Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2021/2022
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТАМЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 2021/2022 ГОДОВОТЧЕТ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯАРХИВ (2011-2019)Все аналитические проекты
- Настроения ИТ-специалистов в России
- Социальные медиа в России: аудитория в феврале-марте 2022 года
- Влияние доставки, готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду
- ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
- «Будущее работы и рабочих мест»
- Искусственный интеллект: подходы к разработке этичных решений
- Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект
- Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса
- Экосистема мобильной экономики: влияние экономики мобильных приложений на рынок труда в России
- Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес
- Россия и устойчивое цифровое развитие
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- Фудшеринг в России
- Правила чтения рейтингов 2019
- Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
- Влияние 242-ФЗ на российский рынок ЦХОДов
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование “Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2021/2022” – десятый выпуск регулярного отчета о состоянии и развитии интернет-экономики России.
Исследование проводится на ежегодной основе с 2011 года, его предварительные презентуются в конце каждого года (как правило, в ходе ежегодных декабрьских конференций РАЭК “Рунет: итоги года”), дополняются комментариями и прогнозами экспертов и собираются в подробный аналитический отчет. Также данные исследования в значительной мере ложатся в основу ежегодного отраслевого доклада “Интернет в России”, который РАЭК выпускает при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Основные цели исследования – систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России; выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети; оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне; влияние интернета на смежные отрасли; описание экосистемы цифровой экономики (по методике Хабов, Срезов и Уровней) и ежегодное измерение ее основных составляющих.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Вплоть до 2016 года носило название “Экономика Рунета”.
В 2016 году было принято решение о расширении сферы исследования и его названия исследования: «Экономика Рунета / Экосистема Цифровой экономики России». С этого момента был окончательно закреплен новый акцент исследования: изучение и описание влияния интернет-экономики на офлайн (связанные с интернетом рынки).
Была дана отраслевая формулировка “Цифровой экономики” (сумма тех рынков, где добавленная стоимость товаров и услуг создается с использованием цифровых / информационных технологий).
Также была разработана методика описания и измерения Экосистемы цифровой экономики (Хабы / Срезы / Уровни) и был дан старт ее ежегодному измерению.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование реализовано аналитическим отделом РАЭК с максимальным подключением экспертного сообщества и ведущих игроков Рунета.
Ежегодные работы по проведению исследования “Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики России” включают в себя масштабные мероприятия с участием сотен отраслевых экспертов, а также аналитиков смежных отраслей, входящих в Экосистему Цифровой Экономики России.
Значительная часть экспертной работы реализуется в ходе крупнейших отраслевых мероприятий, проходящих под эгидой РАЭК. Автоматизация работы динамических экспертных групп и полевое исследование строятся на базе платформы RUNET-ID.com.
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 2021/2022 ГОДОВ
Исследование 2021/2022 годов показывает динамику проникновения интернета в России, дает оценку объемов российских интернет-рынков, раскрывает основные направления развития регуляторной среды в области высоких технологий.
В исследовании оценивается вклад экономики Рунета в ВВП России, раскрывается картина динамики ее развития, выделяется структура, тренды, точки роста и сдерживающие факторы. Также в исследовании анализируется состояние информационной безопасности в России, дается информация о занятости в интернет-экономике и численности ИТ-кадров.
Один из главных акцентов исследования 2021/2022 годов - прогнозы влияния экономических и технологических санкций, введенных в 1-2 кварталах 2022 года, на компании “цифрового контура” России и на динамику развития основных цифровых рынках в ближайшей перспективе.
Также в исследовании представлены:
— Объемы и тренды развития основных российских интернет-рынков
— Роль государства в поддержке и регулировании интернет-рынков
— Данные об интернет-аудитории
— Основные цели использования интернета и поведение пользователей в Сети
— Роль блогеров на рекламном рынка
— Доля онлайна в торговом обороте России
— Особенности онлайн-экспорта товаров
— C2C-торговля и продажи в соцсетях
— Стоимость и скорость доступа в интернет
— Российский рынок доменов и инфраструктуры
— Развитие облачных сервисов
— Социальные сети
— Тренды кибербезопасности
— Рынок EdTech
— И многое другое
ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экономика Рунета 2021/2022 (PDF, 2,16 Mб)
Страница исследования: экономикарунета.рф
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВКЛАД ЭКОНОМИКИ РУНЕТА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В 2021 ГОДУ УВЕЛИЧИЛСЯ НА 42% ОТНОСИТЕЛЬНО 2020 ГОДА И СОСТАВИЛ 9,5 ТРЛН РУБЛЕЙ.
На 24% по сравнению с 2020 годом вырос сегмент маркетинга и рекламы (432,5 млрд рублей), на 44% вырос сегмент электронной коммерции (8652,4 млрд рублей), на 34% вырос инфраструктурный сегмент (204,3 млрд рублей), на 24% вырос сегмент цифрового контента (153,4 млрд рублей).
Интернет-реклама и маркетинг
Тренды сегмента интернет-рекламы и маркетинга:
— performance-инструменты доминируют на рынке
— новые требования к приватности и переход к техникам, ориентированным на защиту пользователей (федеративные вычисления, дифференцированная приватность и т.д.)
— применение технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности рекламных кампаний и улучшения пользовательского опыта
— метавселенные как новая площадка для размещения рекламы
Электронная коммерция
Тренды сегмента электронной коммерции:
— онлайн-покупки стали повседневностью
— развитие экспресс-доставки в ответ на запрос пользователей относительно сокращения сроков доставки
— лидерами в товарных категориях остаются бытовая техника / электроника и одежда / обувь, лидеры по темпам роста - продукты питания и товары FMCG
— большую часть рынка онлайн-ритейла занимают маркетплейсы
Инфраструктура
Тренды инфраструктурного сегмента:
— сохранение высокого спроса на облачные сервисы за счет “эффектов пандемии”, развития форматов гибридной работы и появления новых сервисов
— развитие государственной облачной инфраструктуры
— рынок облачной инфраструктуры - основной драйвер роста рынка облачных сервисов
— доменная зона .RU преодолела отметку в 5 млн зарегистрированных доменов
Цифровой контент
Тренды сегмента цифрового контента:
— рост инвестиций в оригинальный контент и “контентные сделки” между видеосервисами
— операторские сервисы начинают играть заметную роль на рынке видеосервисов
— усиление регулирования онлайн-кинотеатров
— рынок цифровых книг - самый “пиратизированный” среди рынков сегмента цифрового контента
— замедление роста рынка онлайн-игр
Аудитория
Основные направления регулирования в 2021 году:
— Этичный искусственный интеллект (в частности, в 2021 году в России был принят Национальный кодекс этики в сфере ИИ)
— Регулирование рекомендательных систем
— Регулирование контента - борьба с противоправным контентом и меры, направленные на распространение позитивного контента