ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ РИФ 2020

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ – ГЛАЗАМИ ОТРАСЛИ:

КОМПЛЕКС МЕР И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-ОТРАСЛИ, ЭКОСИСТЕМЫ КОМПАНИЙ “ЦИФРОВОГО КОНТУРА”, ИТ-РЫНКА

21 сентября 2020 года
по итогам РИФ 2020 – РИФ in the City
2020.rif.ru

Преамбула

Ассоциация электронных коммуникаций РАЭК (в лице: Аналитического отдела РАЭК, ЭКС при РАЭК – Экспертно-Консультативного Совета по взаимодействию с органами государственной власти, GR-Клуба при РАЭК) ведут многолетнюю планомерную работу по агрегации отраслевых предложений относительно мер государственной поддержки отечественной интернет-отрасли и развитию парадигмы “стимулирующего регулирования” – www.raec.ru


Пик аналитической работы РАЭК пришелся на 24-й Российский Интернет Форум который прошел 21 сентября 2020 года в Москве, в Цифровом деловом пространстве (ЦДП), в формате РИФ in the City и который стал знаковым отраслевым событием 2020 года – www.rif.ru.

Его участники (около 1 000 человек очно и более 7 000 человек в формате дистанционного участия) обсудили главные вопросы развития отрасли цифровой экономики и смежных отраслей. Обсуждение проходило как в ходе самого РИФа, так и в течение 2 недель после его окончания (сбор дополнительных предложений и идей).

Результатом отраслевого РИФ-нетворкинга стал данный документ:
ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ РИФ 2020: “МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОТРАСЛИ – ГЛАЗАМИ ОТРАСЛИ”.


Три главных мероприятия “РИФ in the City”, в рамках которых 21 сентября были сформулированы данные меры и предложения:

1. Дискуссионная панель “Рунет 2020 –> Цифровая Россия 2030” – Часть 1 (Рунет 2020: тренды) и Часть 2 (ГосТех).

Участники панели (представители отрасли, экспертного сообщества, государства):

  • Обсудили обновленные сценарии развития Экономики Рунета до конца 2020 г., заменив ранее предсказанный в апреле 2020 года “кризисный” сценарий – на “умеренно-кризисный” – см. Приложение №1.
  • Выработали рекомендации по цифровизации российской экономики до конца 2030 года, с учетом процессов цифровой трансформации и цели по достижению цифровой зрелости (были сформулированы предложения т.н. “Восточного пути” – как результат анализа успешных цифровых процессов и практик 3 азиатских стран: Южная Корея, Индия, Малайзия) – см. Приложение 2.
  • 2. Стратегическая сессия “От цифровой трансформации — к цифровой зрелости” (с участием финалистов проекта “Молодые лидеры Рунета” и амбассадоров проекта “Цифровой прорыв 2020”):

    Участники стратегической сессии сформулировали критерии измерения цифровой зрелости. В процессе работы эксперты перешли на платформенный подход — команды предложили создать технологию для оценки уровня цифровой зрелости бизнеса и вывели два подхода: западный и восточный. Также участники сессии предложили концепцию цифровых HR-паспортов для компаний, которые включали бы динамику и обороты, социальный пакет, гендерный состав, уровень связей и социальный вклад, патенты и сертификаты и прочие критерии, разработанные в зависимости от величины бизнеса.

    Подробные предложения и “паспорт цифровой зрелости компании” представлены в Приложении 3.

    3. Выездное заседание GR-клуба РАЭК:

    Заседание прошло в развитие диалога, старт которому дала июльская “Панельная дискуссия о поддержке IT-индустрии” в г. Иннополисе, где ключевые представители ИТ-отрасли вместе с премьер-министром Российской Федерации Михаилом Мишустиным обсуждали вопросы развития Рунета и дополнительные меры поддержки российских интернет-компаний.

    Участники заседания GR-клуба РАЭК отметили, что “налоговый маневр” для высокотехнологичных компаний, представленный В.В.Путиным 23 июня 2020 года и дополнительные меры поддержки и стимулирования отрасли, обсужденные в Иннополисе 9 июля 2020 года в рамках “Панельной дискуссии с участием представителей IT-индустрии”, стали ярчайшим подтверждением того, что в России кардинально меняется подход к развитию отрасли высоких технологий, он становится именно “стимулирующим”. Данные шаги однозначно поддерживаются российской ИТ-отраслью, оцениваются как своевременная мера, которая будет способствовать ее активному росту, повышению ее инвестиционной привлекательности, росту экспорта российского программного обеспечения.

    Вместе с тем, предлагаемые на сегодняшний день меры поддержки ИТ-сектора не в полной мере затрагивают компании так называемого “Цифрового контура”: поисковые технологии и пользовательские сервисы, облачные услуги, социальные сети и игровые платформы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, разработку “цифровых решений”, в т.ч. авторский заказ. Кроме того, большинство компаний отечественной интернет-отрасли не соответствуют критериям, установленным положениями закона о “налоговом маневре в ИТ” и не могут претендовать на получение помощи от государства по причине несоответствия критерию “выручки”.

    При этом в 2020 году произошло сокращение платежеспособного спроса на цифровые услуги и услуги разработки , так как потребители (B2C, B2B) перешли в режим экономии средств и сокращают свои затраты – что привело к резкому уменьшению доходов предприятий “цифрового контура”. Согласно прогнозам аналитиков, этот тренд сохранится как минимум до конца 2020.

    В связи с чем в рамках встречи GR-клуба РАЭК 21 сентября в рамках “РИФ in the City” были проанализированы отраслевые исследования и экономические прогнозы до конца 2020 года, с учетом непростой ситуации, сложившейся в экономике в результате всемирной пандемии коронавируса COVID-19 в 2020 году, которая затронула в том числе отрасль цифровых технологий и интернет-сервисов (экосистему компаний т.н. “Цифрового контура”).

