В 2022 году объем рынка курьерской доставки в России вырос на 21% и достиг 1,7 трлн рублей
Дата публикации: 22 мая 2023
Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела исследование рынка курьерской доставки “последней мили” в России. В ходе исследования была проведена оценка объемов рынка в деньгах и заказах, а также оценка компаний, присутствующих на рынке.
По данным исследования, в 2022 году объем рынка курьерской доставки последней мили вырос на 21% по сравнению с 2021 годом и достиг 1,7 трлн рублей. Лидирующим сегментом на рынке является сегмент доставки товаров электронной коммерции, на который в 2022 году пришлось более 46% объема рынка в деньгах. Следом идут сегмент e-grocery (30%), доставка готовой еды из ресторанов (13%), и доставка документов, корреспонденции и посылок (9%). При этом основной объем заказов в данном сегменте доставляется крупнейшими маркетплейсами и собственными курьерскими службами магазинов. Наиболее быстрорастущий сегмент - доставка питания и товаров FMCG (e-grocery), который в 2022 году показал рост на 66% в деньгах относительно 2021 года.
В ТОП-5 игроков* имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнеров вошли Wildberries, Ozon, М.Видео-Эльдорадо, ВкусВилл и X5 Group. А среди логистических компаний**, которые оказывают услуги сторонним бизнесам - Почта России, СДЭК, Яндекс Доставка, DPD, СберЛогистика.
Рост рынка стимулирует спрос на курьеров, а также усиливает интерес не только крупного, но малого и среднего бизнеса к этой сфере. В России действует более 1700 организаций, осуществляющих курьерские услуги. Быстрый рост и конкуренция на рынке стимулирует игроков внедрять дополнительные меры, направленные на привлечение курьеров, включая гибкий график работы, различные материальные бонусы (выплаты за количество и / или качество выполненных заказов, доплаты за повышенную нагрузку, скидки на приобретение товаров и т.д.); внедрение систем страхования для самозанятых курьеров; различные программы обучения; предоставление бесплатной корпоративной одежды; скидки на приобретение или аренду велосипедов и самокатов; возможность оставлять чаевые в приложении; организацию мест для отдыха; компенсацию затрат на мобильную связь.
Таким образом, соискатели работы в сфере курьерской доставки могут выбирать потенциального работодателя из большого числа компаний, ориентируясь как на присутствие компании в их регионе, так и на различные дополнительные бонусы, предлагаемые игроками рынка.
В исследовании РАЭК “Рынок курьерской доставки последней мили” были рассмотрены компании, предоставляющие услуги экспресс и срочной курьерской доставки непосредственно до конечного потребителя:
- товаров (преимущественно доставка в сфере электронной коммерции)
- документов, корреспонденции, посылок
- готовых блюд из ресторанов
- продуктов питания и товаров FMCG (e-Grocery)