Экономика Рунета / Цифровая Экономика России 2017
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИРЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯРАБОТА С ЭКСПЕРТАМИЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯАРХИВ (2011-2016)Все аналитические проекты
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
- Влияние 242-ФЗ на российский рынок ЦХОДов
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование “Экономика Рунета” проводится на ежегодной основе с 2011 года.
Задача исследования – оценить текущее состояние и выявить тенденции развития российских рынков интернет-бизнеса.
По результатам презентации исследования в сентябре 2016 года и экспертного обсуждения его основных выводов в ходе декабрьской конференции “Рунет 2016: Итоги года” – было принято решение о смене названия ежегодного исследования на “Цифровую Экономику России”, таким образом впервые был сделан акцент на вопросах влияния экономики Рунета на офлайн и на феномене цифровой экономики.
В 2017 году Аналитическим отделом РАЭК был разработан собственный подход к описанию / измерению объемов Экосистемы Цифровой Экономики:
– Мы понимаем под Экосистемой Цифровой Экономики России – все те сегменты рынка, где добавленная стоимость создается с помощью цифровых (информационных) технологий.
– Мы предлагаем рассмотрение Экосистемы через декомпозицию на 7 ХАБОВ (Государство и общество, Маркетинг и реклама, Финансы и торговля, Инфраструктура и связь Медиа и развлечения, Кибербезопасность, Образование и кадры)
– Каждый из Хабов может быть исследован по 10 СРЕЗАМ (Разработка и дизайн, Аналитика и данные, AI и Big Data, Hardware, Бизнес-Модели, Интернет Вещей, Mobile, Платформы, Регулирование, Стартапы и инвестиции).
– Участники Экосистемы, объединенные в ХАБЫ, могут быть рассмотрены с точки зрения УРОВНЯ (их 3) вовлеченности в Цифровую Экономику.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По итогам 2017 года РАЭК оценивает вклад цифровой экономики в 2,42% ВВП. Влияние интернет-рынков на экономику растет на 11% в год.
Вклад мобильной экономики (которую мы научились в прошлом году считать отдельно) – составил 3,8% ВВП. Уже сегодня мобильная экономика — 11-я по размеру экономика России, и в ближайшие 5 лет прогнозируется ее рост на 10,7% в год. К 2021 году мобильная экономика станет больше, чем отрасль сельского хозяйства.
Суммарный вклад цифровой и мобильной экономики составляет 4,35 трлн рублей или 5,06 % ВВП России в 2017 году.
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ХАБ 1. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО
Аудитория Рунета в 2017 году составила 87,7 млн человек (71% населения), таким образом интернетом хотя бы 1 раз в месяц пользуется каждый седьмой россиянин. К 2020 году доступ в интернет в РФ будут иметь до 85% россиян.
Аудитория мобильного интернета в России в 2017 году впервые превысила десктопную аудиторию: 70 миллионов пользователей, или 57% от населения, пользуются интернетом через мобильные устройства хотя бы 1 раз в месяц, а 20,9% используют исключительно мобильный интернет.
Общий прирост аудитории по сравнению с 2016 годом составил 2%, что говорит о существенном замедлении роста проникновения интернета в России. Однако при этом растет число пользователей, которые заходят в интернет чаще, чем 1 раз в месяц. Экспансивный рост трансформировался в рост числа регулярных пользователей и частоты использования интернета, а также в расширение числа используемых для выхода в интернет устройств.
ХАБ 2. МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА
В структуре сегмента анализируется 5 рынков:
По данным АКАР в 2017 году интернет в России сравнялся с ТВ по объему рекламы. Сегмент интернет-рекламы остается самым быстрорастущим среди всех сегментов рекламного рынка с динамикой 23%. Эта тенденция значительно усилится в следующие пять лет – в частности, благодаря быстрому росту доходов от мобильной рекламы.
