Фудшеринг в России

Все аналитические проекты

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование “Фудшеринг в России” реализовано  кластером РАЭК // Sharing Economy совместно с ТИАР-Центр и продолжает ряд исследований по теме экономики совместного потребления, начатый в 2017 году исследованием Sharing Economy 2017.

Фудшеринг – это экологическое движение, которое помогает организациям перестать выбрасывать еду, а людям – получать ее бесплатно и помогать другим. В основе движения лежат онлайн-сервисы, которые помогают распределять продукты питания между членами сообщества. Пользователи могут размещать информацию об имеющихся продуктах, их количестве, местонахождении и договариваться об их безвозмездной или возмездной передаче. 

Спецификой продуктов, с которыми работает фудшеринг, является истекающий срок годности. Онлайн-платформы придают продуктам мобильность, предотвращая их переход в статус отходов. Таким образом, фудшеринг является эффективным способом предотвратить нерациональное использование продуктов питания. 

БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры:


Фудшеринг в России (Rus, PDF, 2.84 MB)
Фудшеринг в России (Eng, PDF, 2.75 MB)

ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пищевые отходы – это колоссальные финансовые потери. Исследование оценивает стоимость ежегодно выбрасываемой еды в 1,64 млрд руб.

17 млн тонн пищевых отходов образуется в России ежегодно на этапе розничной реализации и потребления населением. Это около 28% твердых коммунальных отходов

94% пищевых отходов направляется на полигоны и свалки, где загрязняет почву, воду, и воздух. 17 млн тонн ежегодно выбрасываемой еды выделяет порядка 2,4 млн тонн метана – сильного парникового агента.

17 млн тонн еды было бы достаточно, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года. Это значительно превосходит количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума (20,9 млн человек).

Порядка 7 тыс. тонн еды было спасено в России благодаря фудшерингу в 2018 г. По оценкам РАЭК и ТИАР-Центра, этот объем может вырасти до 1 млн тонн уже к 2024 г. 

Для реализации потенциала фудшеринга в России необходимо три ключевых компонента:

Комфортное государственное регулирование, связанное с определением статуса продукции для фудшеринга и ее налогообложением. Исследование дает карту регуляторных барьеров, препятствующих развитию онлайн-сервисов по распределению продуктов питания.

Развитие технологических платформ, обеспечивающих быстрый рост количества участников и мобильность в распределении еды. В течение 2018-2019 гг. в России появилось несколько фудшеринговых стартапов (EatyEat, Food Hide, Алисок) некоторым удалось привлечь первые инвестиции.

Нацеленность бизнеса, работающего с продуктами питания, на максимально эффективное их использование. Сегодня крупные розничные сети и производители продуктов питания (включая Х5 Retail Group, Дикси, PepsiCo, Danone, Cargill и др.) сотрудничают с благотворительными организациями, занимающимися распределением продовольствия среди нуждающихся (крупнейший из них, Фонд продовольствия «Русь», спасает около 4,6  тыс. тонн в год). Однако объем распределения еды составляет менее сотой доли процента от продуктов с истекающим сроком годности.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФУДШЕРИНГА В РОССИИ И ДОСТИЖЕНИЕ ОБЪЕМА СПАСЕННОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В 1 МЛН ТОНН ЕЖЕГОДНО – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕДОЙ ОКОЛО 1,3 МЛН НУЖДАЮЩИХСЯ РОССИЯН, ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫБРОС 143 ТЫС. ТОНН МЕТАНА, А ТАКЖЕ СДЕЛАТЬ БИЗНЕС НА ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ С ИСТЕКАЮЩИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ ОБЩЕЙ СТОИМОСТЬЮ ПОРЯДКА 85 МЛРД РУБ.

Развитие модели фудшеринга в полной мере соответствует целям в области устойчивого развития ООН и несет обществу тройную пользу:

Спасенные продукты передаются людям, которые в них заинтересованы, в том числе нуждающимся.
Рационально используются природные и трудовые ресурсы (вовлекая меньше ресурсов, можно накормить большее количество людей).
Сокращается объем пищевых отходов.

Фудшеринг в России развивается гораздо более медленными темпами, чем другие сегменты экономики совместного потребления. Сегодня этот сектор воспринимается прежде всего как благотворительность, а не как бизнес. Однако международный опыт (Olio, Karma App) показывает, что социальная и коммерческая цели могут успешно сочетаться.

АРХИВ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЭСП В РОССИИ

Экономика совместного потребления в России 2018
Экономика совместного потребления в России 2017
Регуляторная среда экономики совместного потребления в России

КОНТАКТЫ

Антон Губницын
Руководитель кластера РАЭК/ Экономика совместного потребления, генеральный директор ТИАР-Центра
gubnitsyn@tiarcenter.com
www.tiarcenter.com

Аналитический отдел РАЭК
analytics@raec.ru
a.raec.ru