Экосистема производительности труда: единое решение для общего успеха
Дата публикации: 12 января 2022
Фото: Pexels
Цифровое будущее неизбежно наступает и затрагивает даже самые консервативные отрасли. Сергей Гребенников, заместитель директора Российской ассоциации электронных коммуникаций, руководитель проектного офиса конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» рассказывает, какие меры применяются в странах для поддержки цифровой трансформации промышленности, и как в России будут повышать производительность труда.
Цифровые технологии, новые изобретения за последние годы стали частью повседневности. При этом скорость распространения и потребления инновационных решений с каждым годом возрастает. Так, между разработкой первых автомобилей и их массовым распространением прошло полвека, а смартфоны плотно вошли в нашу жизнь спустя несколько лет после создания первых образцов. Мы уже привыкли, что технологические компании ежегодно (и даже чаще) выводят на рынок новые продукты — а мы отслеживаем новинки и моментально интегрируем их в наш потребительский опыт.
По данным исследования, которое провел Европейский инвестиционный банк, цифровизация бизнес-процессов влияет на показатели функционирования предприятий из ЕС и США. Цифровые компании используют современные управленческие подходы, быстрее растут и создают высокооплачиваемые рабочие места. Эти эффекты носят комплексный характер — выгодны для бизнеса, улучшают качество жизни граждан и увеличивают поступления в бюджет. Аналитики International Data Corporation прогнозируют, что к 2022 году до 60% мирового ВВП будет создаваться цифровыми компаниями, а совокупные инвестиции в цифровую трансформацию в 2020–2023 годах составят $6,8 трлн.
Фокус на Индустрию 4.0: как государства поддерживают цифровизацию промышленности
Эксперты Deloitte и MADI в совместном исследовании показали, что применение технологий Индустрии 4.0 в промышленности обеспечивают рост загрузки производства, объема продукции и производительности труда на 10–12%.
Государства и компании готовы инвестировать в новые технологии. Например, в Швеции, которая в 2020 году заняла второе место в рейтинге инновационных стран Global Innovation Index, с 2016 года применяется стратегия Smart Industry с ежегодным финансированием около €388 млн. Стратегия направлена на создание площадок для тестирования технологий промышленными компаниями, при участии государства, научных и исследовательских организаций. По данным Business Sweden, промышленное производство обеспечивает занятость для 20% работающего населения Швеции и экспорт товаров на сумму равную половине ВВП страны.
Большая часть бюджета программы распределяется государственным агентством поддержки инноваций Vinnova по разным направлениям: на новые материалы, использование на предприятиях 5G, искусственный интеллект или геймификацию производства.
Создание ГЧП для софинансирования инвестиционных проектов в области Индустрии 4.0 используется и в США. В 2011 году при поддержке федеральной администрации было создано партнерство AMP, которое объединяет промышленные компании, научные институты и органы управления. Кроме того, разработки финансируются через федеральную программу Manufacturing USA.
Например, в рамках программы реализуется проект ARM Institute. Это финансовый институт, который поддерживает проекты по созданию и расширению применения промышленных роботов для местных предприятий. В нем участвуют как крупные промышленные гиганты, такие как Boeing, GE и Siemens, так и региональные университеты, предоставляющие экспертную поддержку. По данным World Robotics Report 2020, в 2019 году на предприятиях США использовалось более 293 тыс. роботов, прирост на 7% к предыдущему году. По этому показателю США уступает только Китаю (более 783 тысяч) и Японии (более 355 тысяч).
По оценке аналитиков McKinsey, малый и средний бизнес сильно отстает от большого по уровню внедрения новых технологий. Крупные компании имеют достаточно ресурсов, чтобы создавать собственные подразделения цифровой трансформации, привлекать или приобретать стартапы, разрабатывающие цифровые решения. У малых и средних предприятий, как правило, недостаточно средств для инвестирования в технологии Индустрии 4.0.
