Эксперты назвали самые распространенные типы ИИ-решений в России

Дата публикации: 25 Апреля 2019

Эксперты назвали самые распространенные типы ИИ-решений в России

Исследование «Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует ИИ» 1, проведенное РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft показало, что наиболее часто используемым типом решений на базе ИИ в России являются виртуальные помощники: их применяют 38% руководителей и ведущих специалистов. На втором месте оказались прогнозный анализ (35%) и машинное обучение (35%).

При этом 39% опрошенных отметили, что в пятилетней перспективе в их компаниях планируется внедрение прогнозного анализа, а 34% – анализа изображений. 33% респондентов планируют использовать виртуальных помощников и обработку запросов на естественном языке. Также ожидается, что в течение 5 лет применение ИИ покажет взрывной рост в двух областях: самоуправляемые механизмы, например, беспилотный транспорт (с 9% до 24%) и робототехника (с 8% до 17%).

Основными критериями оценки внедрения ИИ респонденты назвали удовлетворенность клиентов/партнеров/инвесторов (34%), достижение ожидаемого возврата инвестиций, ROI (33%) и качество продуктов и услуг (27%).

Большинство респондентов отметили, что в их компаниях искусственный интеллект используется в области исследований и разработки (R&D) – 41%, а также в работе с клиентами (например, для персонализации) – 32% и обслуживании клиентов – 31%. Наименьшее количество специалистов использует искусственный интеллект в юридических процессах (5%), в ценообразовании и продвижении (6%), в финансах и бухгалтерии (6%).

Российские эксперты в качестве секторов-лидеров по внедрению и использованию ИИ называют маркетинг и рекламу, ритейл, банкинг, телекоммуникации и промышленный комплекс. В зависимости от индустрии различаются и способы применения ИИ. В промышленности это чаще всего рекомендательные системы для принятия технологических решений 2 и повышения безопасности производства, в розничной торговле – это решение логистических задач, изучение поведения покупателей, а в банках ИИ используют для формирования индивидуальных предложений, повышения эффективности таргетингов.

В качестве основных преимуществ применения ИИ более половины (58%) опрошенных российских экспертов назвали оптимизацию бизнес-процессов, чуть меньше – 49% – выделили разработку новых продуктов и услуг, а 41% после внедрения ИИ ожидают увеличения производительности труда. На повышение качества продуктов и услуг в результате внедрения ИИ рассчитывают 33% опрошенных, а 32% – на улучшение взаимодействия с клиентами.

Более 90% опрошенных экспертов считают, что в 2019-2024 годах ИИ повлияет на экономический рост, производительность труда и инновационное развитие. Также ожидается существенное влияние искусственного интеллекта на создание рабочих мест (а именно, появление новых профессий, изменение требований к профессиям и др.) – 69%. Основными индустриальными вызовами развития ИИ в России 50% экспертов называют управление данными (сбор, аналитика, интерпретация данных), также в их число входят наличие и квалификация специалистов – 37% и необходимость изменения существующих бизнес-моделей – 27%.

Аналитики РАЭК уже не первый год изучают, описывают и измеряют эффекты цифровизации и реализуют собственную масштабную программу по направлению “цифровая трансформация бизнеса, госуправления, социальной сферы”.

По итогам 2018 года наша экспертиза выявила устойчивый тренд: когда мы говорим о цифровой трансформации, то первой технологией, которая упоминается в этой связи, является искусственный интеллект. Одна из причин этого, состоит, вероятно, в широчайшем спектре применения данной технологии, ведь искусственный интеллект – это и виртуальные помощники, и аналитика на основе больших массивов данных, и распознавание лиц и голоса, и робототехника, и оптимизация бизнес-процессов, и новые рекламные технологии, и рекомендательные сервисы, и многое-многое другое. Можно смело утверждать сегодня, что искусственный интеллект лежит в основе большинства современных технологических решений, которые составляют базис для цифровой трансформации. И что тренд на усиление влияния ИИ на цифровую трансформацию (в том числе “традиционных”, “олдскульных”) направлений экономики, промышленности и госуправления – будет только усиливаться.

Сергей Плуготаренко

СергейПлуготаренко

РАЭКДиректор

Цифровизация общества во многом трансформирует и исследовательскую сферу, мы сейчас хорошо видим это по темам получаемых грантов и проводимых исследований - темы диджитализации, отдельных инструментов в виде big data или face recognition, все чаще появляются в социальной тематике, это тренд.

Но не хватает фундаментального подхода для системного анализа. Представленное исследование благодаря многоступенчатой методологии позволило обобщить зарубежный и российский опыт использования искусственного интеллекта, проиллюстрировать это кейсами российских компаний благодаря экспертным интервью и и подтвердить опросными данными представителей российских компаний, которые уже использует инструменты ИИ.

Ольга Логунова

ОльгаЛогунова

НИУ ВШЭДоцент департамента социологии

Искусственный интеллект обладает большим потенциалом для бизнеса, и те компании, которые начнут использовать его в своей деятельности первыми, получат существенное конкурентное преимущество.

Международное исследование Microsoft ранее показало, что российские руководители активнее внедряют искусственный интеллект, чем их зарубежные коллеги. Текущее исследование только подтверждает тот факт, что в России доверие, открытость и интерес к этой технологии очень высоки. 41% российских специалистов отмечают, что уже проделали существенную часть работы по изучению практических аспектов использования ИИ.

Эльза Ганеева

ЭльзаГанеева

Microsoft в РоссииМенеджер по работе с государственными организациями

О РАЭК

РАЭК была создана в 2006 году и на сегодняшний день объединяет более 140 игроков рынка электронных коммуникаций. В задачи РАЭК входит экспертиза, стандартизация и развитие интернет-технологий, взаимодействие с государственными органами управления, формирование отраслевых позиций, отстаивание интересов интернет-бизнеса, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, развитие профессиональных компетенций специалистов в сфере интернет-технологий и многое другое.

Подробнее: http://raec.ru/

О НИУ ВШЭ

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — исследовательский университет, осуществляющий свою миссию через научно-образовательную, проектную, экспертно-аналитическую и социокультурную деятельности на основе международных научных и организационных стандартов. 

Подробнее:https://www.hse.ru/

О Microsoft

Microsoft (Nasdaq “MSFT” @microsoft) обеспечивает условия для цифровой трансформации в эпоху «интеллектуального облака» и «интеллектуальных технологий». Миссия компании – дать возможность каждому человеку и организации на планете достичь большего.

Контактная информация:
Microsoft, 125252, Москва, а/я 70
Тел.: 7 (495) 967-85-85
Факс: 7 (495) 967-85-00

Узнать последние новости Microsoft представители прессы могут в пресс-центре компании.

Представители СМИ могут также получить дополнительную информацию в PRP Group - a Weber Shandwick Affiliate Company по адресу microsoft@prp.ru или по телефону (495) 937 3170.


1 Опрос проводился среди экспертов в области ИИ и представителей ритейла, финансового, телекоммуникационного, промышленного и логистического сегментов бизнеса. Выборка – 102 человека.

2 Это решение, принятое при технологической подготовке производства или изготовлении продукции, относящееся непосредственно к определению или изменению состояния объекта производства и направленное на обеспечение выпуска продукции.

Новости по теме: