Директор РАЭК выступил на Больших парламентских слушаниях в Госдуме по теме "Цифровой экономики"
Дата публикации: 8 июля 2019
8 июля 2019 года в Москве, на площадке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Большие парламентские слушания, целиком посвящённые вопросам развития цифровой экономики.
Главными темами стали безопасность в цифровую эпоху, робототехника и искусственный интеллект, цифровая подпись, электронные трудовые книжки, отечественное ПО, ну и конечно условия для развития цифровых технологий в России в целом. Акцентом обсуждения стал вопрос создания эффективной правовой базы для цифрового развития страны.
В ходе слушаний с докладом выступил Директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Глава отраслевой Ассоциации рассказал о главных трендах развития Рунета, а также представил экспертную оценку законов и законопроектов, касающихся сети интернет. Кроме того, директор РАЭК обобщил и представил главные выводы регулярного Дайджеста РАЭК «Право в IT» и ряд отраслевых предложений, которые, по мнению аналитиков РАЭК, могут быть направлены на стимулирование развития цифровой экономики, в том числе в законодательной плоскости.
Доклад Сергея Плуготаренко состоял из 3 блоков:
1. Регулирование данных
2. Экономика Рунета (экосистема цифровой экономики России) – глазами интернет-отрасли
3. Нацпроект "Цифровая экономика" – глазами интернет-отрасли
Большая часть представленных материалов агрегирована по итогам прошедшего в конце апреля 2019 года 23-го Российского Интернет Форума (РИФ+КИБ 2019) – www.rif.ru, ежегодного аналитического доклада РАЭК "Экономика Рунета 2018-2019" и регулярного Дайджеста "Право в IT".
Ознакомиться с докладом и презентацией Сергея Плуготаренко (РАЭК) »
ЧАСТЬ 1.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДАННЫХ
Глава РАЭК в ходе своего выступления подтвердил, что "Данные – это новая кровь экономики", и не только цифровой.
Уже сегодня большие пользовательские данные (БПД) активно используются в рекламе и маркетинге, в скоринге для банков и страховых компаний, подборе персонала, во всевозможных рекомендательных сервисах (пример: объем рынка “Больших Данных в маркетинге и интернет-рекламе” составил 3 млрд рублей за 2017 год, рост этого направления составляет 50% в год).
Мы в РАЭК предвидим появление серьезных кейсов использования БПД в ближайшем будущем – практически во всех отраслях бизнеса, социальных областях, в сферах госуправления. Даже в таких закрытых и консервативных чувствительных отраслях, как медицина, транспорт, традиционные отрасли экономики.
Но при определенных условиях. В том числе – при условии отсутствия излишних регуляторных барьеров для этого рынка.
Вот ключевые направления в области нормативного регулирования данных, рекомендованные РАЭК к приоритетному рассмотрению и учёту в законотворческой деятельности:
- Уточнение понятийного аппарата (“Большие данные / Big data”, “Пользовательские данные”, “Большие пользовательские данные”, Обезличенные данные”, “Открытые данные”, “Общедоступные данные”)
- Совершенствование процедуры дачи согласия на обработку (использование) ПДн
- Систематизация сбора и хранения согласий на обработку (использование) ПДн
- Правила обработки (использования) общедоступных данных
- Совершенствование процедуры обезличивания ПДн для дальнейшей обработки
- Защита персональных данных
При этом в конкретном направлении регулирования "общедоступных данных" (законопроект в этом направлении был подготовлен в рамках работы Нацпрограммы "Цифровая экономика") РАЭК в режиме "быстрой экспертизы" пока может отметить следующие направления:
- Необходимость сохранения принципа согласия пользователя на опубличивание данны[
- Ограничение на использование данных соцсетей третьими лицами
- Саморегулирование и выработки отраслевых стандартов обмена ПДн самими операторами данных
- Возможность работы с данными ГИС
Основные выводы по части 1 (Регулирование данных), обобщенные директором РАЭК в ходе выступления, были разбиты на 3 блока:
Отношение к данным: точка зрения пользователя
- У населения сохраняется высокий уровень недоверия к сбору, хранению и использованию личной информации.
- Для того, чтобы ситуация изменилась, необходимо тесное сотрудничество бизнеса и регуляторов в области усиления мер безопасности при работе с данными, уточнения понятийного аппарата и повышения осведомленности пользователей о том, кем, каким образом и в каких целях их данные используются.
- Необходимо повышать Цифровую грамотность рядовых пользователей.
Отношение к данным: точка зрения государства
- Большие Данные (в том числе Большие Пользовательские Данные) вошли в число сквозных цифровых технологий, которые входят в рамки программы “Цифровая экономика”.
- Ведется обсуждение законодательных мер по стимулированию развития / обеспечения прав граждан в этих направлениях – на различных релевантных площадках.
Отношение к данным: точка зрения интернет-бизнеса
- Рынок больших данных (и больших пользовательских данных) в России находится на начальной стадии развития: российские игроки рынка сегодня уже пришли к пониманию необходимости использования таких данных, однако пока еще у них нет полного понимания того, как эффективно использовать знания, полученные в ходе их обработки.
- Несмотря на это, игроки рынка сегодня уже активно используют как собственные, так и сторонние данные в своей работе.
- При этом, именно правовой барьер эксперты называют основным фактором, влияющим на будущие темпы роста рынка:
– В случае благоприятного регулирования рынок может расти темпами в 70-100% ежегодно, в том числе за счет сокращения «серой зоны» на рынке данны
– А в случае принятия охранительно-запретительного регулирования, российский рынок больших данных может «схлопнуться» в серую зону практически целиком.
ЧАСТЬ 2.
ЭКОНОМИКА РУНЕТА / ЭКОСИСТЕМА ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (глазами интернет-отрасли)
Сергей Плуготаренко отметил, что для него лично – это самая главная часть выступления. Поскольку Аналитический отдел РАЭК много лет использует разработанный много лет назад собственный сбалансированный подход к описанию и измерению Экосистемы Цифровой экономики России.
Этот подход, по мнению директора РАЭК, может быть расширен с внутриотраслевой сферы применения – на всеобщую. Тот самый "единый язык", на котором могут разговаривать представители государства и отраслевые эксперты – может быть построен с использованием наработок РАЭК и ее многолетнего подхода к измерениям Экосистемы цифровой экономики России.
Этот подход опирается на декомпозицию Экосистемы – на 7 ХАБОВ (государство и общество, маркетинг и реклама, финансы и торговля, инфраструктура и связь, медиа и развлечения, кибербезопасность, образование и кадры), 10 СРЕЗОВ (аналитика и данные, бизнес-модели, разработка, дизайн, интерфейсы, юзабилити; интернет вещей, Mobile, гаджеты и железо, AI и BIG Data, регулирование, платформы, стартапы и инвестиции), 3 УРОВНЯ (начальный, средний, гуру).
Подробно подход описан в аналитическом блоке на сайте РАЭК (a.raec.ru), а результаты "замеров" экономики Рунета и Экосистемы цифровой экономики – представлены в режиме реального времени на специализированном ресурсе "Пульс Рунета" (www.runet.live).
Данные собираются с 2010 года, их довольно много – но в ходе Парламентских слушаний удалось сконцентрироваться лишь на самых главных интегральных показателях.
Вклад экономики Рунета в экономику России в 2018 году составил 3,9 трлн. рублей – это на 11% больше, чем в 2017 году. Аудитория Рунета составляет сегодня 93 млн.чел. и прирастает в основном за счет мобильной вовлеченности.
Суммарный вклад нашей отрасли в экономический рост России впечатляет, как и динамика роста: никогда, даже в годы экономического кризиса темпы роста Рунета не снижались ниже 10% в год... Более того, за всё время наблюдения за Экономикой Рунета (примерно с 2010 год) не было отмечено падение ни в одном из ее сегментов (за исключением кратковременного падения сегмента медийной рекламы.
