Курьерская доставка “последней мили” в России

Все аналитические проекты

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела исследование рынка курьерской доставки “последней мили” в России. В ходе исследования была проведена оценка объемов рынка в деньгах и заказах, а также оценка экосистемы компаний, присутствующих на рынке.

Рынок курьерской доставки “последней мили” объединяет компании, предоставляющие услуги  экспресс и срочной курьерской доставки непосредственно до конечного потребителя:

— товаров (преимущественно доставка в сфере электронной коммерции);
— документов, корреспонденции, посылок;
— готовых блюд из ресторанов;
— продуктов питания и товаров FMCG (e-Grocery).

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ЛЕТНЕЙ ВОЛНЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование показало, что объем рынка курьерской доставки “последней мили” составляет порядка 21% от объема рынка внутригородской доставки, который включает в себя также доставку в ПВЗ и постаматы, доставку товаров на склады / со складов торговых предприятий, грузовую доставка крупногабаритных товаров и грузов по городу и аутсорсинг грузовой доставки B2B.

В 2022 году объем рынка курьерской доставки “последней мили” в деньгах составил 1,7 трлн руб., увеличившись на 25% по сравнению с 2021 годом. Всего за 2022 год курьерами “до двери” было доставлено 1,16 млрд заказов.

Лидирующим сегментом на рынке является сегмент доставки товаром электронной коммерции, на который в 20220 году пришлось более 46% объема рынка в деньгах и почти 34% объема рынка в заказах. При этом основной объем заказов в данном сегменте доставляется крупнейшими маркетплейсами и собственными курьерскими службами магазинов. Наиболее быстрорастущий сегмент - доставка питания и товаров FMCG, который в 2022 году показал рост на 66% в деньгах относительно 2021 года.

Исследование показало, что рынок курьерской доставки “последней мили” характеризуется развитой конкуренцией во всех сегментах. На рынке действует более 1700 компаний с обширным региональным присутствием и широким спектром услуг. Более половины всех организаций зарегистрировано в пяти регионах: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область (включая Новосибирск) и Свердловская область (включая Екатеринбург). Почти 30% организаций находятся в Москве.

ТОП-10 B2C-компаний, имеющих собственную доставку или использующих услуги внешних партнеров, на рынке представляют, в основном, крупные маркетплейсы, а также продуктовые ритейлеры. Кроме того, на рынке действует также широкий спектр компаний, специализирующийся на курьерской доставке и оказывающий эту услугу в качестве внешнего партнера для компаний из различных отраслей, включая офлайн и онлайн-ритейлеров. Это как крупные компании с обширной сетью доставки, так и большое число более мелких игроков, работающих в различных регионах России.

Профессия курьера - один из наиболее значимых элементов в экосистеме курьерской доставки. Резкий рост спроса на курьеров начался в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 и развитием сервисов доставки. 

Быстрый рост и конкуренция на рынке стимулирует игроков внедрять дополнительные меры, направленные на привлечение курьеров, включая гибкий график работы, различные материальные бонусы (выплаты за количество и / или качество выполненных заказов, доплаты за повышенную нагрузку, скидки на приобретение товаров и т.д.); внедрение систем страхования для самозанятых курьеров; различные программы обучения; предоставление бесплатной корпоративной одежды; скидки на приобретение или аренду велосипедов и самокатов; возможность оставлять чаевые в приложении; организацию мест для отдыха; компенсацию затрат на мобильную связь.

Таким образом, соискатели работы в сфере курьерской доставки могут выбирать потенциального работодателя из большого числа компаний, ориентируясь как на присутствие компании в их регионе, так и на различные дополнительные бонусы, предлагаемые игроками рынка.

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Полная версия исследования доступна по ссылке (PDF, 327 KB)

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование основано на анализе открытых источников, включая данные официальной статистики, отчетность компаний, публикации в СМИ, базы данных российских компаний, экспертные оценки, а также исследования аналитических агентств, отраслевых ассоциаций и игроков рынка (Data Insight, РБК Исследования рынков, Infoline и др.) и на собственных экспертных оценках аналитического отдела РАЭК.