защита прав авторов и защита общественных интересов.
Соответственно, сам институт авторского права отражает баланс интересов авторов и общества. В связи с этим авторам была предоставлена монополия, которая, однако, была ограничена во времени и пространстве.
С течением времени, когда отдельных авторов, которые изначально совпадали в одном лице с правообладателями, стали замещать корпорации, баланс интересов все в большей степени стал смещаться в сторону защиты правообладателей: неуклонно увеличивались сроки охраны, формы уголовной и гражданской ответственности становились все жестче и разнообразнее. С появлением новых технологий все больше делается упор на карательной роли правоприменения в отношении не только систематических пиратов, но и конечных пользователей, зачастую непреднамеренно становящихся нарушителями авторских прав.
Целесообразно поставить вопрос о восстановлении баланса интересов авторов правообладателей и общества, уменьшении карательной составляющей правоприменения в области интеллектуальной собственности.
На сегодняшний день подход многих участников дискуссии к авторскому праву в Интернете строится на необходимости защиты интеллектуальной собственности от негативного воздействия Интернет-технологий.
Мы же полагаем, что уровень развития технологий, напротив, позволяет обладателям прав на интеллектуальную собственность получать материальные, рекламно-маркетинговые и репутационные выгоды от активного взаимодействия с Интернетом и пользователями сети Интернет.
В настоящее время многие страны сконцентрировали усилия на проблеме защиты прав авторов, при этом общественные интересы пока не сформулированы достаточно чётко. И на сегодняшний день существует острая необходимость понять, в чём их суть3.
Сложность состоит в том, что необходимо детально проработать возможность обращения широкой аудитории к материалам, защищенным авторским правом, в интересах обеспечения знаниями, поощрения творчества и обеспечения общественного благосостояния. Очевидно, что любые ограничения ранее сложившейся концепции «добросовестного использования»4 могут ограничить развитие Интернета, в т.ч. его экономического и инновационного потенциала.
В настоящее время в мировой практике регулирования существует две различные тенденции. Одна заключается в ужесточении преследования конечных пользователей за нарушение интеллектуальных прав5. Некоторые страны в качестве возможного наказания выбрали полное или частичное ограничение доступа пользователей в Интернет. Данный подход вызывает критику различных общественных и политических групп. В то же время данный подход представляется неэффективным. В современном обществе право на доступ в Интернет должно рассматриваться как одно из фундаментальных прав личности, ограничение которого допустимо лишь в случаях крайней необходимости, связанных с защитой жизни, здоровья и безопасности.
В рамках ЕС делаются предложения о закреплении права на доступ в Интернет в качестве одного из фундаментальных прав граждан.
Организация объединенных наций (ООН) 7 июня 2011 года опубликовала на своем сайте доклад6, в котором говорится, что право на доступ в Интернет признается неотъемлемым правом человека.
Следует отметить, что воспроизведение такого подхода в рамках российского правового регулирования будет органично вписываться в принципы соблюдения прав и свобод граждан, заложенные в Конституции РФ. В частности в соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Таким образом, наиболее перспективным представляется эволюционный подход к регулированию охраны объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет. Данный подход должен быть основан не на запрете доступа в Интернет, а на совершенствовании и развитии существующих международных и национальных правовых механизмов защиты интеллектуальной собственности.
Закрепление на международном уровне баланса указанных тенденций регулирования доступа граждан в Интернет позволит разрешить нарастающее противоречие между интересами правообладателей, пользователей и интернет-компаний.
Предложения по совершенствованию международного регулирования охраны результатов творческой деятельности, используемых в сети Интернет
Свободные лицензии:
Авторам безотзывно предоставлять права использования своих
Воспроизведение:
Фиксировать любым способом внешний вид защищённых авторскими правами объектов, которые находятся в открытых для свободного посещения местах или видимы из таких мест, без ограничений со стороны авторов произведений на изготовление, распространение и публичную демонстрацию подобных изображений.
- закрепить право библиотек и архивов создавать копии произведений без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения (в том числе путем создания электронных копий);
- не препятствовать программными и аппаратными методами свободному использованию произведений в рамках исключений, предусмотренных законом и правовой доктриной. Например, авторско-правовая охрана не должна исключать возможность цитирования произведения в образовательных или научных целях;
- закрепить свободу размещения и просмотра панорамных съёмок в сети Интернет (изображения и видео любых объектов в местах, открытых для свободного посещения или видимые из таких мест можно свободно распространять в Интернете);
- прямо исключить из перечня охраняемых объектов авторского права произведения «малой формы», распространяемые в сети Интернет (не защищать имущественные права на комментарии в блогах, «аватарки», сообщения в чатах, скриншоты программ и сайтов и т.п. произведения «малой формы).
