Комментарии РАЭК по законопроекту “о блокировке пиратских приложений” (внесен 12 февраля 2018 года)
Дата публикации: 12 февраля 2018
12 февраля 2018 года депутаты Марина Мукабенова, Александр Ющенко и Олег Николаев внесли в Государственную Думу законопроект о блокировке приложений нарушающих авторские права.
Предлагаемые поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» уточняют список содержания информационных ресурсов, которые могут быть заблокированы за распространение пиратского содержания. В случае их принятия, в законе появится чёткое указание на необходимость прекращения доступа к контенту нарушающему авторские права, распространяемому через магазины приложений мобильных устройств.
Комментарии РАЭК
Главный аналитик РАЭК Карен Казарян полагает, что с появлением данного законопроекта возникает значительный риск внесения хаоса в правоприменение.
Авторы закона верно указывают в пояснительной записке, о различных подходах в толковании термина «информационный ресурс».
Действительно, в действующем законодательстве о связи и информации одни и те же технологические сущности описываются в совершенно различной терминологии, что вносит хаос в правоприменение. Проблема в том, что своим законопроектом они только увеличивают энтропию, вводя новые несовместимые определения. Возьмем ГК, который говорит, что Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата. Авторы законопроекта считают, что информация в приложении может быть "размещена". Когда вы заходите на пиратский ресурс в браузере, "размещена" ли в нем эта информация? Что является "сетевым адресом", который предполагается блокировать, у браузера, страница скачивания приложения? Вполне вероятно, что у правообладателей действительно есть проблемы с приложениями, распространяющими пиратский контент. Но предлагаемое решение не выглядит рабочим, и отрицательно повлияет на общее качество законодательства. В данном случае более целесообразным мы видим полную реформу всего блока законодательства о блокировках - возможно в рамках работы над новым "цифровым" кодексом, о котором писали в прессе.
РАЭК считает, что наиболее целесообразным решением ситуации стало бы проведение полной реформы блока законодательства о блокировках, о чем мы неоднократно заявляли ранее.
Высказывания официальных лиц по теме законопроекта
Комментируя законопроект ранее, депутат, Председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин подчеркнул его востребованность и общественную пользу:
Это уточнение закона давно ожидается отраслью. У нас сложилась одна из самых эффективных систем защиты авторских прав в мире.
Ограничение распространения пиратского контента подрывает экономику пиратских площадок и обеспечивает расширение доступа к законному контенту в Интернете. В то же время долго существовала лазейка в законе, позволявшая пиратам, выполнив набор формальных требований необходимых для размещения своего приложения в магазинах приложений, наживаться на пользователях смартфонов. Сейчас этот пробел закрывается и возможности российского законодательства по защите авторов приводятся в полное соответствие с современным уровнем технологий. Последовательно закрывая все каналы распространения пиратского контента, Государственная Дума работает в первую очередь на создание материальной базы для работы отечественных авторов, у которых появляется материальные стимулы создавать новую музыку, книги, фильмы и сериалы.