    В результате GR-Клуб РАЭК по итогам “РИФ in the City” систематизировал возможные меры поддержки отрасли и стимулирования выхода ее из кризиса (см. Приложение 4 “Таблица мер”).

    Результат

    Итогом работы РИФ in the City (21 сентября 2020 года) стали отраслевые предложения и пакет мер, реализация которых позволит:

    1. Сохранить высокий уровень цифровых сервисов и широкий ассортимент их представленности в отраслях цифровой экономики на внутреннем рынке
    2. Улучшить качество жизни граждан России за счет правильной цифровизации экономики, госуправления, социальных сфер
    3. Обеспечить сохранение темпов роста экономических показателей отечественной экосистемы “Цифрового контура”
    4. Российской экономике – пройти успешно процесс цифровой трансформации и опереться на сильную цифровую экономику
    5. Российской Федерации – занять к 2030 году лидирующие позиции в рейтинге стран с развитой цифровой экономикой

    Предложения и меры – подробно сформулированы в приложениях ниже.

    Приложение 1

    Обновленные сценарии развития Экономики Рунета: прогноз до конца 2020 года – по итогам РИФ in the City, 21 сентября 2020


    В ходе Открытия “РИФ in the City” (21 сентября 2020 года) и по итогам Дискуссионной панели “Рунет 2020 –> Цифровая Россия 2030”Часть 1 (Рунет 2020: тренды) были представлены обновленные сценарии развития Экономики Рунета до конца 2020 года.


    В 2016-2019 гг. интернет-экономика России демонстрировала устойчивый рост в среднем на 15-20% в год.

    Однако в 2020 году на развитие основных сегментов интернет-экономики сильнейшее влияние оказала пандемия COVID-19. Дополнительными факторами влияния стали падение курса рубля и глобальное переформатироване экономики в целом.

    В апреле 2020 года в ходе старта РИФ.онлайн аналитическим отделом РАЭК были представлены прогнозируемые сценарии развития экономики Рунета на 2020 год.

    Поскольку масштабы и скорость происходящих изменений не позволяли дать точные прогнозы и существовали опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг., были введены 2 градации кризисного сценария 2020 года:

    • Кризисный (умеренный): 6-10% роста за счет 1 и 4 кварталов года
    • Кризисный (негативный): от 0 до 5% роста с отрицательной динамикой некоторых рынков

В сентябре 2020 года данный прогноз был пересмотрен с учетом тех трендов, которые наблюдались на интернет-рынках во 2-3 квартале 2020 г. Обновленный прогноз был представлен 21 сентября 2020 в ходе Открытия “РИФ in the City”.

Согласно обновленному прогнозу, 2 из 4 сегментов экономики Рунета (“Электронная коммерция” и “Цифровой контент”) сохранили динамику и развиваются по стабилизационному сценарию, характерному для “доковидного” периода (16-18% и 15-16% соответственно).

В то же время сегмент “Маркетинг и реклама” следует кризисному негативному сценарию (2-3% роста с отрицательной динамикой некоторых рынков), а сегмент “Инфраструктура” — кризисному умеренному (8-10% роста).

Необходимо отметить, что прогнозируемый рост сегментов цифрового контента и электронной коммерции обеспечен в большей степени за счет 1-3 кварталов 2020 года, в то время как в 4 квартале ожидается снижение темпов вследствие падения покупательной способности населения, а также оттока части пользователей, привлеченных акциями и специальными предложениями.

В целом экономика Рунета продемонстрировала свою устойчивость и способность адаптироваться к кризисным условиям. Основной причиной этому стала не гос.поддержка, а сильный “цифровой контур” — сложившаяся экосистема компаний, получающих основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, а также инфраструктуры и связи.

Россия — одна из немногих стран мира, которая имеет свои собственные поисковые сервисы, социальные медиа, картографические сервисы, где работают локальные игроки в отрасли электронной коммерции.

В период пандемии коронавируса интернет-сервисы не только смогли оперативно перестроить бизнес-процессы и адаптироваться к новым условиям. Отечественные интернет-сервисы, наряду с международными, позволили гражданам России сохранить привычный уровень жизни и получать необходимые им товары и услуги.

Подробнее о результатах дискуссионной панели >>

Приложение 2

Рекомендации по цифровизации российской экономики до 2030 года, с учетом процессов цифровой трансформации и целей по достижению цифровой зрелости экономики – по итогам РИФ in the City (21 сентября 2020)


Участники Открытия РИФ in the City и дискуссионной панели “Рунет 2020 –> Цифровая Россия 2030” – Часть 1 (Рунет 2020: тренды) и Часть 2 (ГосТех) обсудили рекомендации по цифровизации российской экономики до конца 2030 года, с учетом процессов цифровой трансформации и целей по достижению цифровой зрелости экономики.

Были сформулированы предложения т.н. “Восточного пути” – как результат анализа успешных цифровых процессов и инструментов 3 азиатских стран: Южная Корея, Индия, Малайзия.


Сегодня в России уже сложилась развитая экосистема цифровой экономики, начиная с технологий и пользователей и заканчивая нормативно-правовой базой, направленной на развитие цифровой экономики. Среди таких документов - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 год, Нацпрограмма “Цифровая Экономика РФ 2024”, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта и др.

Однако пока Россия находится в начале пути к мировому лидерству в сфере цифровой экономики.

Основные причины:

  • фрагментарность национальных проектов и программ по развитию цифровой экономики, отсутствие единой концепции;
  • недостаточная вовлеченность бизнеса: малый и средний бизнес фактически исключены из хода реализации имеющихся программ и проектов, и не видят в них своего места;
  • существенные задержки в принятии соответствующих НПА;
  • формальный характер отчетности по достижению показателей;
  • ряд показателей национальных программ носят декларативный характер, их значимость для целей развития цифровой экономики вызывает вопросы.
  • ограничение взаимодействия с международными технологическими компаниями, а также отказ от внедрения и использования лучших практик под влиянием форсированного курса на импортозамещение и создание “с нуля” отечественных аналогов.

