Дешевле, чем уничтожать продукты. Как упростить безвозмездную передачу еды с помощью телеграм-бота

Дата публикации: 1 Декабря 2020

Дешевле, чем уничтожать продукты. Как упростить безвозмездную передачу еды с помощью телеграм-бота

В России просроченные продукты дешевле и проще утилизировать, нежели отдать на благотворительность. 

Из-за этого фудшеринг в стране исторически существует в формате P2P. Обмен происходит через группы «ВКонтакте», и это неудобно: объявления публикуются нерегулярно, а чтобы успеть забронировать продукт, необходимо постоянно мониторить несколько площадок. Некоммерческий проект 1mlntons.ru, запущенный ТИАР-Центр и РАЭК, намерен сократить объёмы пищевых потерь и вывести распределение продуктов питания через фудшеринг-сервисы на уровень 1 млн тонн еды в год.

Фудшеринг кажется исключительно социальной инициативой, однако предполагает коммерческую выгоду для бизнеса, который — в отсутствие строгих ограничительных мер со стороны государства — будет экономить на транспортировке и утилизации пищевых отходов. В рамках конкурса «Цифровой прорыв» кластер РАЭК предпринял попытку объединить интересы бизнеса и социальной сферы и предложил участникам разработать сервис, уведомляющий пользователя о раздаче необходимых продуктов. Inc. поговорил с капитаном команды-победительницы Lux Et Veritas Максимом Захаренко о том, чем интересна работа над социальным проектом, как бот упрощает обмен продуктами и какую выгоду позволяет извлечь бизнесу.

Изначально мы не знали ничего про фудшеринг, но ведь неинтересно выбирать то, что хорошо знаешь. На хакатоны идут не только заработать денег, но и бросить себе вызов. Здесь есть возможность заняться тематикой, которую в обычных условиях ты, возможно, не взял бы.

Кейс РАЭК был самым интересным: предполагалось много задач, которые до этого, кажется, не решались. Остальные треки были не то чтобы простые, но линейные. Было заранее понятно, что за них возьмётся больше людей. Идти туда, куда идут все,  — значит не иметь возможности выиграть, затерявшись в толпе.

Первым делом мы занялись не технической стороной проекта, а начали читать законодательство. И изучили львиную долю статей про варианты фудшеринга в России.

Бота мы написали минут за двадцать пять. Это не технически сложная задача. Она была интересной с точки зрения связи с бизнесом и общей логики.

Пищевые отходы — это глобальная проблема. Они являются причиной снижения уровня жизни в городах на фоне растущих, всё ближе подступающих к населённым пунктам свалок.

Кроме того, пищевые отходы служат одним из ключевых факторов изменения климата: на этапе захоронения отходов продукты разлагаются до метана, сильного парникового агента. По нашим оценкам, из ежегодно образуемого в РФ объёма пищевых ТКО (около 17 млн тонн) выделяется около 2,4 млн тонн метана. Стоит также учитывать выбросы парниковых газов в ходе производства — а фактически перепроизводства — продуктов.

К сожалению, сегодня обмен едой между гражданами слабо цифровизован: он осуществляется через постинг во VK в специальных группах. Мы считаем, что, во-первых, необходимо как можно скорее снабдить участников фудшеринга более совершенными цифровыми инструментами, а во-вторых, нужно сделать при этом пользовательский опыт как можно более привычным и «бесшовным». Поэтому наш выбор пал на формат чат-бота.

Константин Стрельцов

КонстантинСтрельцов

ТИАР-ЦентрРуководитель проекта «1 МЛН ТОНН»

Понять, что человек хочет

Продукты питания раздают в группах в социальных сетях. Сама по себе инициатива прекрасная, но проблема в том, что нет централизации. Нельзя точно сказать, кто и какую еду отдаёт в вашем районе. Надо идти во «ВКонтакте», вбивать что-то в поиск, фильтровать и искать нужное. А потом — мониторить группу: если не успел первым, то продукт, скорее всего, не забрал.

Задача стояла следующим образом: отследить объявления во множестве групп одновременно. Проанализировать предпочтения людей и их местоположение, и по этим данным отдать информацию, которая хранится в группах в социальных сетях.

Разработка команды Lux Et Veritas  — телеграм-бот Alfoodbot. На основании личных предпочтений и географического положения бот информирует пользователя о новых объявлениях, которые появляются в посвящённых фудшерингу группах «Вконтакте». Разработка призвана упростить процесс обмена едой и вовлечь в фудшеринг как можно больше людей. Предполагается, что в конечном итоге это поможет сократить объём пищевых отходов и заинтересовать представителей крупного бизнеса в этом сегменте экономики совместного потребления.

Ненужные взаимодействия мы отсеяли сразу. Например, решили не спрашивать у пользователя полную анкету данных вплоть до имени. В профиле он указывает: мне нравится это и то, а нахожусь я по такому адресу.

