Экономика Рунета / Цифровая Экономика России 2018

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование “Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России 2018” – седьмой регулярный отчет о состоянии и развитии интернет-экономики России и его влиянии на смежные отрасли.

Исследование проводится на ежегодной основе с 2011 года, его результаты презентуются в конце каждого года (как правило, в ходе ежегодных декабрьских конференций РАЭК “Рунет: итоги года”), дополняются комментариями и прогнозами экспертов и собираются в подробный аналитический отчет, который распространяется Ассоциацией в январе-феврале следующего года. Также данные исследования в значительной мере ложатся в основу ежегодного отраслевого доклада “Рунет сегодня”, который представляется РАЭК в ходе открытия Российского Интернет Форума в апреле.

Основные цели исследования – систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России; выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети; оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне; влияние интернета на смежные отрасли; описание Экосистемы цифровой экономики (по методике Хабов, Срезов и Уровней) и ежегодные измерение ее основных составляющих.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Вплоть до 2016 года носило название “Экономика Рунета”.

В 2016 году было принято решение о расширении сферы исследования и его названия исследования: «Экономика Рунета / Экосистема Цифровой экономики России». С этого момента был окончательно закреплен новый акцент исследования: изучение и описание влияния интернет-экономики на офлайн (связанные с интернетом рынки).

Была дана отраслевая формулировка “Цифровой экономики” (сумма тех рынков, где добавленная стоимость товаров и услуг создается с использованием цифровых / информационных технологий).

Также была разработана методика описания и измерения Экосистемы цифровой экономики (Хабы / Срезы / Уровни) и был дан старт ее ежегодному измерению.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование реализовано аналитическим отделом РАЭК с максимальным подключением экспертного сообщества и ведущих игроков Рунета.

Ежегодные работы по проведению исследования “Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики России” включают в себя масштабные мероприятия с участием сотен отраслевых экспертов, а также аналитиков смежных отраслей, входящих в Экосистему Цифровой Экономики России.

Значительная часть экспертной работы реализуется в ходе крупнейших отраслевых мероприятий, проходящих под эгидой РАЭК. Автоматизация работы динамических экспертных групп и полевое исследование строятся на базе платформы RUNET-ID.com.

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 2018 ГОДА

Исследование 2018 года показывает динамику проникновения интернета в России, дает оценку объемов российских интернет-рынков, раскрывает основные направления развития регуляторной среды в области высоких технологий и дает их отраслевую оценку, дает оценку объемов рынка труда, а также описывает главные векторы развития цифровых технологий.

В исследовании оценивается вклад экономики Рунета в ВВП России, раскрывается картина динамики ее развития, выделяется структура, тренды, точки роста и сдерживающие факторы.

Акценты исследования 2018 года:

— Объемы и тренды развития основных российских интернет-рынков
— Глобальные тренды развития цифровой экономики и их влияние на Россию и российских бизнес
— Роль государства в поддержке и регулировании интернет-рынков
— Анализ законодательных инициатив в 2018 году
— Российский рынок доменов и инфраструктуры
— Социальные сети
— Мобильная экономика России
— Экосистема ИТ-предпринимательства и стартапов России
— Экономика совместного потребления
— Российский рынок Больших Данных
— Новые технологические тренды и их развитие в России

ОТЧЕТ И БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Подробный отчет в рамках ежегодного исследования "Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России" за 2018-2019 год: комментарии экспертов, выводы и прогнозы, инфографика и аналитические материалы – представлены в одноименной печатной брошюре.

По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры (бесплатно).

ПРИЛОЖЕНИЕ: ПРАВОВОЙ ДАЙДЖЕСТ

Также важной составляющей исследования и отчета выступает регулярный Дайджест "Право в IT" (подробнее о Дайджесте и архив его выпусков: http://raec.ru/activity/analytics/9882/).

Приложением к исследованию "Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России" за 2018-2019 год является Дайджест "Право в IT", в котором представлен анализ всех законов и законопроектов за 2018 год.

Этот отчет также был выпущен Аналитическим отделом РАЭК в виде одноименной печатной брошюры "Право в IT (2018 год)".

По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры-приложения (бесплатно).

СКАЧИВАЕМЫЕ PDF-ВЕРСИИ


Экономика Рунета 2018 (PDF, 3.52 MB)


Дайджест "Право в IT: 2018 год (PDF, 511.47 КB)

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

АУДИТОРИЯ РУНЕТА

Аудитория Рунета в 2018 году выросла на 3% относительно предыдущего года и составила 90 млн человек или 74% населения страны. 86% населения России пользуются интернетом каждый день. Средний пользователь проводит в сети более 3 часов в день, из которых порядка 100 минут составляет desktop-web, 98 минут уходит на мобильные приложения и 24 минуты на mobile-web.

Увеличение частоты использования интернета наряду с ростом времени, проводимом пользователями в сети, являются основными аудиторными трендами 2018 года. Еще один важный тренд, продолжающийся уже несколько лет - увеличение доли мобильной аудитории. В 2017 году аудитория интернета на мобильных устройствах в России впервые обогнала аудиторию на стационарных компьютерах, в 2018 году этот тренд сохранился. В 2018 году mobile опередил desktop и по эксклюзивной аудитории на устройствах.

