Не выходи из дома и научи бабушку сдавать показания счетчиков онлайн. Какие цифровые услуги появятся в 2022 году

Дата публикации: 22 Октября 2021

Не выходи из дома и научи бабушку сдавать показания счетчиков онлайн. Какие цифровые услуги появятся в 2022 году

Фото: Vlada Karpovich/ Pexels

Человечество из поколения в поколение стремится к благам цивилизации. Исследования показывают, что в ближайшие 30 лет городское население Земли вырастет с 56,2% до 68%. Одновременно будут создаваться и развиваться новые умные сервисы во всех областях, будь то образование, здравоохранение, безопасность, умное освещение или электронное правительство. Но в этом материале Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), руководитель проектного офиса конкурса для IT-специалистов «Цифровой прорыв», расскажет не о прекрасном будущем, а о сервисах, которые придут к нам не позже 2022 года. Так что добро пожаловать в новый год.

Бесконтактно

Еще в 2018 году, когда мы ничего не знали о COVID-19, самоизоляции и локдаунах, Высшая школа урбанистики и «Яндекс.Такси» представили исследование «Цифровизация малых и средних городов России». Оно показало, что локальными цифровыми сервисами — услугами доставки, заказом еды, онлайн-покупками в местных магазинах и заказом такси онлайн — были хорошо обеспечены почти 60% городского населения России, а почти или полностью не обеспечены ими — 21% городского населения. С тех пор появились доставки продуктов от «Пятерочки», «Перекрестка» и «ВкусВилла», несколько тысяч пунктов самовывоза от Ozon и Wildberries, а вместе с ними ноу-хау прошлого года — бесконтактная доставка. 

В 2020 году одним из ключевых событий в сфере e-commerce стало снятие запрета на онлайн-торговлю безрецептурными лекарствами. Для получения разрешения на дистанционную розничную продажу лекарственных препаратов нужно соответствовать ряду требований, но число выданных разрешений растет, а значит, растет и доступность медикаментов. Эксперимент признали успешным, с 1 января 2022 года планируется внедрение онлайн-торговли уже рецептурными лекарствами.

В некоторых регионах России (предположительно, в Москве, Московской области и Мордовии) со следующего года можно будет покупать и «лекарство для души» — Минфин планирует эксперимент по продаже отечественного вина онлайн через специальный сайт «Почты России». Так что, даже если наступит очередной локдаун, пережить его будет проще и веселее.

Со следующего года бесконтактно доставить смогут и вас, если вы живете в Ясенево, на юге Москвы — там «Яндекс» со следующего года запустит беспилотное такси. Но без вашего согласия, конечно, такого не случится. Желающим протестировать транспорт будущего придется заполнить анкету на сайте.

Еще одно бесконтактное новшество, которое появится в ближайшем будущем, — биометрическая система идентификации пассажиров в аэропорту. Ею к 2023 году должны оборудовать 6% аэропортов, и начнут это делать уже в следующем году. Также в 2022 году в Москве расширят систему распознавания лиц Face Pay до МЦК, МЦД и наземного транспорта.

ГИБДД по QR-коду

В прошлом году столичные жители в совершенстве освоили сервисы регистрации на прогулку на улице или заказа еды домой, узнали о QR-кодах, а также научились расплачиваться за заправку автомобиля бесконтактно через приложение. 

И QR-коды продолжают проникать в нашу жизнь. С 6 сентября в пилотном режиме можно предъявить свидетельство о регистрации транспортного средства сотруднику ГИБДД в цифровом виде (QR-код) в приложении «Госуслуги.Авто». Правда, возить с собой печатную версию документа тоже пока необходимо — на случай, если у инспектора зависнет планшет. Если идея приживется, «живые» СТС могут отменить, а также, возможно, расширят практику с QR-кодами на водительские права.

Но и это еще не все, как любят говорить в «магазине на диване». Скоро автовладельцы смогут через приложение оплачивать и обжаловать штрафы, оформлять европротокол при ДТП, записываться на замену водительских прав и регистрацию транспортного средства, заключать договор купли-продажи автомобиля онлайн, загружать и предъявлять в электронном виде данные о техосмотре, полисах ОСАГО и КАСКО. Планы у ГИБДД наполеоновские.


Фото: Anna Shvets/ Pexels

Гос-, мос- и другие услуги

2020 год стимулировал развитие государственных цифровых сервисов, поскольку в период самоизоляции посещение государственных и муниципальных учреждений было ограничено. Цифровыми госсервисами за время пандемии стали пользоваться или улучшили навыки пользования 22% россиян.