Один из возможных путей для России — азиатский путь.

Индия, Южная Корея, Малайзия и другие страны смогли добиться впечатляющих результатов в области цифровой экономики благодаря государственной поддержке R&D в сфере цифровых инноваций, усилению конкуренции, привлечению зарубежных инвестиций и популяризации ИТ-образования.

Развитие цифровой экономики в азиатских странах в последнее десятилетие идет беспрецедентными темпами:

  1. Так, во многом благодаря национальным программам поддержки инноваций и стартапов (Make in India, Digital India, National Strategy for AI) объем цифровой экономики в Индии к 2025 году может достичь $1 трлн.
  2. Правительство Южной Кореи направляет существенные средства (около 5% ВВП) на поддержку R&D-проектов, что обеспечивает неизменное попадание родины Samsung и LG в ТОП-3 стран по Индексу развития ИКТ.
  3. Национальные стратегии Малайзии, начавшиеся в 1996 году с запуска особой экономической зоны MSC Malaysia привели цифровую экономику страны к 65 млрд долларов США в год ( ВВП страны).

Общее в подходе к развитию цифровой экономики в азиатских странах:

  • сочетание участия государства, целей бизнеса и интереса населения к цифровым технологиям;
  • сотрудничество с ведущими зарубежными технологическими компаниями с целью изучения лучших практик, обмена опытом и адаптации передовых идей на национальной почве;
  • государственная поддержка R&D в сфере цифровых инноваций – как финансовые вложения, так и стимулирования спроса за счет госзаказов;
  • поддержка конкуренции, а не “чемпионов”;
  • политика, направленная на привлечение зарубежных инвестиций;
  • государственные программы и проекты по развитию инфраструктуры, популяризации ИТ-образования и повышению цифровой грамотности населения;
  • индустриальная политика, направленная на перспективные направления, а не на импортозамещение в вакууме.

Аналитики РАЭК полагают, что у России есть все необходимые ресурсы для того, чтобы занять лидирующие позиции в сфере цифровой экономики.

Для того, чтобы повторить и превзойти успех азиатских IT-лидеров, государству и бизнесу России необходимо обеспечить 3 главных условия:

  1. Тесное сотрудничество с бизнесом, в том числе МСБ, в сфере планирования и реализации инициатив
  2. Поддержка экспорта отечественных цифровых продуктов и решений
  3. Привлечение зарубежных технологических компаний и инвесторов для совместного развития отечественных цифровых проектов

Подробнее о результатах дискуссионной панели >>

Приложение 3

Критерии цифровой зрелости компании и концепция цифрового HR-паспорта компаний и специалистов, разработанные по итогам стратегической сессии


В ходе РИФ in the City 21 сентября прошла 4-часовая стратегическая сессия “От цифровой трансформации — к цифровой зрелости” (с участием финалистов проекта “Молодые лидеры Рунета” и амбассадоров проекта “Цифровой прорыв 2020”).

Напомним, что в своем обращении к участникам РИФа заместитель Председателя правительства РФ Д.Н. Чернышенко отметил:

Если говорить про долгосрочные тренды в развитии цифровых технологий и экономики, я бы хотел обратить внимание на цифровую зрелость. Это одна из ключевых тем этого РИФа.

Президент подписал указ о 5 национальных целях развития России до 2030 года и впервые цифровая трансформация вошла в список национальных приоритетов. Это отличный стимул и сигнал для индустрии и развития всего рынка в России. Достижение цифровой зрелости, причем всех отраслей экономики и социальной сферы, — это один из показателей надцели “Цифровая трансформация”.

Дмитрий Чернышенко

ДмитрийЧернышенко

Заместитель Председателя правительства РФ

Д.Н. Чернышенко также прокомментировал запланированную на РИФ стратегическую сессию:

На РИФе запланирована стратегическая сессия по обсуждению того, как сама отрасль относится к возможному измерению показателя “цифровой зрелости”. Традиционные и международные способы оценки базируются на экспертных опросах. Также запланирована стратегическая сессия по этому вопросу. Уверен, что в итоге мы получим прорывные идеи при активном участии ребят из Цифрового Прорыва.

Всё, что вы “накреативите”, мы обязательно учтем при выработке подходов к измерению такого важного и такого сложного показателя как уровень цифровой зрелости в различных отраслях экономики. 2030 год не за горами, поэтому нам нужно сделать дорожную карту так, чтобы мы смогли прийти к результату полной цифровой зрелости по всем фронтам во всех отраслях.

Дмитрий Чернышенко

ДмитрийЧернышенко

Заместитель Председателя правительства РФ

В итоге на РИФе была организована полноценная работа страт.сессии по данной теме.

Четыре команды по 12 участников стратегической сессии решали задачу формулирования критериев измерения цифровой зрелости.

В процессе работы эксперты перешли на платформенный подход — команды предложили создать технологию для оценки уровня цифровой зрелости бизнеса и вывели два подхода: западный и восточный:

  • Западный” подход подразумевает создание алгоритма, который будет непрерывно обучаться и расширять базу критериев.
    Также при оценке алгоритм учитывал бы размер компании и масштаб ее влияния на рынок.

  • Восточный” подход, напротив, предлагает прокладывать дороги там, где люди уже ходят, вместо того чтобы создавать новые тропы.
    При использовании такого подхода происходит разработка формулы, сочетающей категории, которые пришли нативно.