СЕГМЕНТ МАРКЕТИНГА И РЕКЛАМЫ

Сегмент маркетинга и рекламы является самым большим по структуре сегментом интернет-экономики. В составе данного сегмента анализируются 5 рынков:

1. рынок контекстной рекламы (поисковая реклама, а также perfomance, CPA, таргетированная реклама в соцсетях, лидогенерация);
2. рынок медийной рекламы (услуги по размещению рекламы внутри медиаконтента);
3. рынок web-разработки и мобильной рекламы (услуги в области разработки интернет-сайтов и мобильных приложений, включая дизайн и стиль, тестирование и проектирование их «юзабилити» и т.д.);
4. рынок видеорекламы (услуги по размещению видеорекламы внутри размещаемого видеоконтента: на хостингах видео, в онлайн-кинотеатрах и т.д.)
5. рынок контент-маркетинга (услуги по продвижению товаров и услуг, связям с общественностью в социальных медиа, а также услуги аналитических сервисов, услуги в области улучшения «видимости» сайтов в результатах поиска через поисковые системы и магазины приложений (не включая таргетированную рекламу))

Сегмент маркетинга и рекламы в 2018 году вырос на 17,3% и составил 292,9 млрд руб. В составе сегмента по-прежнему высокими темпами растет рынок видеорекламы, однако по темпам роста его догнал (и обогнал) рынок контент-маркетинга и маркетинга в социальных сетях.

Сегмент электронной коммерции

Сегмент электронной коммерции объединяет три взаимосвязанных рынка, которые используют интернет как платформу для продажи товаров и услуг:

онлайн-ритейл;интернет-продажа туристических услуг;продажа услуг через интернет (включая платформы совместного потребления).

Отдельно оценивается рынок электронных платежных услуг (эквайринг, агрегаторы платежей, ОФД и т.д.), объем которого не учитывается в общем объеме сегмента электронной коммерции из-за большой доли пересечения с другими рынками в части платежей за товары и услуги.

По итогам 2018 года объем сегмента составил 1953,4 млрд руб. с ростом 17,3% относительно 2017 года. Темпы роста немного замедлились по сравнению с периодом 2013-2017 года, когда сегмент в среднем рос на 30% в год. Это связано, в первую очередь, с замедлением темпов роста самого большого рынка в составе сегмента - рынка онлайн-ритейла, на который, в свою очередь оказывает влияние общее снижение покупательной способности населения. При этом довольно высокими темпами растет рынок услуг и сервисов в интернете, который в этом году было принято решение разбить на 3 отдельных направления: транспортные услуги и доставка готовой еды; билеты на мероприятия; профессиональные и бытовые услуги. Лидер роста - рынок электронных платежных услуг, объем которого по итогам 2018 года увеличился на 37,7% и оценивается экспертами в 1125 млрд руб.

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ СЕГМЕНТ

В инфраструктурном сегменте анализируются следующие рынки:

1. рынок доменов (предоставление доменных имен в интернете);
2. рынок хостинга (кроме облачного, услуги по предоставлению вычислительных мощностей для размещения и/или хранения информации на серверах, постоянно находящихся в интернете);
3. рынок SaaS (модель продажи и использования программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через интернет);
4. рынок инфраструктуры (услуги по предоставлению виртуализованной инфраструктуры и вычислительных мощностей, платформ для размещения, разработки и управления приложениями, базами данных, веб-сервисами, постоянно находящимися в интернет).

В 2018 году инфраструктурный сегмент продемонстрировал рост на 17,3%, его объем достиг 106,2 млрд руб. темпы роста сегмента сохранились на уровне прошлого года, основным драйвером роста сегмента являются рынки облачных услуг и технологий. Доверие к облачным сервисам со стороны бизнеса растет, и вслед за крупными компаниями удаленными дата-центрами и предоставляемыми ими сервисами начинают пользоваться и компании СМБ.

СЕГМЕНТ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА

При анализе сегмента цифрового контента учитываются объемы рынков:

1. онлайн-видео (продажа, прокат и подписка на доступ к потоковому вещанию легального видеоконтента через интернет, за исключением модели AVOD, которая учитывается в составе рынка видеорекламы сегмента Маркетинг и реклама)
2. онлайн-музыка (продажа, прокат и подписка на доступ к потоковому вещанию легального аудиоконтента через интернет)
3. онлайн-игры (доставка игр через Интернет, включая игры в социальных сетях, консолях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений)
4. электронные книги (продажа и подписка на электронные книги)

Объем сегмента цифрового контента по итогам 2018 года составил 75 млрд руб., рост 7,1% относительно 2017 года. По объёму самым большим рынком в составе сегмента остается рынок онлайн-игр, однако лидером по темпам роста уже несколько лет подряд является рынок электронных книг. Рост рынка цифрового контента стимулирует увеличение скорости передачи данных, расширение числа доступных устройств, постепенное формирование у пользователей привычки платить за контент.

АРХИВ (2011-2018)

2017-2018

2015-2016

2014-2015

2013-2014

2012-2013

2011-2012