Интернет-рынок России в 2014 году вырос до 2,2% ВВП
Дата публикации: 25 октября 2015
Суммарный объем интернет-рынка и рынка электронных платежей в России в 2014 году составил 2,2% ВВП. Годом ранее этот показатель был равен 1,6% ВВП. Высокие темпы прошлогоднего роста объясняются прежде всего курсовыми скачками рубля. К таким выводам пришли авторы совместного исследования Ассоциации электронных коммуникаций (НП "РАЭК") и Высшей школы экономики "Экономика Рунета 2014-2015", результаты которого были представлены на Russian Interactive Week 2015.
По данным исследования, объем исследованных интернет-рынков (контент и сервисы) составил по итогам 2014 года — 1094 млрд рублей, а объем рынка электронных платежей — 476 млрд рублей, что в сумме эквивалентно 2,2% ВВП России за 2014 год. А объем экономики интернет-зависимых рынков составил более 11,8 трлн. рублей, что сравнимо уже с 16% ВВП России.
В исследовании приводятся данные о том, что к лету 2015 года аудитория рунета составила 77,5 млн человек старше 18 лет (66% населения), при этом 62 млн выходит в интернет каждый день. Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 475 млрд рублей; электронные платежи в объеме 476 млрд рублей c приростом 36% по сравнению с 2013 годом и прогнозом увеличения на 20%; сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 279 млрд руб, что составляет прирост 43% по сравнению с предыдущим годом.
На контекстную рекламу в 2014 году рекламодатели потратили 70 млрд рублей, что на 23% выше аналогичного показателя 2013 года. Прогноз на 2015 год, по оценки специалистов составит еще 14%. Видеореклама в 2014 году привлекла 3,8 млрд рублей, и ожидаемый прогноз роста на текущий год составляет 30%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 13 млрд рублей, что в процентном показателе составило рост на 9%. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях (SMM) был оценен на 2014 в объеме 7,4 млрд рублей, с перспективами роста в 18%.
В рамках исследования также были даны оценки объемов рынков, представляющих инфраструктуру Рунета: объем доменного рынка составил в 2014 году 2,6 млрд рублей; хостинг-индустрия выросла до 5,6 млрд руб.; объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 5,4 млрд рублей в 2014 году с ожидаемым ростом в 26% в 2015 году. Мобильная веб-разработка составила 24,2 млрд руб. и 15% роста за 2014 год.
На момент проводимого исследования затраты рекламодателей на медийную рекламу сократились по сравнению с прошлым годом и составили 22 млрд рублей, что на 5% меньше, чем в 2013 году. Аналитики прогнозируют, что и в 2015 году рынок продолжит сокращаться на 10%, сократится и рынок поисковой оптимизации — на 3%.
Рынок цифрового контента в интернете в 2014 году значительно подрост. По оценкам экспертов, это связано с появлением нового тренда, в основном, среди молодежи, на потребление легального платного контента. Этот тренд задают как гиганты Apple и Google, так и набирающие популярность онлайн-кинотеатры. Суммарно (видео, музыка, книги) это рынок составил около 6,7 млрд рублей; При этом рост электронных книг составил 60% и по прогнозам будет расти в 2015 году на 77%. Рынок онлайн-игр составил 41 млрд рублей с приростом на 16% в год.
"Мобильная" часть экономики Рунета в 2014 году (такие сегменты, как мобильная разработка и реклама, мобильные игры, покупки с мобильных устройств и тд.) по оценке экспертов составила около 25-30%.
Также была представлена оценка рынка инвестиций и стартапов в Рунете. По данным ФРИИ количество сделок на различных периодах инвестирования (Pre-seed, seed, Round A, B, поздние раунды и покупки) равно 282 на сумму в 59,5 млрд рублей. При этом 87% от суммы приходится на поздние раунды и сделки по покупке компаний (такие как покупка Авто.ру и Кинопоиска). На ранних стадиях инвестиций наметился явный лидер - 102 сделки были проведены самим Фондом развития интернет-инициатив, при этом общий объем инвестиций на ранних этапах приближается к 4 млрд рублей.
По мнению экспертов, Рунет в 2014 году двигался по нейтральному сценарию (высокие темпы роста во многом объясняются скачками курса рубля). Однако прогнозы на 2015 год говорят уже о переходе на консервативный сценарий, а по некоторым сегментам — на кризисный.
Влияние кризиса на интернет-рынки в 2014 эксперты оценивают как достаточно сильное (7,1 по 10-бальной шкале). При этом оценки влияния кризиса на отдельные сегменты отличается незначительно, несмотря на финансовые показатели этих сегментов. 58% экспертов отметили снижение бюджетов на отдельные направления деятельности компаний, 46 процентов говорят о закрытии проектов. Значительная доля респондентов отметила, что компании сокращают издержки за счет персонала: 38% отмечают увольнения, 27% — сокращение или отмену бонусов и премий, 14 процентов — урезание заработной платы.
Первыми признаком кризиса стало падение рынка медийной рекламы, зафиксированное в 3-ем квартале 2014 года. Полномасштабный же кризис на большинстве сегментов почувствовался в 4-ом квартале 2014 года — 1-ом квартале 2015 года, так считает 41% респондентов. Необходимо отметить, что отдельные сегменты рынка электронной коммерции почувствовали серьезное влияние кризиса только во второй половине 2015 года. Впрочем, 11% опрошенных экспертов считают, что как такового кризиса в индустрии нет, относительно общего состояния российской экономики. Любопытно, что, несмотря на кризис, 70% респондентов заявили о выводе на рынок новых продуктов или услуг, 30% — о повышении бюджетов на отдельные направления деятельности.
Более четверти экспертов затрудняются ответить, когда рунет достигнет "дна" кризиса; среди тех, кто определился, наиболее популярны ответы 1-ый или 4-ый квартал 2016 года. При этом 14% экспертов считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста в 4-ом квартале 2016 года; еще 12 процентов назвали 2-ой квартал 2017 года, как точку начала роста. Однако треть экспертов считает, что индустрия выйдет на докризисные темпы роста в лишь 4-ом квартале 2017 года или позднее. Таким образом, вопросы стимулирования интернет-экономики чрезвычайно актуальными для дальнейшего развития рунета, считают авторы исследования.
Источник: finam.ru