Западный” вариант категоризации цифровой зрелости предполагает оценку по 4 категориям:

  • кадры (количество IT-специалистов, уровень цифровой грамотности сотрудников, доп. обучение специалистов)
  • операционная деятельность (скорость обмена информацией, принятие решений на основе данных, процент автоматизации по отношению к ручному труду)
  • технологическая деятельность (цифровое влияние — отражение того, как цифровая трансформация компании смогла повлиять на результат деятельности)
  • клиентская деятельность (доля прибыли, полученной через цифровые каналы)

Ключевые элементы западного подхода:

  • Веса критериев цифровой зрелости зависят от размера оцениваемой компании
  • Адаптивная модель сможет трансформироваться в зависимости от того, какая компания будет оцениваться. Для каждой категории (малый / средний / крупный бизнес) возможен свой набор критериев
  • Генетический алгоритм автоматизации эволюционирует при оценке базы критериев

Восточный” вариант категоризации цифровой зрелости предполагает оценку по 8 нативным категориям:

  • экономика (маркетинг, финансы)
  • обработка (оптимизация, ускорение, удешевление)
  • данные (источники, хранение, устойчивость систем, безопасность, стабильность, система обогащения баз данных, бесшовная передача данных на бэке, степень защищенности корпоративных данных)
  • применение цифровых инноваций (SCRUM и т.д.)
  • продукт (скорость вывода на рынок новых продуктов, индекс перспективности)
  • скорость взаимодействия (разработка продукта, рост команды, процессы, использование свободного денежного потока, скорость обработки входящей корреспонденции)
  • корпоративная культура (взаимодействие сотрудников внутри компании)
  • клиент (персонализация клиентских сервисов, NPS)
  • стабильность и непрерывность сервисов (частота сбоев, аварий, кризисов в предоставляемых сервисах, количество пострадавших пользователей, удельное количество претензий и пр.)

  • По итогам стратегической сессии в критерии учета цифровой зрелости компании были включены:

    • количество IT-специалистов в компании;
    • скорость обмена информацией и принятия решений;
    • уровень цифровой грамотности сотрудников компании;
    • стабильность и непрерывность работы сервисов, предоставляемых компанией;
    • наличие персонализации взаимоотношений с клиентами;
    • применение сквозной аналитики в работе компании.

    Участники сессии предложили концепцию цифровых HR-паспортов для компаний. Такие паспорта могут включать динамику и обороты, социальный пакет, гендерный состав, уровень связей и социальный вклад, патенты и сертификаты и прочие критерии, разработанные в зависимости от величины бизнеса.

    Критерии, выработанные участниками для HR-паспортов специалистов:

    • сертификации;
    • профессиональные навыки;
    • история собеседований;
    • социометрия;
    • иные критерии, по которым можно сделать вывод о карьерной траектории человека.

    Использование цифровых IT-паспортов не заменит традиционные инструменты для рекрутмента, но поможет бизнесу оптимизировать работу с сотрудниками с точки зрения развития и лояльности, а сотрудникам — выстроить индивидуальную траекторию развития и выбирать работодателя исходя из оценки цифровой зрелости компании в области HR.

    Приложение 4

    Предложения по мерам поддержки компаний экосистемы Цифрового Контура (итоги выездного заседания GR-Клуба РАЭК в ходе РИФ in the City 21 сентября 2020):


    В ходе 24-го Российского Интернет Форума, который прошел 21 сентября 2020 года в Москве, в Цифровом деловом пространстве (ЦДП), в формате РИФ in the City, состоялось выездное заседание GR-клуба РАЭК, в котором приняли участие представители 30 компаний (см. подробности: https://runet-id.com/event/grclub-meeting20/).


    Заседание прошло в развитие диалога, старт которому дала июльская “Панельная дискуссия о поддержке IT-индустрии” в г. Иннополисе, где ключевые представители ИТ-отрасли вместе с премьер-министром Российской Федерации Михаилом Мишустиным обсуждали вопросы развития Рунета и дополнительные меры поддержки российских интернет-компаний.

    Участники заседания GR-клуба РАЭК отметили, что “ налоговый маневр” для высокотехнологичных компаний, представленный В.В.Путиным 23 июня 2020 года и дополнительные меры поддержки и стимулирования отрасли, обсужденные в Иннополисе 9 июля 2020 года в рамках “Панельной дискуссии с участием представителей IT-индустрии”, стали ярчайшим подтверждением того, что в России кардинально меняется подход к развитию отрасли высоких технологий, он становится именно “стимулирующим”.

    Данные шаги однозначно поддерживаются российской ИТ-отраслью, оцениваются как своевременная мера, которая будет способствовать ее активному росту, повышению ее инвестиционной привлекательности, росту экспорта российского программного обеспечения.

    Вместе с тем, предлагаемые на сегодняшний день меры поддержки ИТ-сектора не в полной мере затрагивают компании так называемого “Цифрового контура”: поисковые технологии и пользовательские сервисы, облачные услуги, социальные сети и игровые платформы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, разработку “цифровых решений”, в т.ч. авторский заказ. Кроме того, большинство компаний отечественной интернет-отрасли не соответствуют критериям, установленным положениями закона о “налоговом маневре в ИТ” и не могут претендовать на получение помощи от государства по причине несоответствия критерию “выручки”.

    При этом в 2020 году произошло сокращение платежеспособного спроса на цифровые услуги и услуги разработки , так как потребители (B2C, B2B) перешли в режим экономии средств и сокращают свои затраты – что привело к резкому уменьшению доходов предприятий “цифрового контура”. Согласно прогнозам аналитиков, этот тренд сохранится как минимум до конца 2020.

    В связи с чем в рамках встречи GR-клуба РАЭК 21 сентября в рамках “РИФ in the City” были проанализированы отраслевые исследования и экономические прогнозы до конца 2020 года, с учетом непростой ситуации, сложившейся в экономике в результате всемирной пандемии коронавируса COVID-19 в 2020 году, которая затронула в том числе отрасль цифровых технологий и интернет-сервисов (экосистему компаний т.н. “Цифрового контура”).