Цифры по хабам экономики Рунета также впечатляют: маркетинг и реклама – 262,9 млрд. рублей, инфраструктура – 106,2 млрд. рублей, электронная коммерция – 1953,4 млрд. рублей, медиа и развлечения – 75 млрд. рублей, а непосредственный вклад мобильной экономики составляет 1,6 млрд. рублей.
Важным трендом в экономических и аудиторных показателях является "всеобщая мобилизация" (в прямом смысле: цифровые технологии становятся мобильными) и переход всех онлайн-сервисов и цифровых услуг в "зону карманной доступности".
Именно в связи с этим – одним из важных критериев роста цифрового развития (где сегодня необходимо объединение усилий бизнеса и государства) – это вопросы информационной безопасности, с одной стороны, и планомерная работа по повышению уровня цифровой грамотности населения.
Очень важно обеспечить "единый язык" для диалога отрасли цифровой экономики и государства. И тут на первое место выходит оценка гос.инициатив и регуляторных инициатив – отраслевыми экспертами. У нас в РАЭК есть целая "опросная панель" для замера отношения интернет-экспертов к законам и законопроектам.
Данные таких опросов собираются в регулярный Дайджест “Право в IT”, в рамках которого осуществляется регулярный мониторинг законов и законопроектов Российской Федерации, касающихся сети Интернет, а также выявляется отношение экспертов к внесенным за исследуемый период законопроектам.
В Дайджесте по итогам прошедшего года экспертами отрасли проведен анализ законопроектов и инициатив, касающихся регулирования сети Интернет за 1-4 кварталы 2018 года. Мониторингу подверглись законопроекты, принятые Государственной Думой и проекты на рассмотрении и обновления статусов проектов, находящихся на рассмотрении в 2018 году.
В 2018 году произошли серьезные изменения как в области государственных инициатив по регулированию интернета, так и в отношении к ним экспертов.
Значительно выросла доля инициатив, оцениваемых положительно, за счет сокращения доли “нейтральных” законопроектов.
[ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ (по теме отношения экспертов к регуляторным инициативам в области цифровой экономики и Рунета) – не вошедшие в выступление С.А.Плуготаренко в ходе Парламентских слушаний 8 июля 2019 года ]
Изначально долю положительных инициатив 2018 года эксперты оценили в 24%. В большинстве своем это постановления Правительства и законопроекты, внесенные на рассмотрение Правительством и ОГВ:
-
Частично они находятся в треке программы Цифровая экономика;
-
А другая часть направлена на исправление давно существующих регуляторных изъянов (ярким примером такой инициативы является законопроект о недискриминационном доступе провайдеров в жилые дома).
Однако за счет внесения на рассмотрение в декабре 2018 года ряда резонансных законопроектов, рассмотрение которых запланировано на 2019 год, итоговая доля положительных инициатив несколько уменьшилась и составила 15%, что на 3% больше, чем в прошлом году.
Вместе с тем продолжается тенденция неоднозначной оценки инициатив – значительная доля резонансных инициатив за этот период могла бы иметь концептуальную поддержку экспертов, но получила неоднозначную оценку вследствие наличия важных отсылочных норм, которые на данный момент не определены. Это результат недостаточной проработанности или качества даже тех законопроектов, которые бы могли принести пользу отрасли или обществу.
При этом в РАЭК вынуждены отметить высокую долю отрицательных инициатив: общий вектор законодательства продолжает оставаться запретительным.
