Сергей Плуготаренко: Россия занимает 4 место в мире по объемам интернет-рекламы
Дата публикации: 26 сентября 2017
26 сентября 2017 года на площадке московского Экспоцентре состоялось открытие международной выставки “Реклама 2017”.
Главным событием деловой программы выставки стал круглый стол «Современная российская реклама: тенденции развития, приоритеты государственного и общественного регулирования», организованный Торгово-промышленной палатой РФ, Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), АО «Экспоцентр».
Ключевыми темами дискуссии стали:
- Рекламный рынок России: состояние, тенденции, прогнозы;
- Актуальные проблемы государственного и общественного регулирования рекламы;
- Роль информации и рекламы в формировании современной городской среды.
Директор РАЭК Сергей Плуготаренко принял участие в обсуждении, в том числе цифровой экономики и цифровой трансформации рекламных рынков. По итогам круглого стола Сергей представил цифры и тренды рекламного рынка России, тенденции, прокомментировал вопросы регулирования рекламной отрасли.
Сергей отметил, что самым крупным медиа для распространения рекламы по-прежнему остается телевидение – его объем по итогам 2016 года достиг 150,8 млрд руб. и вырос на 10% по сравнению с 2015 годом. Интернет показал наибольшую динамику роста – 21%, объем этого медиа достиг 136 млрд руб. В частности, performance-сегмент вырос на 24% – до 108,2 млрд руб., а branding достиг 27,8 млрд руб. (прирост на 13%).
Также директор РАЭК упомянул, что согласно данным исследования The AdEx Benchmark 2016, опубликованного в мае 2017 года, рынок онлайн-рекламы в России по итогам 2016 года вышел на докризисный уровень - Россия занимает 4 место в мире по объемам данного сегмента. До этого наивысшее (4) место среди европейских стран Россия занимала по результатам 2013 года. По итогам 2016 года Россия вновь заняла 4 место среди европейских стран с объемом рынка 2,64 млрд евро, при общем объеме европейского рынка в 41,8 млрд евро.
Однако в 2014-2015 годах на фоне влияния экономического кризиса на интернет-индустрию, показатели рынка онлайн-рекламы России заметно ухудшились по сравнению с другими европейскими странами. Происходило падение рынка в валютном эквиваленте, и по итогам 2015 года Россия опустилась на 6 место. Вместе в 2016 году мы наблюдали не просто рост - рынок наконец-то превысил показатели 2013 года, обогнав по объемам итальянский. Таким образом, мы можем констатировать, что кризис на рынке интернет-рекламы преодолен, что коррелирует с прогнозами экспертов исследования РАЭК "Кризисный барометр" 2015-2016.
По медийной рекламе Россия входит в число 13 стран, которые растут быстрее рынка (рост 20,4%).
По контекстной рекламе Россия в топ-19 стран, растущих быстрее рынка (рост 21,4%). Кроме того, рынок мобильной рекламы в России вырос на 86,6% и составляет 129 млн евро. Рост быстрее, чем у лидера рейтинга Великобритании (у нее 45,3%) Прогноз на 2017 год - рост примерно на 10% относительно 2016 года.
Директор РАЭК также выделил тренды в сегменте онлайн-рекламы.
Согласно исследованию The AdEx Benchmark общеевропейскими трендами в сегменте онлайн-рекламы являются: рост рынка видео и мобильной рекламы, снижение рынка баннерной рекламы для десктопов.
Сергей Плуготаренко подробно осветил вопросы регулирования данной отрасли. В частности, директор РАЭК отметил, что по результатам мониторинга законопроектной деятельности, касающейся регулирования интернет-индустрии за 1 квартал 2017 года, проведенной РАЭК совместно с ИИИ, можно сделать следующие выводы:
-
Из 36 законопроектов на рассмотрении, касающихся регулирования интернета, в 2016 году было отклонено 5 (3 из них имели отрицательную оценку) и принято 8. Однако среди принятых - беспрецедентные, по негативной оценке, законы “Пакета Яровой”.
-
Окончательно оформилась тенденция к регулированию отдельных сегментов / явлений в Сети (онлайн-видео, интернет-магазины, инфраструктура).
