Что делать с нехваткой ИТ-специалистов в России?

Дата публикации: 11 октября 2023

Что делать с нехваткой ИТ-специалистов в России?

Экспертный лейбл «Тишина» и РАЭК в рамках «Дня рекламы и кадров» провели дискуссию, посвященную проблемам ИТ-рекрутмента в России сегодня. Для вас мы собрали главные хайлайты мероприятия.

Правительство и бизнес говорят о дефиците ИТ-специалистов в России. Рост технологий, отток кадров за рубеж, демографическая ситуация — в результате этих факторов нехватка составляет около 500-700 тысяч квалифицированных сотрудников. Экспертный лейбл «Тишина» и РАЭК провели дискуссию с представителями отрасли. Во встрече участвовали:

  • Юлия Горячкина – директор по кадрам для «Цифровой экономики»;

  • Максим Морозов – генеральный директор международной компании Aston, эксперт по ресурсному менеджменту в ИТ;

  • Анна Еремина – начальник отдела подбора и адаптации АО «Гринатом»;

  • Евгений Селиверстов – руководитель направления продуктовой культуры МТС;

  • Михаил Слободинский, исполнительный директор TenChat.

Модерировал дискуссию основатель экспертного лейбла «Тишина» Евгений Чернов. Вместе они обсудили, почему в отрасли возник кадровый голод, где ИТ-компаниям искать специалистов и что делать, чтобы они не уходили, а продолжали расти внутри команды. 

Что происходит на Российском рынке сегодня: главные хайлайты

Дефицит мидлов. Различные курсы и онлайн-школы активно обучают junior-разработчиков. Но для того, чтобы дорастить их до более компетентных специалистов, нужны время и ресурсы. Однако middle-разработчиков не хватает прямо сейчас. Анна Еремина из АО «Гринатом» отметила, что сегодня в российских компаниях постоянно появляются новые уникальные задачи — например, по импортозамещению. Но на рынке нет сформированной компетенции.

Рынок перегрет. Из-за высокого спроса на middle-специалистов их зарплаты резко выросли. При этом компании переманивают друг у друга сотрудников, предлагая более выгодные условия, и люди часто не задерживаются на одном месте надолго. Затраты на найм и онбординг одного разработчика могут составлять для компании от 900 000 до 1 800 000 рублей — и при этом совершенно невозможно спрогнозировать, на сколько времени человек останется в команде. 

Иностранные специалисты не подходят. Во многих зарубежных компаниях есть практика найма сотрудников из других стран — например, из Индии, где широко развито обучение ИТ-специалистов. Но, как говорят эксперты, на российском рынке такие методы могут не сработать. Из-за языкового барьера, культурных различий и разных подходов к работе и профессиональным стандартам специалистам может быть непросто ужиться в одной команде. 

Неоднородность образования. При большом количестве ИТ-школ, курсов и программ переподготовки, не выработана единая программа и система аттестации специалистов. На рынок выходят соискатели, формально находящиеся на одном уровне, но на деле совершенно по-разному подготовленные к работе. Эта неоднородность усложняет процесс найма, а для соискателей — процесс поиска работы.

Что предпринимают бизнес и государство?

Стандарты обучения. Уже сейчас в России действует программа «Национальный рейтинг университетов», которая помогает и абитуриентам, и работодателям ориентироваться в том, какие учебные заведения дают качественное фундаментальное образование по разным направлениям — в том числе ИТ. Анализом учебных программ также занимаются АНО «Цифровая экономика» и Альянс в сфере искусственного интеллекта. Также в ведущих вузах, обучающих ИТ-специалистов, идет увеличение бюджетных мест — за пять лет их количество выросло с 40 тысяч до 120 тысяч. 

Юлия Горячкина из «Цифровой экономики» также напомнила, что в России действует проект «Цифровые кафедры», в рамках которого лучшие вузы получают гранты от Минобрнауки и организуют программы переквалификации для студентов.

ИТ-образование для молодежи. И государственные, и частные компании стараются с юного возраста помогать с образованием людям, заинтересованным в ИТ. Для школьников проводят конкурсы, компьютерные лагеря и курсы программирования. Для будущих соискателей это — более простой путь в профессию. Для компаний — возможность познакомиться с молодыми людьми и вырастить талантливые кадры. Например, Анна Еремина из АО «Гринатом» рассказала, что у компании есть своя ИТ-школа и стажировки для молодых специалистов, а обучать стараются не только разработчиков, но и менеджеров.

Как привлечь ИТ-специалистов в свою компанию?

Несмотря на дефицит, специалисты в стране все же есть. Проблема в том, чтобы найти их, сделать предложение, которое их заинтересует, а затем обеспечить им возможность комфортно работать и развиваться в команде. Эксперты сходятся в следующем: в данном случае речь идет не столько про деньги, сколько про атмосферу в коллективе и HR-процессы.

HR-бренд. Денежная мотивация не работает вдолгую. Есть риск, что специалист уволится, как только ему сделают более выгодное предложение. С куда большей вероятностью человек останется в команде, если ему близки ценности компании, а также если работодатель предлагает сотрудникам возможности для обучения и роста. Таким образом, ценность HR-бренда на рынке возрастает. 

Борьба с выгоранием. Усталость, потеря мотивации — популярная проблема у сотрудников, которые занимаются интеллектуальным трудом. Особенно в тех компаниях, где команда работает удаленно. Важно, чтобы люди не набирали слишком много рабочих задач и не тратили на них свободное время. Переработки часто могут быть вызваны тревогой — сотрудник не получает полноценного фидбека и не понимает, успешно ли он справляется с задачами и что ему нужно сделать, чтобы профессионально вырасти или получить бонус к зарплате. Поэтому важно, чтобы у каждого члена команды были понятные треки карьерного развития, и чтобы люди получали полноценный фидбек.

Евгений Селиверстов — руководитель направления продуктовой культуры МТС — также отметил, что стоит думать не только о работе, но и о свободном времени сотрудников: следить за тем, чтобы у них был качественный отдых и возможности саморазвития. Все это может заметно повлиять на качество их работы.

Налаживание процесса рекрутинга. Важно обращать внимание не только на ИТ-специалистов, но и на сотрудников, которые занимаются их подбором, онбордингом и ростом в компании. Часто именно от их профессионализма зависит, примет ли кандидат предложение о работе и надолго ли он задержится в команде. 

Максим Морозов из Aston уверен: рекрутингом должны заниматься профессиональные и зрелые сотрудники, которым нравится общаться с людьми. Важно, чтобы они получали достойную оплату труда, проходили обучение и понимали, как давать соискателям конструктивный фидбек и помогать их профессиональному развитию.

РАЭК в свою очередь активно следит за настроениями в отрасли – в октябре стартовала шестая волна опроса «Настроения ИТ-специалистов». Опрос в будущем может повлиять на меры поддержки ИТ-отрасли. Опрос проходит до 20 октября включительно и доступен по ссылке.