Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Аналитический отдел РАЭК провел анализ российского рынка SMS-рассылок в разрезе структуры рынка, а также основных игроков. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, вызванными обновленной ценовой политикой операторов сотовой связи и внесенными поправками в закон «О связи» касательно незаконных SMS-рассылок.

Услуга SMS входит в международный стандарт сотовой связи и предполагает широкий охват аудитории, обусловленный высокой степенью проникновения сетей сотовой связи. Несмотря на распространение мобильных мессенджеров, SMS остается популярным сервисом и является средством гарантированной доставки сообщения, что позволяет им оставаться важной составляющей бизнеса банков, платежных систем, розничной и интернет-торговли и проч.

SMS-рассылки как составляющая мобильного маркетинга является неотъемлемой частью статей расходов банковских компаний и компаний розничной торговли, которые исконно являются самыми крупными сегментами в структуре рынка SMS-рассылок, а следовательно вносят свой вклад в экосистему экономики Рунета, а именно – формирование объема интернет-зависимых рынков.

Доходы от SMS в России еще в течение нескольких лет будут существенно превышать доходы от OTT-сервисов, несмотря на значительное снижение доходов операторов от SMS на фоне увеличения проникновения мессенджеров.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура рынка SMS-рассылок сильно изменилась за последние года. В середине 2014 года на рынке остались только официальные игроки.

По оценкам аналитиков РАЭК объем трафика в 2014-2015 годах составил 48 млрд. сообщений. Значимого увеличения объемов трафика не произошло.

Тарифная политика операторов ужесточилась: стоимость закупки SMS-трафика выросла и стала единой для специализированных агентств и заказчиков SMS-рассылок.

В связи с устранением проблемы спама, общий объем трафика, проходящего в рамках услуг SMS-информирование и SMS-реклама в России, в 2014 году снизился более чем в два раза по сравнению с 2013 годом, когда было достигнуто пиковое значение (83 млрд. сообщений в год, AC&M Consulting).

Рост трафика в 2015 году по отношению к 2016 году не произошел в том числе и по причине падения покупательской способности населения во второй половине 2015 года. В связи с чем традиционные маркетинговые акции, приуроченные к празднованию Нового года были отменены или сокращены.

По итогам первого полугодия 2016 года общий трафик составляет около 20 млрд. сообщений. Рост на трафика на 5% вызван восстановлением экономики страны, увеличением покупательской способности населения и расширением географии сервисов, использующих SMS-информирование (в частности, онлайн-такси).

Прогноз на 2016-2017 гг. – трафик A2P начинает расти, но среднегодовые темпы роста составляют единицы процентов, происходит стагнация рынка и можно говорить о насыщении рынка в среднесрочной перспективе.

По итогам 2015 года объем российского рынка SMS-рассылок в деньгах составил порядка 14,5 млрд. рублей. По прогнозам аналитиков РАЭК в 2016 году рынок вырастет на 25% вследствие увеличения средней стоимости SMS-сообщения. Дальнейший рост прогнозируется на уровне 10% год к году.

Большая часть потребителей сервиса SMS-рассылок подключена через агрегаторов, примерно шестая часть (17%) клиентов (по объему трафика) подключены напрямую к операторам.

Наиболее крупными представителями рынка являются компании MFMSolutions, SMS-трафик, DevinoTelecom, Инстам, Rapporto, Связной Загрузка, которые занимают более 90% рынка операторов мобильного маркетинга.

По оценкам аналитиков РАЭК, суммарный ежемесячный трафик A2P составляет около 3,2 млрд. SMS в месяц, что соответствует 13-15 сообщениям на абонента.

В структуре всех SMS-рассылок наиболее значительными сегментами являются банковские SMS-рассылки и SMS-рассылки компании розничной торговли, в которые входит сегмент рекламных сообщений. В настоящее время на эти сегменты в совокупности приходится 90% всего трафика.

   ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИССЛЕДОВАНИЯ »

РАБОТА С ЭКСПЕРТАМИ

В основу исследования легли результаты международных аналитических исследований, кабинетное исследование рынка, данные отрасли, включая закрытые и открытые источники информации, накопленная экспертиза РАЭК, официальная публикуемая отчетность, корпоративная отчетность и пресс-релизы компаний, рыночные тренды, а также многочисленные собственные источники.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование опубликовано в августе 2016 года.

КОНТАКТЫ

Организатором и российским экспертным офисом исследования выступает Ассоциация Электронных коммуникаций – РАЭК
www.raec.ru
+7 (495) 950-5651
analytic@raec.ru