Из вспомогательных GovTech-сервисов самые востребованные за последние десять лет: электронный дневник (более 830 млн обращений) — спасение для родителей и боль для школьников, второе место у сервиса приема показаний приборов учета воды (более 237 млн обращений). Если вы научите им пользоваться свою бабушку, дневнику придется подвинуться. Третье место — у сервиса проверки автомобильных штрафов (более 164 млн обращений). Согласитесь, мало противников у идеи заплатить за свои ошибки со скидкой в 50%.

В ближайшие пять лет система отношений государства и гражданина кардинально изменится. Для получения пособия, паспорта, справок, регистрации бизнеса, квартиры или автомобиля больше не придется обивать пороги кабинетов и платить посредникам за оформление документов. И мультипаспоротом сможет хвастаться не только Лилу Даллас из «Пятого элемента» — Минфин предложил начать выдавать их уже в этом году. 

В «Госуслугах» появится возможность заполнять онлайн-заявления автоматически — не нужно будет искать бумажные документы и переписывать данные вручную. Более того, сам портал «Госуслуг» будет заполнять онлайн-заявления автоматически, подтягивая нужную информацию о человеке из разных баз данных. С 2022 года на сайте появится возможность получить доступ к электронной медкарте. 

Не отстают и частные компании, которые упрощают процесс взаимодействия человека с государственной машиной. В начале 2022 года ВТБ планирует запустить сервис «социального казначейства»: клиенты банка, указавшие свою карту как основную для зачисления соцвыплат, смогут получать государственные пособия без обращения в госорганы. 

Росатом разработал и запустил в 18 городах (в основном это так называемые «атомграды») платформу «Умный город» — единую информационную основу для внедрения цифровых городских сервисов. В «Умном городе» жители могут сообщать о проблемах и отслеживать работу городских служб, узнавать о работе муниципальных образовательных и культурных учреждений. Для муниципалитетов это возможность настроить диалог между жителями и властью, улучшить процессы взаимодействия, а значит, повысить эффективность своей работы. Полезный сервис, который в 2022 году расширит зону покрытия.

Отрицание, гнев, принятие

Добавим ложку дегтя в эту цифровую бочку меда. Люди не всегда готовы к таким стремительным переменам. Согласно недавнему исследованию Высшей школы экономики, хотя уже две трети работающих россиян используют на работе компьютеры и интернет, уровень технологической готовности населения страны в целом остается низким.

У граждан нет ярко выраженной технофобии, но одновременно те, кто использует цифровые инструменты, делают это недостаточно активно. Просто потому, что этому нужно учиться, а для учебы не хватает времени и мотивации. Впрочем, в конце сентября борцы с «облучением» снесли очередную «вышку 5G» — на этот раз в Башкирии. Причем станция была предназначена для усиления покрытия территории связью по стандартам 2G и 4G — ни о каких 5G речи не шло.

Есть сигналы, которые оптимисты и пессимисты трактуют по-разному. Как со стаканом, который наполовину полон и наполовину пуст. Например, по данным Mediascope, месячная аудитория интернета в России составляет 98 млн человек, или 68% населения страны: меньше, чем в Великобритании (94,9%), Германии (89,7%) или Южной Корее (95,9%), но этот процент продолжает расти, а значит, и проникновение цифровых сервисов продолжится.

Пользование цифровыми сервисами вырастет и среди потребителей. В Data Insight считают, что большинство людей и после завершения пандемии продолжит совершать покупки через интернет. Аналитики Deloitte убеждены, что пользователи, которые в пандемию стали пользоваться цифровыми услугами, тоже от них не откажутся. Горожане привыкли к новым сервисам, к тому же в России они часто делаются с нуля: это происходит быстрее, чем перестраиваются корпорации. Поэтому по удобству решений, например, для банкинга мы обгоняем Германию и Великобританию, которым проигрываем с точки зрения проникновения интернета. Так, журнал Global Finance в прошлом году признал «Тинькофф» лучшим розничным онлайн-банком мира.

Что в остатке

Российская ассоциация электронных коммуникаций регулярно проводит отраслевые исследования: «Экономика Рунета»исследование цифровой грамотностишеринговой экономики. Летом 2021 года РАЭК вместе с Департаментом информационных технологий города Москвы проанализировала цифровое поведение граждан. И чем больше удается накопить информации, тем сильнее убеждение, что многое зависит не только от государства и корпораций, но и от населения. 

Важно работать над доверием населения, повышать общий уровень образования, знакомить людей с технологиями. Тогда умные сервисы будут эффективнее, никто не станет сносить сотовые вышки и всерьез говорить о чипировании вместо вакцинации. А мы будем пользоваться цифровыми благами, и нам самим это понравится. Просто вспомните историю со смартфонами, которые с нами меньше 15 лет. Да и вариантов — пользоваться или отказаться — у нас тоже нет, не в лес же обратно от умных городов бежать. Хотя и это отдельные личности практикуют.

Источник: https://snob.ru/entry/238249/