    В результате GR-Клуб РАЭК по итогам “РИФ in the City” систематизировал возможные меры поддержки отрасли и стимулирования выхода ее из кризиса.


    4.1 | Перечень мер

    По итогам встречи GR-Клуба участники дискуссии разработали пакет мер и комплекс отраслевых предложений по поддержке отечественной интернет-отрасли и стимулированию ее развития:

    1. Создание условий и инструментов для повышения привлекательности отечественной ИТ-индустрии для российских и иностранных ИТ-специалистов (за счет расширения льгот по социальным взносам на все компании “Цифрового контура”);
    2. Налоговый маневр 2.0” в рамках которого предлагаем скорректировать положения Федерального Закона №265-ФЗ с целью устранения ряда имеющихся правовых неопределенностей, а также снизить ставку НДС до 10% на электронные услуги отечественных компаний; установить НДС в размере 0%, если лицензиатом выступают компании, чьи услуги не облагаются НДС (финансовый и страховой сектор);
    3. Государственная поддержка российского экспорта несырьевых товаров, в том числе для рекламы и продвижения экспортерами своей продукции на цифровых платформах, обеспечивающих доступ к целевым аудиториям зарубежных потребителей;
    4. Стимулирование спроса на авторский заказ (возможность заказчикам учитывать расходы на авторский заказ с повышающим коэффициентом 2);
    5. Создание дополнительных условий для развития отечественного сегмента электронной коммерции : гармонизация законодательства о дистанционной торговле, устранение регуляторных барьеров для дистанционной торговли; снижение ставок межбанковского эквайринга и развитие института агентов СБП; введения международного исчерпания права на товарные знаки.
    6. В настоящий момент в классификаторе видов экономической деятельности отсутствуют ОКВЭД, которые позволили бы однозначным образом отнести компанию к интернет-отрасли (“цифровому контуру”). Создание таких классификаторов позволит увеличить прозрачность в данном сегменте экономики и более эффективно применять адресные меры поддержки.

    4.2 | Обоснование мер

    Структурированное обоснование необходимости государственной поддержки отечественных компаний “Цифрового контура”.

    1. Уникальность российского “Цифрового контура”, сформировавшегося в нашей стране к 2020 году:

      В Российской Федерации сформировался уникальный цифровой климат и представительство российских компаний во всех сегментах цифровых услуг.

      Это так называемый “Цифровой контур”, который на сегодняшний день объединяет сегмент разработки и авторского заказа, поисковые технологии и безвозмездные сервисы, доступные пользователям сети Интернет, SAAS услуги и сервисы, предоставляемые по модели лицензионных отношений, социальные сети и игровые платформы, маркетплейсы и интернет-магазины, аудиовизуальные сервисы (онлайн-кинотеатры). Это, в том числе, представители крупного ИТ-рынка, МСП, стартапы.

      “Цифровой контур” невозможно представить и без сопровождающей инфраструктуры: дата-центров и услуг хостинга, аренды ВОЛС и услуг связи. Совокупность данных цепочек единой экосистемы создает “цифровой контур” в России.

    2. Компании “Цифрового контура” – в числе пострадавших:

      В 2020 году произошло сокращение платежеспособного спроса на цифровые услуги, так как потребители (как физические лица, так и бизнес-клиенты) перешли в режим экономии средств и сократили свои затраты - что привело к резкому уменьшению выручки предприятий “цифрового контура”.

      Крупнейшие публичные компании в цифровой экономике РФ показали отрицательную отчетность за второй квартал 2020 года и за первое полугодие 2020 года. Еще более сложная ситуация у представителей среднего и малого предпринимательства в “цифровом контуре”.

      Отсутствие отрасли среди наиболее пострадавших, а также крайне короткий список компаний, признанных системообразующими, не позволяет воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством.

      Вместе с тем, возможность получить отсрочку и рассрочку по налоговым платежам могла бы оказать существенное влияние на компании отрасли, так как сокращение выручки влечет необходимость привлечения кредитных средств для исполнения обязательств перед сотрудниками и бюджетом.

      Схлопывание экономики как таковой привело к уменьшению возможностей предприятий “цифрового контура” вкладывать в развитие собственных сервисов, осуществлять разработку и внедрение (R&D). Резко сократилась клиентская база сервисов, потребители которых были нацелены на розничный сегмент или сферу услуг (офлайн-торговля, рестораны, развлекательная индустрия и т.п.).

      Фактически, цифровое потребление во втором квартале 2020 года существовало в режиме эксплуатации ранее разработанных и введенных мощностей и сервисов с тенденцией уменьшения спроса в B2B и B2C.

    3. Возможные последствия для отрасли, кадрового рынка и экономики в целом:

      Сокращение выручки и прибыли предприятий “цифрового контура” потенциально влечет за собой частичное схлопывание этого сегмента экономики, при этом замещение ушедших с рынка игроков новыми российскими игроками затруднительно из-за отсутствия на рынке “свободных денег” для массового инвестирования и слабой готовности инвесторов к вложениям.

      С учетом этого, одним из потенциальных сценариев является сценарий замещения отечественных предложений иностранными, исходящими от разработчиков, платформ и сервисов глобального охвата.

      При этом, процесс может сопровождаться фактической утечкой кадров, высвобожденных в результате частичного схлопывания национального сегмента “цифрового контура”, то есть их вовлечение в команды транснациональных игроков, приходящих на российский рынок.

    4. Налоговый маневр” и другие льготы не затронут компании “цифрового контура”:

      В соответствии с существующими критериями Минкомсвязи России, претендовать на получение господдержки могут компании, у которых 90% и более доходов приходится на продажу ПО и услуг по его разработке, имеющие в штате 7 и более человек и аккредитованные в Минкомсвязи России.