Европейский союз разрабатывает проекты, которые помогают МСП внедрять технологии и преодолевать разрывы с крупными предприятиями. Одним из таких решений стал проект Digital Regions, который реализуется совместно в 7 странах ЕС и Великобритании. Проект 4.0-Ready обучает руководителей и персонал предприятий, как интегрировать технологии Индустрии 4.0. Ожидается, что проекты помогут к следующему году увеличить на 15% количество малых и средних компаний, применяющих инновационные технологии.
Поддержка внедрения цифровых технологий в России
В России поддержка промышленных предприятий развивается примерно в одном направлении с ЕС и США. Направления развития определяют два программных документа — национальная программа «Цифровая экономика» и государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Федеральные проекты «Цифровые технологии» и «Искусственный интеллект» в рамках национальной программы «Цифровая экономика» направлены на поддержку новейших цифровых технологий — ИИ, Интернета Вещей, сети 5G, квантовых компьютеров, робототехники. Разрабатываемые решения могут применяться в разных отраслях экономики — от сельского хозяйства до горной добычи. При этом государство готово выступать соинвестором проектов на разных стадиях разработки — от прототипа до запуска. Например, гранты до 300 млн рублей от Минцифры РФ, которые покроют до половины затрат проекта, получат разработчики российского ПО и компании, которые реализуют проекты цифровой трансформации с использованием российских разработок. Только в 2021 году на финансирование таких проектов выделено 3,8 млрд рублей.
Отдельные меры поддержки адресованы промышленным предприятиям. Например, Фонд развития промышленности выделяет займы на срок до 5 лет и сумму до 0,5 млрд рублей на проекты по цифровизации промышленных предприятий. Компании получают деньги под низкий процент — от 1 до 3% в зависимости от страны производства ПО. В результате выработка на одного сотрудника увеличивается не менее, чем на 5% в год. Аналогичные кредиты Фонд предоставляет непосредственно для увеличения производительности труда. Сумма такого кредита доходит до 300 млн рублей и предусматривает прирост к базовому году не менее 10%, 15% и 30% по результатам первых 3 лет (далее прирост не менее 5% к предыдущему году).
Тестировать бизнес-гипотезы с прицелом на дальнейшее внедрение цифровых технологий можно на хакатонах. В частности, консалтинговая IT-компания Accenture в рамках хакатона «Цифровой прорыв» представила кейс по разработке аналитической системы для работы с производственным планом промышленного предприятия. В результате разработана удобная панель визуализации показателей для руководства и инструменты для анализа проблем производственного планирования и простаивания мощностей.
Экосистема повышения производительности труда
По данным ОЭСР в 2019 году производительность труда в России составляла $26,7 за час работы, что в два раза меньше чем в среднем по ОЭСР и ЕС ($52,9 и $54,3 соответственно) и почти в 4 раза меньше чем у лидера рейтинга Ирландии ($102,4). Эксперты ВШЭ говорят о большем снижении производительности труда по итогам года.
В качестве возможного решения государство предлагает комплекс мероприятий национального проекта «Производительность труда», который должен увеличить производительность труда в средних и крупных несырьевых компаниях не менее, чем на 20% к 2024 году.
Работа по проекту ведется как в направлении общесистемных мер (финансирование, устранение административных барьеров), так и посредством предоставления адресной поддержки. Точечная работа с предприятиями-участниками нацпроекта ведется через федеральный (ФЦК) и региональные центры компетенций. ФЦК сообщает, что к концу августа 2021 года в проекте уже участвовали более 2,8 тыс. компаний из 70 регионов России.
Принцип работы: эксперты центров компетенций обследуют производства, разрабатывают план по оптимизации бизнес-процессов, обучают сотрудников и руководство принципам бережливого производства. Кроме того, участники проекта получают доступ к единому информационному ресурсу с сервисами для самооценки, обучающими материалами, типовыми решениями и описаниями практик.