Отраслевые выводы и рекомендации на данном этапе обсуждения вопросов законодательного сопровождения цифровой экономики - по мнению экспертов РАЭК должны основываться на следующих принципах:
-
Системном подходе к законодательству в сфере связи, информации и информационных технологий
-
Законодательной унификации принципов регулирования независимо от применяемых технологий
-
Гармонизации российского законодательства с лучшей (показавшей свою эффективность) практикой регулирования зарубежных стран и международной практикой
-
Развития отечественных технологий и несырьевого экспорта
-
Сокращения цифрового неравенства, защита прав пользователей
-
Стимулирования малого и среднего бизнеса, стартапов
[ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КОММЕНТАРИИ (по теме отношения экспертов к "Регуляторной гильотине") – не вошедшие в выступление С.А.Плуготаренко в ходе Парламентских слушаний 8 июля 2019 года ]
Также стоит отметить, что в конце 2018 года Дмитрий Медведев объявил о проведении наиболее масштабной за последние 20 лет реформы контрольно-надзорной деятельности, которая в том числе затрагивает область связи и информационных технологий. Основные положения, касающиеся данной сферы:
-
Аудит и пересмотр НПА, перенос требований по КнД в законодательные акты
-
Уход от «карательной» политики контролеров и переход к профилактике
-
Снижение числа проверок
-
Риск-ориентированный подход
-
Фактическая отмена действия НПА СССР и РСФСР (такие еще встречаются в области связи)
В рамках регуляторной гильотины эксперты РАЭК предлагают также реализовать следующее:
-
Комплексное совершенствование (кодификация) нормативно-правовых документов в области связи и интернета
-
Защита персональных данных
-
Единообразные меры по ограничению распространения незаконного контента (требования по блокировке и удалению)
-
Цифровая доставка контента, авторские и смежные права в сети Интернет
-
Развитие несырьевого экспорта
-
Снятие ограничений на интернет-торговлю
ЧАСТЬ 3: НАЦПРОЕКТ "ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА" (ГЛАЗАМИ ИНТЕРНЕТ-ОТРАСЛИ)
В третьей части своего выступления Сергей Плуготаренко рассказал о том, как интернет-отрасль относится к Национальному проекту “Цифровая экономика” (полный перечень Нацпроектов России и их целевые показатели) .
Приводим главные тезисы этой части доклада директора РАЭК, где он описал, какие болевые точки выделяют представители интернет-отрасли в отношении национального проекта “Цифровая экономика”:
A. Много цифровизации – мало экономики:
- Консервативный сценарий развития экономики и общества: целью проекта является не опережающее развитие, а стремление “догнать” другие страны по уровню цифровизации
- Слабая оценка рисков цифровой экономики и внедрения Программы
B. Отсутствие четкого понятийного аппарата:
C. Тенденция к монополизации направлений:
- Слишком большое количество пунктов, реализуемых непосредственно государством и госкорпорациями при полном отсутствии малого и среднего бизнеса в программе.
- Многие проекты носят характер базового отраслевого регулирования, несмотря на то что по сути из их обсуждения исключены отраслевые ассоциации, гражданское общество, малый и средний бизнес, экспертное сообщество.
Про тренды в работе над Нацпроектом "Цифровая экономика"
По словам директора РАЭК, по итогам первого полугодия 2019 года отрасль наблюдает и приветствует следующие улучшения в развитии Нацпроекта "Цифровая экономика":
-
Активное привлечение сторон, ранее не участвовавших в обсуждениях проектов
-
Использование привычного (пока) порядка внесения проектов – с общественным обсуждением и ОРВ
-
Поднят вопрос о показателях эффективности нацпроекта и об измерении цифровой экономики
-
Предпринимаются попытки популяризации идеи цифровой экономики
Однако, отрасль отмечает, что многие принципиальные "опорные точки" остались без изменений и не могут быть обойдены критикой со стороны отрасли:
-
Пользователю (гражданину России) непонятна суть Нацпроекта и конечно влияние на качество его жизни
-
Майские указы 2018 года выполняются со значительным опозданием по срокам (по мнению отраслевых экспертов, Национальный проект “буксует”)
-
Отсутствие частного бизнеса, SMB-игроков: как в процессах обсуждения деталей нацпроекта, так и в программе его реализации