      Большинство компаний отечественной интернет-отрасли (“цифрового контура”) не соответствуют данным критериям и не могут претендовать на получение помощи от государства, так как значительная доля их доходов приходится на другие источники, такие как выручка от рекламы, подписка на услуги, продажа виртуальных товаров, передача прав на объекты интеллектуальной собственности.

      Льготами налогового маневра 265-ФЗ не смогут воспользоваться все основные игроки рынка разработки в таких сферах, как:
      — системы электронного документооборота: DocsVision, Контур, Тензор, Такском, Диадок, Калуга-Астрал.
      — интернет-торговля: Битрикс24, Netcat, Umi, InSale, YClient.
      — CRM: Битрикс24, Amocrm, Terrasoft.
      — сайтостроение CMS: Битрикс24, Tilda, Netcat.
      — онлайн-сделки: ЦФТ, Jivosite.
      — банковский софт, ОФД, кассовый софт: Штрих-М, Эвотор, Орандж, ЦФТ

      Абсолютно бесполезным закон будет для ИТ-компаний, которые разрабатывают софт, но зарабатывают на других услугах: SkyEng, Avito, Яндекс.Такси, BlaBlaCar, Ситимобил, Нетология. Хотя они не меньше других нуждаются в господдержке.

      Кроме того, сложности с распространением 265-ФЗ возникнут из-за неопределенной формулировки “рекламного ПО”: «Положения настоящего подпункта не применяются, если передаваемые права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки».

      Исходя из данной формулировки, льготное налогообложение не действует для доходов от ПО, которое может продвигать товар в сети, анализировать рекламу, пользователей и так далее. При этом практически у каждой софтверной компании есть такие продукты. Также не учитывается специфика рынка: значительная часть ПО является бесплатным, доходная часть компаний формируются за счет рекламы, а также размещения предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг).

      Льготы по НДС лишаются компании, не включенные в реестр отечественного ПО. Представляется, что указанная формулировка является дискриминационной по отношению к большому числу IT-компаний, которые занимаются разработкой отечественного программного обеспечения в РФ. На сегодняшний день под льготу по НДС не подпадают многие российские компании, имеющих в составе акционеров иностранных инвесторов. При этом данные компании занимаются разработкой отечественного ПО на территории РФ, исключительные права на ПО или БД принадлежат российскому юридическому лицу.

    4.3 | Подробная Таблица мер

    Меры поддержки отрасли – глазами отрасли.
    Отраслевые предложения по стимулированию выхода интернет-отрасли из кризиса
    сентябрь 2020

    Мера: Краткое описание: Шаги и необходимая поддержка: Профильный ОГВ по данной мере:

    1. Получение ИТ-отраслью государственной поддержки

    Включение ИТ-отрасли в число пострадавших отраслей Кризис негативно отразился на выручке всех ИТ-компаний. В частности, опрос АРПП “Отечественный софт” показал, что за апрель 2020 года выручка ИТ-компаний упала на 57%, а по отношению к апрелю 2019 года - на 50%. Количество заказов на разработку софтверных решений государственными и коммерческими компаниями значительно сократятся в течение ближайших 2 лет. Вместе с тем, инвестиционный цикл ИТ-компаний составляет в среднем несколько лет. Включение в список пострадавших отраслей ОКВЭДов:

    62.02 Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий

    62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая

    63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность

    63.11.1 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов

    73.11 Деятельность рекламных агентств
    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

    Министерство экономического развития РФ
    Распространение мер поддержки на все компании ИТ-отрасли, не только на МСП и системообразующие предприятия Многие из компаний ИТ-отрасли по формальным признакам не могут быть отнесены к МСП и системообразующим предприятиям. Т.о. данные компания оказываются за рамками государственных мер поддержки. Поскольку отечественные представители IT-отрасли позволяют России быть одной из тех стран, где локальные игроки успешно составляют конкуренцию глобальным иностранным корпорациям, то потеря отечественных участников данного рынка может серьезно сказаться на независимости локального IT-рынка. В связи с этим крайне важным становится поддержать всех участников рынка, независимо от их размера. Создание единых прозрачных критериев для признания компаний пострадавшими без учета критериев отнесения к субъектам МСП и системообразующим предприятиям Рассмотреть возможность использования существенного снижения выручки как единственного критерия для отнесения компании к пострадавшей. Правительство РФ

    Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

    Министерство экономического развития РФ
    Упрощение процедуры получения государственной помощи Важно, чтобы антикризисные меры стали для компаний реальным инструментом поддержки, и не влекли за собой существенных трудозатрат по составлению отчетности и другой “бумажной” работы, различного рода проверок и контроля. Использование данных и показателей, которые уже рассчитываются и собираются компаниями. Сокращение числа отчетных документов
    Системообразующие компании Включение в список системообразующих компаний, соответствующих критериям, установленным Правительством и Министерством экономики РФ. На сегодняшний день ряд компаний лидеров в своих направления (2ГИС и др.)до сих пор не признаны системообразующими компаниями и не могут претендовать на меры поддержки. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ

    Министерство экономического развития РФ

    2. Создание условий для сохранения занятости в отрасли

    Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда Расходы на оплату труда в среднем составляют 80% затрат ИТ-компаний. Сохранение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных ст. 427 НК РФ, для ИТ-компаний после 2023 года Освобождение от уплаты страховых взносов до 1 января 2021 года с последующей рассрочкой платежей до 2024 года Правительство РФ

    ФНС РФ

    ГД РФ
    Повышение уровня профессионального ИТ-образования и цифровых навыков Поддержка инициатив российских и международных компаний по запуску программ обучения в области ИТ и повышению уровня цифровых навыков. Сотрудничество с ведущими технологическими компаниями в рамках развития Единой Цифровой Образовательной Среды.

