Фудшеринг в России
Содержание
ОБ ИССЛЕДОВАНИИБРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯАРХИВ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЭСП В РОССИИКОНТАКТЫВсе аналитические проекты
- Настроения ИТ-специалистов в России
- Курьерская доставка “последней мили” в России
- Социальные медиа в России: аудитория в феврале-марте 2022 года
- Влияние доставки, готовой еды и продуктов питания на бизнес, общество и городскую среду
- ESG-подход к решению проблемы нерационального использования продовольствия в России
- Экосистема Цифровой Экономики / Экономика Рунета
- Мобильная экономика России
- Дайджест “Право в ИТ”
- ИНТЕРНЕТ В РОССИИ: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический отчет
- «Будущее работы и рабочих мест»
- Искусственный интеллект: подходы к разработке этичных решений
- Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект
- Искусственный интеллект в ритейле: практика российского бизнеса
- Экосистема мобильной экономики: влияние экономики мобильных приложений на рынок труда в России
- Новые акценты цифровой трансформации: как весна 2020 повлияет на российский бизнес
- Россия и устойчивое цифровое развитие
- Большие данные в маркетинге и интернет-рекламе
- Экосистема онлайн-кинотеатров России
- Правила чтения рейтингов 2019
- Такси в крупнейших городах мира: особенности работы и роль в транспортных системах
- Рейтинг Операторов Фискальных Данных 2018
- Киберугрозы, киберагрессия, кибербуллинг
- Экосистема индустриального интернета в России
- Экономика совместного потребления в России
- ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России
- Российский рынок SMS-рассылок: текущее состояние, перспективы, драйверы и барьеры развития
- Влияние 242-ФЗ на российский рынок ЦХОДов
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ
Исследование “Фудшеринг в России” реализовано кластером РАЭК // Sharing Economy совместно с ТИАР-Центр и продолжает ряд исследований по теме экономики совместного потребления, начатый в 2017 году исследованием Sharing Economy 2017.
Фудшеринг – это экологическое движение, которое помогает организациям перестать выбрасывать еду, а людям – получать ее бесплатно и помогать другим. В основе движения лежат онлайн-сервисы, которые помогают распределять продукты питания между членами сообщества. Пользователи могут размещать информацию об имеющихся продуктах, их количестве, местонахождении и договариваться об их безвозмездной или возмездной передаче.
Спецификой продуктов, с которыми работает фудшеринг, является истекающий срок годности. Онлайн-платформы придают продуктам мобильность, предотвращая их переход в статус отходов. Таким образом, фудшеринг является эффективным способом предотвратить нерациональное использование продуктов питания.
БРОШЮРА ПО ИТОГАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
По ссылке ниже можно скачать PDF-версию брошюры:
Фудшеринг в России (Rus, PDF, 2.84 MB)
Фудшеринг в России (Eng, PDF, 2.75 MB)
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Пищевые отходы – это колоссальные финансовые потери. Исследование оценивает стоимость ежегодно выбрасываемой еды в 1,64 млрд руб.
17 млн тонн пищевых отходов образуется в России ежегодно на этапе розничной реализации и потребления населением. Это около 28% твердых коммунальных отходов.
94% пищевых отходов направляется на полигоны и свалки, где загрязняет почву, воду, и воздух. 17 млн тонн ежегодно выбрасываемой еды выделяет порядка 2,4 млн тонн метана – сильного парникового агента.
17 млн тонн еды было бы достаточно, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года. Это значительно превосходит количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума (20,9 млн человек).
Порядка 7 тыс. тонн еды было спасено в России благодаря фудшерингу в 2018 г. По оценкам РАЭК и ТИАР-Центра, этот объем может вырасти до 1 млн тонн уже к 2024 г.
Для реализации потенциала фудшеринга в России необходимо три ключевых компонента:
— Комфортное государственное регулирование, связанное с определением статуса продукции для фудшеринга и ее налогообложением. Исследование дает карту регуляторных барьеров, препятствующих развитию онлайн-сервисов по распределению продуктов питания.
— Развитие технологических платформ, обеспечивающих быстрый рост количества участников и мобильность в распределении еды. В течение 2018-2019 гг. в России появилось несколько фудшеринговых стартапов (EatyEat, Food Hide, Алисок) некоторым удалось привлечь первые инвестиции.
— Нацеленность бизнеса, работающего с продуктами питания, на максимально эффективное их использование. Сегодня крупные розничные сети и производители продуктов питания (включая Х5 Retail Group, Дикси, PepsiCo, Danone, Cargill и др.) сотрудничают с благотворительными организациями, занимающимися распределением продовольствия среди нуждающихся (крупнейший из них, Фонд продовольствия «Русь», спасает около 4,6 тыс. тонн в год). Однако объем распределения еды составляет менее сотой доли процента от продуктов с истекающим сроком годности.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ФУДШЕРИНГА В РОССИИ И ДОСТИЖЕНИЕ ОБЪЕМА СПАСЕННОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В 1 МЛН ТОНН ЕЖЕГОДНО – ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕДОЙ ОКОЛО 1,3 МЛН НУЖДАЮЩИХСЯ РОССИЯН, ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫБРОС 143 ТЫС. ТОНН МЕТАНА, А ТАКЖЕ СДЕЛАТЬ БИЗНЕС НА ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ С ИСТЕКАЮЩИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ ОБЩЕЙ СТОИМОСТЬЮ ПОРЯДКА 85 МЛРД РУБ.
Развитие модели фудшеринга в полной мере соответствует целям в области устойчивого развития ООН и несет обществу тройную пользу:
— Спасенные продукты передаются людям, которые в них заинтересованы, в том числе нуждающимся.
— Рационально используются природные и трудовые ресурсы (вовлекая меньше ресурсов, можно накормить большее количество людей).
— Сокращается объем пищевых отходов.
Фудшеринг в России развивается гораздо более медленными темпами, чем другие сегменты экономики совместного потребления. Сегодня этот сектор воспринимается прежде всего как благотворительность, а не как бизнес. Однако международный опыт (Olio, Karma App) показывает, что социальная и коммерческая цели могут успешно сочетаться.
АРХИВ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ ЭСП В РОССИИ
— Экономика совместного потребления в России 2018
— Экономика совместного потребления в России 2017
— Регуляторная среда экономики совместного потребления в России
КОНТАКТЫ
Антон Губницын
Руководитель кластера РАЭК/ Экономика совместного потребления, генеральный директор ТИАР-Центра
gubnitsyn@tiarcenter.com
www.tiarcenter.com
Аналитический отдел РАЭК
analytics@raec.ru
a.raec.ru