-
Эксперты отмечают резкое снижение числа отрицательных инициатив за 1-ый квартал 2017 года. Частично это объясняется уменьшением числа инициатив как таковых (17 против 37 за аналогичный период 2016 года), в том числе за счет “PR-инициатив” отдельных депутатов. К таковым по сути можно отнести только один проект с отрицательной оценкой: о регулировании соцсетей. В то же время были внесены три законопроекта, стремящиеся минимизировать негативное действие 54-ФЗ (о применении контрольно-кассовой техники), то есть вектор подобных инициатив также меняется в позитивную сторону.
-
Значительная доля резонансных инициатив за этот период имеет концептуальную поддержку экспертов, однако оцениваются нейтраль- но/неоднозначно вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены (не представлены проекты НПА), в результате чего оценка может сменится как на положительную, так и на отрицательную.
На основании данных мониторинга РАЭК фиксирует два четких тренда: количество инициатив уменьшилось..
Причиной этого могло стать обновление состава Государственной Думы либо накопленный государством опыта по взаимодействию с разными сегментами интернета. Число экспертов, которые оценивают влияние законов на отрасль как положительное или нейтральное превысило 50%. Это крайне позитивный тренд, поскольку раньше такое мнение всегда было в меньшинстве, и практически все отраслевые эксперты давали негативную оценку влиянию законов. Одной из причин смены отношения является то, что не все инициативы доходят до финала, а по действительно резонансным решениям отрасль научилась по различным каналам коммуницировать с государством, вносить свои коррективы, минимизировать отрицательные последствия.
Также среди положительных тенденций рынка Сергей Плуготаренко выделил:
-
Рост рынка интернет-рекламы.
В 2016 году на мировом рынке доходы от онлайн-рекламы впервые превысили доходы от телевизионной. Эта тенденция значительно усилится в следующие пять лет – в частности, благодаря быстрому росту доходов от мобильной рекламы. В России традиционная рекламная модель пока продолжает доминировать, но при этом интернет является самым быстрорастущим сегментом рынка. В будущем большинство рекламодателей продолжат использовать различные виды рекламных инструментов для охвата максимального числа пользователей на различных платформах. -
Мобилизация интернет-экономики.
Сегодня мобилизация является одним из основных трендов интернет-индустрии. По результатам исследования “Мобильная экономика России” (РАЭК совместно с международным исследовательским агентством OC&C Consulting при поддержке Google и игроков Рунета) мобильная экономика России составляет 3,8% ВВП - $48,2 млрд. и будет расти в среднем на 10,7% в год в ближайшие 5 лет. На рынке рекламы драйвером роста продолжит выступать реклама, предназначенная для показа на мобильных устройствах. -
Позитивная тенденция на рынке легального контента.
Удобство и качество онлайн-сервисов влечет за собой постепенный отток пользователей от пиратских площадок, так как последние объективно уступают легальным игрокам рынка с точки зрения технологии. Не последнюю роль в этом вопросе играет и существующая практика применения антипиратского законодательства.
В круглом столе приняли участие:
- Кашеваров Андрей Борисович – заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы России
- Савенков Дмитрий Александрович – заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минпромторга России
- Менчук Александр Дмитриевич – первый заместитель руководителя Главного управления по информационной политике Московской области
- Пискарев Сергей Львович – председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы
- Плуготаренко Сергей Александрович – Директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)
- Коптев Сергей Иванович – Заместитель генерального директора Национального рекламного альянса (НРА)
- Шкулев Виктор Михайлович – Президент компании Hearst Shkulev Media
- Филиппов Владимир Валерьевич – президент Российской Академии Рекламы (РАР)
- Костин Юрий Алексеевич – Генеральный директор «ГПМ Радио»
- Ставицкий Виталий Викторович – вице-президент Союза дизайнеров России
- Бадалов Дмитрий Степанович – член комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности.
- Евстафьев Владимир Александрович –Вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР)
Модерировали круглый стол Дыбова Елена Николаевна (Торгово-промышленная палата Российской Федерации) и Ковылов Алексей Иванович (Ассоциация коммуникационных агентств России).
Отметим, что в 26 сентября в рамках выставки “Реклама 2017” начал свою работу первый форум PR&Events.