ХАБ 3. ФИНАНСЫ И ТОРГОВЛЯ
В сфере электронной коммерции исследуются 4 рынка:
Электронная коммерция продолжает оставаться крупнейшим сегментом экономики Рунета. По данным АКИТ в 2017 году электронная торговля товарами и услугами составила 36% цифровой экономики России. При этом больше половины денежного оборота в этом сегменте приходится на 4 российских регион: Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области. Динамика рынка позволяет говорить об оживлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции перетекания покупателей из офлайна в онлайн.
ХАБ 4. ИНФРАСТРУКТУРА И СВЯЗЬ
В инфраструктурном сегменте в рамках исследования были оценены объемы следующих рынков:
ХАБ 5. МЕДИА И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ХАБ 6. КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ
Основные тренды в области кибербезопасности:
1. Появление новых вирусов и расширение арсенала киберпреступников за счет использования новых технологий
Атаки класса APT ( advanced persistent threat — «развитая устойчивая угроза»; также целевая кибератака) — злоумышленник обладающий современным уровнем специальных знаний и значительными ресурсами, которые позволяют ему создавать возможности для достижения целей посредством различных векторов нападения (например, информационных, физических и обманных). APT, как «развитая устойчивая угроза»: добивается своих целей неоднократно в течение длительного времени; адаптируется к усилиям защищающихся оказать угрозе сопротивление.
Увеличится количество атак на разработчиков легитимного ПО. Проще говоря, атаковать будут не конечные цели — как правило, это большие компании с надежной и многослойной киберзащитой. В таких случаях гораздо проще использовать посредника, которым может выступить производитель популярных программ, используемых в корпоративном сегменте.
Шифровальщики. Атаки WannaCry, ExPetr и Bad Rabbit показали, что технологические сети могут быть даже более уязвимыми, чем корпоративные. При этом ущерб от активности вредоносного ПО в технологической сети может превышать вред, наносимый этим же ПО в сети корпоративной, а действия персонала в случае кибератаки на технологическую инфраструктуру часто организованы неэффективно. Все эти факторы делают промышленные системы привлекательными мишенями для атак с применением программ-вымогателей.
Атаки на персональные данные. Персональные данные, оцениваются как «новая нефть»(в контексте монетизации данных в самом широком смысле). При этом Большие данные будут использоваться и в самих атаках — для более адресного обращения к пользователю.
Рост сложности обнаружения и удаления вредоносных программ (использование DNS, шифрование, бестелесность и др.)
2. Инфраструктурные киберугрозы
Атаки на программный интерфейс UEFI (Unified Extensible Firmware Interface), пришедший на смену BIOS.
Массовые взломы роутеров и модемов.
Взлом банкоматов, PoS-терминалов. Уходящий 2017 год ознаменовался появлением вредоносного ПО для них как услуги (ATM malware-as-a-service).
Усиление контроля над инфраструктурой Рунета, создание централизованной системой управления сетями связи.
Рост рынка облачных структур и перенос хранения данных в облака повлечет за собой увеличение кибератак на облачные сервисы.
3. Атаки на криптовалюты
Использование ботнет-сетей для майнинга криптовалют.
Кража криптовалют (у пользователей и атаки на биржи) как одна из основных целей хакеров.
4. Изменения в законодательстве
Вступает в силу законодательство по безопасности Критической информационной инфраструктуры (187-ФЗ и др). Приоритетным трендом деятельности компаний станет увеличение расходов на обеспечение кибербезопасности, прежде всего компаний, относящихся к КИИ, что «спровоцирует» дальнейшую технологическую «гонку вооружений».
ЦБ становится регулятором в области информационной безопасности для финансовых организаций.
Импортозамещение, усиление требований к средствам ИБ, ужесточение требований к лицензиатам по защите информации.
Вступление в силу (или перенос) “Закона Яровой”.
