Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2019

Все аналитические проекты

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование “Экономика Рунета / Экосистема цифровой экономики России 2019” – восьмой регулярный отчет о состоянии и развитии интернет-экономики России и его влиянии на смежные отрасли.

Исследование проводится на ежегодной основе с 2011 года, его результаты презентуются в конце каждого года (как правило, в ходе ежегодных декабрьских конференций РАЭК “Рунет: итоги года”), дополняются комментариями и прогнозами экспертов и собираются в подробный аналитический отчет. Также данные исследования в значительной мере ложатся в основу ежегодного отраслевого доклада “Рунет сегодня”, который представляется РАЭК в ходе открытия Российского Интернет Форума в апреле.

Основные цели исследования – систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России; выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети; оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне; влияние интернета на смежные отрасли; описание Экосистемы цифровой экономики (по методике Хабов, Срезов и Уровней) и ежегодные измерение ее основных составляющих.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Вплоть до 2016 года носило название “Экономика Рунета”.

В 2016 году было принято решение о расширении сферы исследования и его названия исследования: «Экономика Рунета / Экосистема Цифровой экономики России». С этого момента был окончательно закреплен новый акцент исследования: изучение и описание влияния интернет-экономики на офлайн (связанные с интернетом рынки).

Была дана отраслевая формулировка “Цифровой экономики” (сумма тех рынков, где добавленная стоимость товаров и услуг создается с использованием цифровых / информационных технологий).

Также была разработана методика описания и измерения Экосистемы цифровой экономики (Хабы / Срезы / Уровни) и был дан старт ее ежегодному измерению.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование реализовано аналитическим отделом РАЭК с максимальным подключением экспертного сообщества и ведущих игроков Рунета.

Ежегодные работы по проведению исследования “Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики России” включают в себя масштабные мероприятия с участием сотен отраслевых экспертов, а также аналитиков смежных отраслей, входящих в Экосистему Цифровой Экономики России.

Значительная часть экспертной работы реализуется в ходе крупнейших отраслевых мероприятий, проходящих под эгидой РАЭК. Автоматизация работы динамических экспертных групп и полевое исследование строятся на базе платформы RUNET-ID.com.

ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 2019 ГОДА

Исследование 2019 года показывает динамику проникновения интернета в России, дает оценку объемов российских интернет-рынков, раскрывает основные направления развития регуляторной среды в области высоких технологий и дает их отраслевую оценку, дает оценку объемов рынка труда, а также описывает главные векторы развития цифровых технологий.

В исследовании оценивается вклад экономики Рунета в ВВП России, раскрывается картина динамики ее развития, выделяется структура, тренды, точки роста и сдерживающие факторы.

Одним из главных акцентов исследования 2019 года стала презентация четырех сценариев развития российской интернет-экономики в период с 2011 по 2019 год и прогноз динамики ее роста на 2020 год с учетом влияния кризиса, вызванного пандемией коронавируса, а также резким падением курса рубля. 

Также в исследовании представлены:

— Объемы и тренды развития основных российских интернет-рынков
— Глобальные тренды развития цифровой экономики и их влияние на Россию и российских бизнес
— Роль государства в поддержке и регулировании интернет-рынков
— Анализ законодательных инициатив в 2019 году
— Российский рынок доменов и инфраструктуры
— Социальные сети
— Мобильная экономика России
— Экономика совместного потребления
— Применение искусственного интеллекта российским бизнесом

ОТЧЕТ ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование 2019 года будет выпущено полностью в онлайн-формате. Все цифры и выводы исследования размещены на странице экономикарунета.рф

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ВКЛАД ЭКОНОМИКИ РУНЕТА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ В 2019 ГОДУ СОСТАВИЛ 6,4 ТРЛН РУБЛЕЙ.

Вклад основных сегментов составил 4,7 трлн рублей, показав прирост на 19% относительно 2018 года. Вклад отдельных сегментов: маркетинг и реклама - 314 млрд руб.; инфраструктура - 126,8 млрд руб.; электронная коммерция - 4172,8 млрд руб.; электронный контент - 5,7 млрд руб. Непосредственный вклад мобильной экономики оценивается в 1,7 трлн рублей.

По данным Mediascope в феврале 2020 года аудитория Рунета составила 96,7 млн человек или 79% населения страны:

— Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 4,2%
— 90% пользователей интернета заходят в сеть каждый день
— Аудитория мобильного интернета в России составляет 86,2 млн человек или 70,5% населения страны, а эксклюзивная аудитория составляет 34 млн человек
— Мобильный телефон является основным источником интернет-трафика, а десктоп продолжает терять аудиторию  

ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ РУНЕТА

Инновационный (до 2014 года) - формирование рынков, резкий рост до 50% в год
Негативный (2014-2015 годы) - влияние общеэкономического кризиса 2014-2015 гг. Двукратное снижение темпов роста.
Стабилизационный (2016-2019 годы) - восстановление после кризиса и переход к устойчивому росту в среднем на 15-20% в год
Кризисный (2020-?) 