И эта работа приносит результат. По словам генерального директора ФЦК, за 2019 год 117 компаний, завершивших проекты по оптимизации с участием ФЦК, получили добавленную стоимость на 14 млрд рублей.
Новгородская компания, которая участвует в проекте с 2019 года, повысила эффективность складского хранения на 38%, а производительность упаковочной линии — с 40 кг до 700 кг. Эксперты создали на производстве систему рационализаторских предложений. Одно из таких изменений признали лучшим на форуме «Производительность 360»: технолог разработал новую систему выгрузки меда, которая позволяет в 3 раза ускорить процесс и сэкономить компании 15 млн рублей в год. Другой пример — Новороссийский морской порт: внедрение принципов бережливого производства в работе одного причала создало резерв для обработки дополнительного судна в месяц, а значит — получить дополнительную выручку до 150 млн рублей в год.
Эти решения основаны исключительно на оптимизации бизнес-процессов и не затрагивают цифровую трансформацию. Однако уже в этом году Минэкономики начало апробацию цифровой экосистемы повышения производительности труда для промышленных предприятий. Идея экосистемы — проведение аудита организации, используемой IT-инфраструктуры и данных. На основе анализа лучших практик и опыта похожих организаций будут сформированы рекомендации по дальнейшей трансформации производства.
Экосистема прошла апробацию в шести компаниях в начале 2021 года, а в июне Минэкономики запустило открытый отбор предприятий, которые могут присоединиться к экосистеме. Ожидается, что до конца года к платформе подключится не менее 100 компаний, которым будут доступны 100 сервисов для решения задачи предприятий. А к 2024 году число участников должно увеличиться до 5000 компаний. К этому времени на платформе должно появиться 8000 сервисов и 100 типовых решений, готовых к использованию. Сервисы будут бесплатными для компаний с выручкой от 400 млн рублей в год, в транспортной, торговой, строительной, сельскохозяйственной отраслях. Однако, по словам вице-премьера Андрея Белоусова, другие компании также смогут воспользоваться экосистемой, но уже за свой счет.
Корпорация Ростех, один из разработчиков системы, заявляет, что уже в этом году экосистема будет предоставлять базовые инструменты торговой и информационно-аналитической платформы. В дальнейшем к ней будут подключены платформы взаимодействия с государством, облачных вычислений, консалтинга, образовательная платформа и платформа для проведения транзакций.
В завершенном виде экосистема должна стать комплексным решением для автоматизации работы предприятий по целому ряду направлений: от формирования отчетности, контроля и оптимизации работы компании до создания цифровых двойников товаров, производств, взаимодействия с банками, проведения торгов или заключения сделок онлайн.
Например, интеграция с системой промышленности позволит сформировать цифровой паспорт компании. Паспорт объединит общие сведения об организации, направлении ее деятельности, структуре компании и текущем уровне цифровизации. В экосистеме компания сможет не только приобрести нужное решение на торговой платформе, но и сформировать запрос на получение государственной поддержки на его внедрение.
Решения в области автоматизации приводят к видимым результатам. Например, внедрение в АО «ОКМБ Африкантов» системы штрих-кодирования в заготовительном цеху позволило в четыре раза сократить объем склада, почти в три раза увеличить скорость получения ТМЦ и в два раза сократить оформление документов. Применение цифровых двойников производственной цепочки в компании «Евраз ЗСМК» обеспечило компании ежегодную экономию в 600 млн рублей.
Экономия собственных ресурсов компаний, связанная с использованием сервисов экосистемы, очевидна. Однако формирование комплексной платформы сопряжено с рисками. Для работы сервисов экосистемы организации должны открыть доступ к полной информации о своей деятельности, начиная от финансовых и стратегических документов, заканчивая данными датчиков IoT, обработка которых должна происходить на платформе облачных вычислений.
Централизованное хранение и обработка данных грозит промышленным шпионажем, а сбои в работе экосистемы могут парализовать промышленное производство в стране. Тем не менее, специалисты заявляют, эти риски будут учтены при создании системы.