С 25 мая 2018 г. начнет применяться Европейский регламент GDPR (Общие положения о защите данных), что неизбежно приведет к увеличению расходов российских компаний, деятельность которых связана со странами-членами ЕС.
5. Общественно-социальный аспект
Развитие идеи страхования от киберугроз. Компании начнут рассматривать киберугрозы как один из ключевых коммерческих рисков. В результате изменения законодательства, компании будут чаще проводить аудит защищенности своих систем автоматизации, оценку рисков информационной безопасности и искать пути по их снижению или передаче. Финансовые организации и технологические компании будут первыми, кто будет внедрять страхование таких рисков.
Рост манипулирования и взломов СМИ и социальных медиа ради извлечения прибыли из рыночных колебаний, спровоцированных информационными фальшивками.
“Политизация” оценок “информационных угроз и вызовов” что с учетом различий в понятийно-терминологическом аппарате в сфере информационной (кибер-) безопасности, может привести к «эскалации напряженности» в достижении международно-правового сотрудничества на универсальном уровне. Соответственно, сотрудничество в сфере инфо- (кибер-) безопасности будет «фрагментироваться» и развиваться, с одной стороны, преимущественно на двустороннем и региональном уровнях, а не на универсальном уровне; с другой стороны, в контексте «мягкого права»: взаимодействие в формате UN Group of Governmental Experts (UN GGE); «за пределами UN GGE», к примеру, в развитие инициативы бизнеса по принятию «новой Женевской конвенции», возможное принятие RFC по кибербезопасности и т.д.
Пользователь по-прежнему остается “слабым звеном” и одним из основных инструментов киберпреступников. Большинство вирусов проникает в корпоративные сети через электронную почту и открытие сотрудниками компаний файлов и ссылок от неизвестных отправителей. Персонал ИТ-департаментов, в свою очередь, не всегда обладает необходимыми навыками и знаниями для борьбы с современными способами кибервмешательства. В данном аспекте особую роль приобретает повышение общей компьютерной грамотности, а также своевременное переобучение и повышение квалификации сотрудников ИТ-служб.
ХАБ 7. ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
В национальной цифровой экономике занято 2,3 млн человек.
«Информатика и вычислительная техника» сегодня занимает 7 место в России в общем рейтинге специальностей. Как минимум по одной IT-специальности предлагают магистерскую подготовку около двухсот вузов страны. Ежегодно учреждения высшего образования России выпускают около 25 тысяч IT-специалистов, из которых лишь 15% готовы к немедленному трудоустройству и эффективной работе в отрасли. А средний срок адаптации сотрудника-выпускника на рабочем месте составляет от 0,5 до 1 года. Таким образом, дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сфере IT сохраняется и местами усиливается.
РАБОТА С ЭКСПЕРТАМИ
Работа с экспертами и специалистами осуществляется путем взаимодействия с профессиональным сообществом РАЭК и вовлечения основных отраслевых специалистов.
Основу исследования составляют итоги экспертного опроса представителей различных кластеров / экосистем интернет-рынков России, проведенного в декабре 2017 года на базе платформы RUNET-ID.
Дополнительно в октябре и декабре 2017 года были проведены две очные встречи ведущих интернет-экспертов в России с целью обсуждения основных рыночных трендов и настроений отрасли, а также результатов проведенного опроса.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
апрель–сентябрь 2017
Подготовительные работы. Представление исследований по отдельным срезам (к примеру, “Мобильная экономика России 2017”)
октябрь 2017
Проведение полевого исследования (на платформе RUNET-ID). Обработка результатов.
1–3 ноября 2017 RIW 2017
Представление предварительных результатов
ноябрь 2017
Обсуждение результатов с представителями отрасли, бизнеса, государства (ТОП-эксперты)
13 декабря 2017 (конференция “Рунет 2017: Итоги года”)
Подробные результаты, аналитика, заключения экспертов
декабрь 2017 - январь 2018
Финализация исследования. Подготовка буклета