В 2020 ГОДУ НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНА РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕДНИХ ДВУХ СЦЕНАРИЕВ: НЕГАТИВНОГО (РОСТ 6-10%) ИЛИ КРИЗИСНОГО (РОСТ ДО 6%).

Негативные внешние факторы:

— пандемия COVID-19
— падение курса рубля
— глобальное переформатирование экономики и общественных отношений, политика

Скорость происходящих изменений пока не позволяет дать точные прогнозы. Существуют опасения, что экономический кризис будет намного глубже, чем кризис 2014-2015 гг.

Поэтому мы вводим 2 градации КРИЗИСНОГО сценария 2020 года:

Кризисный (умеренный): 6-10% роста за счет 1 и 4 кварталов года
Кризисный (негативный): от 0 до 5% роста с отрицательной динамикой некоторых рынков

Факторы, влияющие на реализацию той или иной градации:

— масштабы эпидемии (количество заболевших/смертность)
— предпринимаемые меры поддержки бизнеса
— цены на нефть / курс рубля
— сроки выхода из режима самоизоляции / карантина

Ожидаемые негативные тенденции:

— замораживание или сворачивание наименее доходных проектов
— урезание бюджетов на развитие, маркетинг
— сокращение персонала
— падение реальных доходов и покупательной способности населения
— уход с рынка мелких и крупных игроков
— заморозка инвестиций

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ СЕГМЕНТОВ ЭКОНОМИКИ РУНЕТА НА 2020 ГОД

МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА

Сценарий “до событий марта 2020”:

+18% по итогам 2020 года
370 млрд руб. - прогнозируемый объем

Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:

+10% по итогам 2020 года
346 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

— отказ от рекламных размещений либо перенос рекламных кампаний на более поздние сроки
— отказ от экспериментов с рекламными форматами, переориентация бюджетов на более дешевый инвентарь
— наиболее сильное падение ожидается на рынке медийной рекламы

Факторы поддержки:

— Повышение доступности рекламных кампаний за счет дешевого инвентаря
— Востребованность контекстной рекламы и других Performance-форматов
— перенос рекламных кампаний из офлайна в онлайн
— рост рекламной активности со стороны наименее затронутых кризисом игроков (онлайн-обучение, фуд-ритейл и доставка готовой еды, сервисы с развлекательным контентом)

ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ

Сценарий “до событий марта 2020”:

+18% по итогам 2020 года
4912 млрд руб. - прогнозируемый объем

Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:

+6% по итогам 2020 года
4426 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

— падение количества заказов и величины среднего чека. Товарные категории в группе риска: одежда и обувь, товары для отдыха и путешествий, бытовая и аудио/видео техника. Наименьшее снижение ожидается по группам товаров “первой необходимости”: продукты питания и доставка готовой еды, товары для здоровья, детские товары, зоотовары
— перебои с поставками товаров из-за рубежа и существенное повышение их стоимости
— нулевая или отрицательная динамика рынка онлайн-тревел, транспортных услуг

Факторы поддержки:

— сохранение спроса на отдельные группы товаров
— снятие ограничений на дистанционную торговлю лекарственными средствами
— формирование привычки к онлайн-покупкам
— C2C-коммерция
— онлайн-образование и дистанционное обучение
— рост доли безналичных платежей

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ СЕГМЕНТ

Сценарий “до событий марта 2020”:

+21% по итогам 2020 года
153 млрд руб. - прогнозируемый объем

Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:

+8% по итогам 2020 года
137 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

— сворачивание долгосрочных проектов по развитию инфраструктуры
— снижение доходов регистраторов доменов из-за невозможности клиентов оплачивать их услуги
— дополнительные издержки в связи с реализацией регуляторных требований

Факторы поддержки:

— рост спроса на облачные технологии в связи с массовым переходом на удаленную работу
— необходимость выполнения положений законодательства в части локализации хранения данных

ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ

Сценарий “до событий марта 2020”:

+14% по итогам 2020 года
98 млрд руб. - прогнозируемый объем

Сценарий “с учетом событий марта-апреля 2020”:

+8 по итогам 2020 года
93 млрд руб. - прогнозируемый объем

Ожидаемые негативные тенденции:

— падение доходов от размещения рекламы
— снижение платящей доли аудитории

Факторы поддержки:

— рост потребления контента
— повышение вовлеченности аудитории
— потоковые сервисы с оплатой за подписку
— рост игрового сегмента, в том числе за счет привлечения новых пользователей

АРХИВ (2011-2018)

2018-2019

2017-2018

2015-2016

2014-2015

2013-2014

2012-2013

2011-2012