Охрана объектов авторского права:
Рассмотреть возможность совершенствования действующего международного законодательства в части изменения (в сторону существенного уменьшения, а в ряде случаем - отмены) сроков действия авторского права для отдельных категорий произведений (науки, фотографий и аудиовизуальных
- срок действия прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет может составлять не более 70 лет после смерти автора. Таким образом будет решена проблема невозможности точного вычисления сроков охраны в случаях с дополнительно продлёнными сроками;
- если автор/единственный наследник передал все свои права на произведение кому-либо, то срок действия АП на произведения считается с даты создания произведения, а не с даты смерти автора.
- автор/правообладатель имеет право досрочно передавать своё произведение в общественное достояние;
- автор/правообладатель имеет право передавать некоторые (или все) права на своё произведение на определённых условиях неопределённому кругу лиц.
При этом представляется необходимым предусмотреть положения международных
Общественное достояние:
Рассмотреть предложения об облегчении режима авторских прав и использовании принципов общественного достояния в
- признать общественным достоянием произведения, созданные по заказу государственных и прочих бюджетных организаций;
- не допускать приватизации произведений, законно перешедших в общественное достояние;
- предусмотреть право автора/правообладателя досрочно передавать своё произведение в общественное достояние;
- предусмотреть право передачи автором/правообладателем некоторых (или всех) прав на своё произведение на определённых условиях неопределённому кругу лиц.
Международные договоры и распределение информационных ресурсов:
Решить вопрос о справедливом распределении информационных ресурсов в международном масштабе через создание международного антимонопольного законодательства для компаний, предоставляющих сервисы в сети Интернет;
Отменить статью 9 договора ВОИС. (Данная статья отменяла 7(4) Бернской конвенции о том, что права на фотографии считаются с даты создания/публикации фото, а также не могут быть меньше 25 лет).
Ответственность за нарушения авторского права:
Ограничить ответственность провайдеров (интернет-посредников) за действия пользователей: провайдеры не должны нести ответственность, если они не знали/не могли знать о нарушении прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет;
Закрепить в законодательстве понятие уведомления Интернет-посредника правообладателем о нарушении авторского права.
Технические средства защиты авторских прав:
Предусмотреть положения международных
- Основной целью встречи являлось обсуждение развития Рунета и вопросы его правового регулирования. Президентом РФ Д. А. Медведевым участникам встречи по рассмотренным вопросам (внесению изменений в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, внесению изменений в ФЗ «О персональных данных», льготам по уплате страховых взносов для интернет-компаний, борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, анализ последствий возможных изменений законодательства Российской Федерации в сфере авторского права в связи с вступлением в ВТО) было предложено направить свои предложения, в связи с чем представляем свои предложения и соображения (http://kremlin.ru/news/11115)
- Перечень поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации Д. А. Медведева с представителями интернет-сообщества опубликован по адресу: http://kremlin.ru/assignments/11427
- Это возможно через создание форм обратной связи на сайтах государственных структур и института социальных атташе при государственных органах в социальных сетях, а также при регулярном мониторинге правоприменения в сети Интернет.
- Добросовестное использование — использование для исследований и иных некоммерческих целей.
- См. первоначальную редакцию французского закона «Loi favorisant la diffusion et la protection de la création sur Internet», принятого в 2009 году. В настоящее время в части отключения конечных пользователей, в соответствии с решением Конституционного Суда Франции, требуется судебное решение. Digital Economy Act 2010, принятый в Великобритании под воздействием сильного лоббирования, предоставляет Государственному секретарю с согласия Лорда-канцлера и суда право блокирования источника в Интернете. Закон неоднократно подвергался критике, а операторами связи BT и TalkTalk принимались меры по его оспариванию в суде. Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон представил общественности в ноябре 2010 независимый доклад профессора Иана Харгривза «Цифровые возможности» (доступен по адресу: http://www.ipo.gov.uk/ipreview-finalreport.pdf). В докладе в частности указано, что необходимо продолжать тщательную оценку воздействия указанного закона.
- Текст доступен по адресу: http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrcouncil/docs/17session/A.HRC.17.27_en.pdf