    Стимулирование интеграции и распространения практик инклюзивного образования.

    Повышение цифровых компетенций преподавателей и учителей.

    Поддержка проектов/кампаний, инициированных бизнесом, по повышению привлекательности ИТ-сферы (Цифровой Диктант).
    Правительство РФ

    Минобрнауки РФ

    Минпросвещени я РФ
    Создание инструментов для повышения привлекательности отечественной ИТ-индустрии для российских и иностранных специалистов Срок адаптации ИТ-специалиста при приеме на работу достаточно длителен. По разным оценкам он может составлять от 1 до 3 лет. Это означает, что восстановление утраченных кадров займет достаточно большой промежуток времени. В этой связи меры государственной поддержки ИТ-отрасли должны быть, прежде всего, направлены на сохранение занятости и предотвращение оттока квалифицированных кадров за рубеж. Создание условий для сохранения высокого уровня заработной платы за счет снижения налоговой нагрузки на отрасль и мер государственной поддержки

    Создание комфортных условий труда
    Поддержка удаленной работы, создание возможностей для обмена специалистами между компаниями В IT-отрасли широко развиты аутсорсные разовые проекты, когда команды собираются для разовой работы и осуществляют работу удаленно. Предлагается в действующем режиме НПД предусмотреть для программистов возможность работы по данному режиму и увеличить максимальную сумму до 5 млн руб. для данных специалистов.

    Предлагается разрешить outstaffing для программистов.

    Необходимо предложить поправки ко 2 чтению в законопроект № 973264-7
    ФНС РФ

    ГД РФ

    3. Стимулирование отечественного ИТ-рынка и поддержка конкуренции

    Стимулирование спроса на отечественную ИТ-продукцию В условиях кризиса большинство заказчиков резко сократили бюджеты на развитие, а часть из них полностью прекратила деятельность. Вместе с тем, основными заказчиками ИТ-отрасли являются российские компании, а доходы от экспортной выручки в большинстве случаев минимальны или отсутствуют. Стимулирование спроса за счет госзаказов

    Поддержка продвижения отечественной ИТ-продукции на зарубежные рынки

    Упрощение валютного контроля и создание стимулирующего налогового режима для российских компаний - экспортеров ПО

    Стимулирование инновационной деятельности компаний

    Создание условий для импорта новых технологий, привлечения иностранных компаний и инвестиций.
    МЭР РФ

    Минсвязи РФ
    Стимулирование спроса на авторский заказ (разработку) у ИТ-компаний В условиях кризиса заказчики сокращают бюджеты на разработку программных решений третьими лицами. Сохранение на рынке независимых компаний разработчиков является одной из первостепенных задач. Стимулирование спроса за счет введения новых правил учета расходов для заказчика по договорам авторского заказа, заключенного с компанией, включенной в реестр ИТ-компаний.

    Предлагается на период 2021-2030 зафиксировать в Налоговом кодексе возможность для заказчиков разработки ПО (авторский заказ) учитывать расходы на разработку для расчета налога на прибыль с коэффициентом 2. Данная мера стимулирует осуществлять заказ разработки у отечественных компаний, включенных в список ИТ-компаний.
    Правительство РФ

    ФНС РФ

    Министерство Финансов РФ
    Создание условий для сохранения конкуренции В условиях ухода с рынка большого числа компаний (в основном компаний МСП) существует риск консолидации рынка вокруг небольшого числа крупных компаний. ФАС РФ разработан проект Постановление РФ о предустановке отечественного программного обеспечения на смартфоны, стационарные компьютеры и ТВ.

    Крайне важно чтобы правила предустановки максимально жестко регулировали функционал предустанавливаемых приложений и не предоставило возможность “дистрибуции” через данные приложения, что существенно может нарушить конкуренцию на рынках цифровых сервисов.
    ФАС РФ

    4. Налоговые послабления

    Более широкая категория НДС 0% на ПО В настоящий момент НДС не облагается передача исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также передача прав на их использование по лицензионному договору Распространение нулевой ставки НДС на программы для мобильных устройств

    Уточнение определения программного обеспечения
    Снижение ставки НДС на электронные услуги до 10% В настоящий момент провайдеры электронных услуг часто сталкиваются с переквалификацией лицензионных отношений в услуги, что приводит к доначислению НДС, штрафов и пени. При этом многие случаи являются пограничными и/или спорными. Установление единой ставки на электронные услуги позволит компаниям избежать непрогнозируемых ситуаций. Установление единой ставки на электронные услуги, оказываемые в сети Интернет (подписки, донат, рекламные услуги и пр.). ФНС РФ

    ГД РФ

    Министерство Финансов РФ
    Более широкая категория НДС 0% на ПО В настоящий момент НДС не облагается передача исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также передача прав на их использование по лицензионному договору Распространение нулевой ставки НДС на программы для мобильных устройств

    Уточнение определения программного обеспечения
    НДС 0% для лицензий на П.О. и БД, если лицензиатом выступают кредитные и страховые компании Большинство услуг банковских и страховых компаний не облагаются НДС. Отмена льготы по НДС для лицензий на П.о. И БД не позволит данной группе лицензиатов возмещать НДС и стоимость программных продуктов для них повысится на 20%, что может привести к сокращению спроса на отечественные разработки. Сохранение льготы по НДС (0%), предусмотренной ст. 149 НК РФ для лицензий на П.о. и БД для случаев, когда лицензиатом выступают компании, которые освобождены от НДС (кредитные организации, страховые организации и пр.) ФНС РФ

    Министерство финансов РФ
    Налоговый маневр для ИТ-компаний: отмена освобождения от НДС для ПО, не включенного в реестр отечественного ПО, а также для доходов от размещения рекламы с помощью ПО 1. Льготы лишаются многие российские компании ( имеющих в составе акционеров иностранных инвесторов), которые занимаются разработкой отечественного ПО на территории РФ, при этом исключительные права на ПО или БД принадлежат российскому юридическому лицу.

