Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Консорциум международных экспертов провел анализ развития такси в крупнейших городах мира. В основу исследования легли данные от департаментов транспорта нескольких мегаполисов мира, среди которых Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Париж, Москва, Шанхай, Токио и Стамбул. Инициаторами и координаторами исследования выступили АНО Цифровая экономика, Гильдия такси при Московской торгово-промышленной палате и Российская ассоциация электронных коммуникаций.

По результатам исследования, Москва вошла в число городов-лидеров по таким параметрам, как время подачи машины и возраст автомобильного парка – в столице он один из самых молодых. Кроме того, у Москвы самый высокий показатель по доходу водителей такси, он составляет от 40% стоимости каждой поездки (для сравнения, в Нью-Йорке – 25%).

Власти городов из группы «прогрессивной» модели регулирования сделали акцент на введении квалификационных требований к водителям – стаж, возраст, необходимость проходить систему экзаменов и медицинские тесты. Кроме того, эти города вводят нормативы по времени нахождения водителей на линии, а также вводят строгие требования к возрасту и состоянию автомобиля.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование показывает, что города, которые применяют «прогрессивные» механизмы регулирования, показывают устойчивые преимущества по всем показателям. Так, при использовании рыночного подхода снижается время подачи машины (в 2,2 раза быстрее, чем в городах с традиционной моделью), уменьшается стоимость поездки (в два раза). Кроме того, в городах, где применяется консервативная модель регулирования, гораздо выше уровень нелегального извоза (до 50% от всех поездок такси).

В ходе исследования эксперты выделили ключевые области для развития московского такси. Это, в первую очередь, дальнейшее развитие безопасности, увеличение доступности для маломобильных граждан, а также фокус на экологичность за счет развития таксомоторных перевозок на альтернативном топливе, в том числе с привлечением электромобилей.

БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры:


Такси в крупнейших городах: роль и опыт регулирования (PDF, 5.58 MB)

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Такси играет значимую роль для жителей и городов.

— Занимает до 10% пассажиропотока в городах-лидерах.

— Выполняет уникальную роль в транспортной системе: ночные поездки (до 60% ночного пассажиропотока), связь с транспортными узлами (до 40% трафика аэропортов), перевозки маломобильных пассажиров, мобильность жителей отдаленных районов с низкой плотностью населения.

— Обеспечивает до 5% занятости экономически активного населения.

2. Такси содействует замещению личных автомобилей и не конкурирует с городским транспортом

— Во всех городах-лидерах доля общественного транспорта в пассажиропотоке растет (например, Сингапур +5 п.п., Лондон +2 п.п. c 2011 по 2018 г.).

— Существует кратная разница в стоимости поездок такси и общественного транспорта (напр., в Нью-Йорке – в 5 раз, в Москве – в 11 раз).

— Развитие сервисов e-hailing позволило значимо улучшить доступность и удобство такси (скорость подачи снизилась с 20+ минут до 5-7 минут).

3. Взрывной рост такси с 2011 г. поставил перед городами ряд вызовов, связанных с обеспечением безопасности и удержанием уровня оплаты труда водителей. В ответ города применяли одну из двух моделей регулирования: а) “Консервативная” (Стамбул, Токио, Шанхай) и б) “Прогрессивная” (Нью-Йорк, Лондон, Сингапур)

а) “Консервативные” города сохранили устоявшиеся механизмы регулирования (ограничение количества лицензий, ограничение или полный запрет PHV2). Это привело к негативным последствиям для всех участников рынка:

Жители: долгая подача (в 2,2 раза дольше чем в «прогрессивных» городах), высокая стоимость поездки (в 2 раза дороже чем в «прогрессивных» городах)

Водители: заработок ниже, т.к. до 25% стоимости поездки уходит владельцам/операторам лицензий (политики, бизнесмены или фин. институты)

б) “Прогрессивные” города используют рыночные механизмы регулирования: повышают порог входа в профессию через квалификационные требования (стаж, возраст, система экзаменов, медицинские тесты), применяют нормативы по времени на линии (10-16 часов), а также требования к автомобилю (возраст, экологичность и оборудование для маломобильных жителей). При этом отказываются от регулирования цен и ограничения количества лицензий на PHV. Для контроля используют выделенный ресурс регуляторов, системы штрафных баллов для водителей, платформы онлайн-мониторинга показателей.

4. Москва находится на стадии становления рынка такси (3,3% от пассажиропотока в 2018 г., Сингапур – 10%, Нью Йорк – 8%). Лидирует по удобству и качеству сервиса такси (один из самых молодых парков в мире, лидер по времени подачи машины), заработку водителя (40%+ стоимости поездки, в Нью-Йорке – 25%3). Потенциальные направления развития регулирования такси в Москве:

— Безопасность: повышение требований к квалификации водителя при отборе (напр., кол-во ДТП за прошлые 1-2 года, возраст, аккредитация, тесты на алкоголь и наркотики) и во время работы, введение нормативов по времени на линии, создание онлайн-платформы сбора и анализа данных о поездках

— Доступность сервиса для маломобильных граждан: требование по доле и скорости подачи оборудованных автомобилей, субсидирование

— Экология: субсидирование экологичных автомобилей (газ и электрокары).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Москва вошла в число ведущих городов мира по безопасности поездок и доступности такси (партнерское исследование РАЭК)

Ведомости& — партнерский спецвыпуск
PDF версия

В Сочи с 10 по 11 октября состоится Всероссийская конференция TAXI — 2019

"Шашечки" и ехать. Россияне стали чаще пользоваться услугами такси