Система основана на линейном анализе, но это только начало  — потом информация фильтруется на уровне машинного обучения. Алгоритм отбирает публикации по «похожести» на объявление, в котором человек хочет избавиться от продуктов питания по некоторому адресу. И предлагает перейти к объявлению «Вконтакте» через телеграм.

Основная трудность — понять, что человек хочет. Он говорит: хочу крупы. Система должна понять, что это все крупы: гречка, чечевица, рис и заморская крупа какая-нибудь, о которой ты никогда не слышал.

Машинное обучение построено на экспертных данных, которые даёт человек. Чем их больше, тем точнее машина угадывает соответствие. Система предусматривает ручную корректировку: есть кнопка «забрать», а есть «отменить» — то есть пометить как «нецелевое объявление». Людей много, и машина получает достаточно точную экспертную оценку.

Люди не машины и иногда формулируют мысли неточно или неправильно. Но ведь в таких ситуациях мы всё равно понимаем, что человек хочет сказать. И машина тоже должна это понять и воспринимать запросы, написанные с ошибками.

Сейчас бот позволяет только получать обновления о раздаче еды, но не публиковать их. Соответствующий функционал мы предусмотрели, но клиент хочет реализовать это на своей платформе. Логично: кто отдаёт, тот и получает деньги. Это и есть прямая монетизация.

Экономия на утилизации

В России просроченные продукты пытаются продать или выкинуть — но так, чтобы никто не видел. В противном случае могут оштрафовать.

Бот позволяет избавиться от «ненужной» продукции не нарушая законы. Приведу простой пример. Пекарня изготавливает хлеб в объёмах, которые нельзя сократить просто так. Вдруг приходит коронавирус, и потребители закрываются по домам. Излишек накапливается быстро. Хлеб приходится целенаправленно уничтожать и платить за это деньги. И в такой ситуации фудшеринг — куда более щадящее решение.

Нельзя сказать, что фудшеринг — чисто альтруистическая вещь. Выгода есть, и весьма прямая: экономия времени, сил и денег на утилизацию. Супермаркет, которому надо избавиться от излишков, а уничтожать еду дорого, будет платить. Это просто дешевле, чем уничтожать продукты. К тебе придут и заберут.

Тема сложная и многослойная, как любой социальный проект. Есть люди, которые работают на альтруистических началах и уверены в этом. Но существует также слой людей, заинтересованных исключительно в коммерции. Это очевидно: на любые вещи нужны ресурсы, они кончаются, и нужно откуда-то брать новые. Из «ничего» «чего» не берётся.

За 2018 спасено 7 тыс. тонн еды. Это 0,4% от объёма всех пищевых потерь. Цель к 2024 году — ежегодно спасать 1 млн тонн пищевых продуктов. Этой едой можно обеспечить 1,3 млн нуждающихся. А её общая стоимость составляет 85 млрд руб.
*по данным РАЭК

Меньше слов — больше дела

Хакатон требует готового решения, прототипа — многие не понимают, что это такое. Например, сосредотачиваются на коде анализатора местоположения и занимаются только им, а время идёт. В результате местоположение определяется очень точно, а продукт где? Продукта нет.

Наша система запросто может ошибиться. Но дело не в этом: можно сесть и дописать потом. Главное — показать общий работоспособный скелет. На хакатонах не требуется продумывать до мелочей каждую деталь.

Все команды из шорт-листа продемонстрировали достойные решения.

Разные команды сфокусировались на разных аспектах проблемы, поэтому мы до самого конца не могли предугадать, как же распределятся призовые места. Мы рады, что несколько команд с разным бэкграундом и степенью подготовки решили продолжить работать над проблемами фудшеринга после хакатона.

Lux et Veritas реализовали продвинутое геолокационное решение и предложили амбициозную модель для масштабирования своих наработок — мне кажется, это и подкупило жюри.

Константин Стрельцов

КонстантинСтрельцов

ТИАР-ЦентрРуководитель проекта «1 МЛН ТОНН»

Наша команда предложила наиболее законченное решение не только с технической точки зрения, но и с точки зрения бизнес-логики: зачем это нужно и что мы будем делать. Часто люди на хакатоне занимались разработкой ради разработки. Они забывали, для чего они вообще взялись за задачу. Не понимали ЦА — ни со стороны отдающих продукты, ни со стороны получающих.

Бот есть, он работает  — но прибыль получить сложно. С РАЭК мы сошлись на том, что можем друг другу помочь информационно, а развивать продукт будем своими силами.

Разработанная нами система пригодилась в проекте по подбору персонала на объекты работ. Раньше этим занимался большой штат менеджеров, знавших сотрудников чуть ли не поимённо. Теперь программа будет подсказывать менеджеру людей, наиболее подходящих под конкретный объект.

Источник: https://incrussia.ru/specials/product-rec/