    2. Не учитывается специфика рынка: значительная часть ПО является бесплатным, «монетизация» производится именно за счет размещения рекламы.
    1. Исключить из критериев отнесения к отечественному ПО отсылку к бенефициару. При решении о включении того или иного вида ПО в реестр отечественного ПО необходимо руководствоваться следующими положениями:

    - ПО должно быть разработано в России

    - Исключительное право на ПО должно принадлежать российскому юридическому лицу, осуществляющему фактическую деятельность и подлежащему налогообложению в РФ.

    2. Включить в льготу компании, получающие доходы от рекламы, а также от размещения предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг)

    Скорректировать пункт о доле доходов компании, изложив в следующей редакции: доля доходов от всех услуг предоставленных в онлайн формате составляет не менее 90% в сумме всех доходов компании за указанный период.
    Минфин России

    ФНС России

    5. Отсрочка вступления в силу новых регуляторных требований

    Мораторий на введение новых цифровых систем (маркировка, документарная прослеживаемость и т.д.) В условиях резкого сокращения оборота дополнительные расходы на обеспечение соответствия новым регуляторным требованиям могут стать критичными для компаний ИТ-сферы Отсрочка вступления в силу новых требований до 1 января 2022 года Правительство России

    ФНС
    Перенесение срока вступления в силу “закона о предустановленных приложениях” на 2022 год



    ( Федеральный закон от 02.12.2019 N 425-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей")
    По состоянию на 30.09.2020 не принято подзаконных актов не остается недостаточно времени для подготовки компаний-производителей и торговли Отсрочка вступления в силу новых требований Отсрочка вступления в силу новых требований с учетом процедуры принятия соответствующих НПА Правительство России

    6. e-Сom – трамплин для дальнейшего развития

    Гармонизация законодательства о дистанционной торговле Действующее законодательство предоставляет зарубежным игрокам большую свободу в осуществление дистанционной торговли. Продажа запрещенных в РФ категорий товаров (лекарственные препараты и пр.) из за рубежа. Снятие запретов на торговлю лекарственными препаратами (включая рецептурными лекарственными препаратами), алкогольной продукцией, БАД .

    Установление категорий товаров, которые не подлежат возврату и обмену при их приобретении дистанционным способом.
    Правительство РФ

    МинПромТорг РФ

    РосПотребНадзор

    ГД РФ
    Зависимость рынка РФ и продавцов от ценовой политики владельцев торговых марок Локальное исчерпание прав на товарные знаки приводит к монополии иностранных правообладателей на установление ценовой конкуренции на рынках, что приводит к невозможности российским игрокам самостоятельно осуществлять импорт оригинальных товаров и конкурировать с официальными представителями производителей. Изменение доктрины локального исчерпания прав на товарные знаки и введение международного принципа исчерпания права. Правительство РФ

    ФАС РФ
    Эквайринг и система быстрых платежей (СБП) Развитие цифровых платформ на территории РФ предоставляет возможность субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям и самозанятым находить своих покупателей\заказчиков.

    Вознаграждение, уплачиваемое платформам, включает в себя ставку банковского эквайринга (средняя ставка 1,8-2,0%).
    Установление фиксированного размера ставки банковского эквайринга в размере ставки, действующей в СБП. ЦБ РФ

    ФАС РФ

    7. Самозанятые

    Самозанятые Налог на профессиональный доход предоставил возможность оперативно реагировать в период пикового спроса и привлекать СМЗ для оказания услуг.

    Тем не менее, отношения между юридическими лицами и СМЗ часто попадают под переквалификацию в трудовые отношения.

    Установление прозрачных критериев, которые не позволят в дальнейшем переквалифицировать отношения из ГПХ – в трудовые, является крайне важной мерой для развития отрасли.
    Установление прозрачных критериев для взаимоотношений между юридическими лицами и СМЗ ФНС РФ

    Дополнительные справочные материалы:

    Справка о РИФ in the City

    24-й Российский Интернет Форум (РИФ 2020) прошёл 21 сентября в Москве в формате РИФ in the City, на площадке ЦДП (Цифровое Деловое Пространство: ул.Покровка, д.27).

    РИФ in the City — это форум о технологиях и людях, интернет-бизнесе, цифровой трансформации и цифровой зрелости.

    Партнеры, спикеры и участники РИФ in the City смогли поделиться друг с другом опытом и экспертизой, обсудить достижения отрасли и сделать прогнозы по ее развитию в 2020-2021 годах, обменяться опытом B2G-коммуникаций, обсудить реальные кейсы.

    Кроме форумного формата, площадка РИФ — это идеальное место для нетворкинга. Здесь после долгого офлайн-перерыва собрались представители IТ-отрасли и смежных отраслей. Офлайн-участие в РИФ in the City смогли принять около 1 000 человек, около 7 000 человек приняли дистанционное участие, и еще десятки тысяч человек наблюдали за работой РИФа онлайн.

    Конференционная программа РИФа прошла в 4 параллельных потоках (залах) и в 1 зале форсайт-сессий. Таr;t на площадке РИФ in the City были развернуты экспозиционная зона, медиа-центр, и зона нетворкинга.

    Подробнее: www.rif.ru


    GR-Клуб РАЭК

    GR-Клуб РАЭК - закрытая площадка и формат для постоянного живого диалога всех, кому интересно обмениваться мнениями и опытом работы с государством – без публичных заявлений / пресс-релизов в СМИ / обсуждений "вне Клуба".

    В Клубе состоят "GR-щики" и юристы организаций-членов РАЭК.

    Подробнее: https://raec.ru/live/raec-news/10867/


    Материалы по итогам РИФ in the City