ЦИФРОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ: Экосистема IT-предпринимательства и стартапов в России

Организатор исследования: РАЭК | Партнер исследования: Google | Стратегический международный партнер исследования: OC&C Consulting

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование является частью международного исследования экосистемы технологических стартапов в разных странах и проводится совместно совместно с международным исследовательским агентством OC&C Consulting при поддержке Google.

Данное исследование было инициировано с целью выявить, как можно усовершенствовать законодательство и регулирование в области технологического предпринимательства в Российской Федерации. В общей сложности данное исследование было проведено в отношении шести стран. Это, помимо Российской Федерации, Турция, Южно-Африканская Республика, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты и Королевство Саудовская Аравия.

В рамках исследования под термином «предприниматели» понимаются лица, чьей целью является создание стремительно развивающихся коммерческих предприятий для внедрения технических новинок, усовершенствования или преобразования существующих методик и технологий в определенных отраслях экономики.

В исследовании рассмотрены этапы жизненного цикла компаний, на которых происходит бурный рост их доходов и числа сотрудников, а также утверждение их конкурентных преимуществ. Предметом исследования стала предпринимательская деятельность, в основе которой лежат технологии, т.е. модели ведения бизнеса, основанные на технологиях, а также – гиперсвязанность между сетями, людьми, компаниями, предметами и техническими средствами.

На основании выработанных определений были выявлены факторы успеха технологического предпринимательства, которые были объединены в группы по девяти различным признакам. Некоторые из этих признаков позволяют объяснить преимущества деловой среды, поддерживающей технологическое предпринимательство, а другие указывают на достигнутые результаты.

Оценка уровня развития технологического предпринимательства в России проводится по отношению к определенным с этой целью странам-лидерам и странам-аутсайдерам. На примере этих стран была выявлена оптимальная методика достижения успеха и определены показатели, исходя из которых страны, пока не достигшие существенных успехов в этой области, смогут оценить уровень своего развития, определить порядок действий для достижения успеха и реализовать оптимальные с точки зрения их предпринимательских экосистем подходы. Это позволило рассмотреть положение дел в России с учетом актуального для нее контекста.

В рамках исследования даны рекомендации по улучшению инновационного климата и по созданию благоприятных условий для развития стартапов в России.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экосистема стартапов в России отличается широтой охвата и разнообразием, присутствием в различных отраслях экономики и реализацией различных типов бизнес-моделей.

В России существует порядка 700 технологических стартапов на разных стадиях развития.

79% всех российских стартапов находятся в Москве.

6 стартапов приходится на 1 млн человек городского населения.

62% от всех технологических стартапов России приходится на долю B2C-стартапов.

По количеству стартапов в экосистеме технологического предпринимательства лидируют отрасли электронной торговли (15% стартапов) и финансовых технологий (13%), при этом основными финансовыми услугами являются мобильные платежи и кредитование.

Наиболее быстро развиваются сферы электронной торговли и контента, в будущем пальма первенства перейдет к технологиям из категории «умный дом» и промышленным приложениям – предпосылки для этого создает громадный технологический потенциал России.

5% - доля предпринимателей, принимающих участие в разработке новой продукции или услуг и общего числа технологических предпринимателей в России.

Валовые внутренние расходы на НИОКР в России составляют 1,1% от ВВП, что ниже, чем в странах с развитой экосистемой предпринимательства, где этот показатель достигает 2%-4%. Основным направлением инвестиций в НИОКР являются разработки в области ИТ и коммуникационных технологий (за последние пять лет на эти разработки приходилось от 1,3% до 3,7% от всего объема инвестиций в НИОКР). На долю правительства приходится 31% от общей суммы расходов на НИОКР. 

В России более 150 бизнес-инкубаторов и технопарков, и более 90% из них находятся в государственной или муниципальной собственности.

На территории России действует 112 центров по передаче технологий, действующих на базе вузов и научно-исследовательских институтов в 49 регионах страны.

Россия занимает 26-е место в списке 190 стран по показателю легкости ведения бизнеса, согласно оценке Всемирного банка (World Bank’s Doing Business Index).

Привлекательность предпринимательской деятельности в России увеличивают высокий уровень подготовки кадров в сфере высоких технологий, общедоступное образование и твердое намерение правительства  превратить Россию в центр инновационных технологий мирового уровня.

Вместе с тем в России относительно низкие показатели по ряду факторов, в том числе по количеству стартапов и стоимостной оценке результатов их работы, а также по тому, что объекты интеллектуальной собственности, созданные на территории России, не получают достаточно широкого распространения.

Три основных направления совершенствования российской экосистемы технологического предпринимательства:

1. В российской научно-инновационной культуре пока не принято ценить деловые качества, без которых невозможно сформировать высокоразвитую экосистему технологического предпринимательства.

2. Действующие с недавних пор в России новые правила, регламентирующие цифровые технологии, окажут большое влияние на отрасль информационно-коммуникационных технологий и технологическое предпринимательство. Законодательство в этой сфере зачастую не отличается конкретностью формулировок и требует обширных комментариев.

3. Большинство частных российских компаний является сателлитами небольшого числа крупных корпораций, контролирующих львиную долю рынка, которые не понимают, зачем нужно развивать технологическое предпринимательство, и не ставят перед собой такую задачу. Такое положение дел существенно ограничивает возможности владельцев технологических компаний по входу на рынок на ранних этапах, по образованию партнерств, а также по привлечению инвестиций и продаже бизнеса

Основные рекомендации по укреплению предпринимательской экосистемы России:

1. Повышение уровня прибыли от инновация путем более активного привлечения представителей частного сектора
2. Повышение привлекательности предпринимательской деятельности за счет формирования культуры ведения бизнеса и признания заслуг
3. Разработка законодательства, обеспечивающего возможность надзора и непрерывной доработки

Первым шагом России на пути к технологическому предпринимательству можно считать статью «Россия, вперед!», опубликованную премьер-министром страны Дмитрием Медведевым в 2009 году, где формулировалась программа развития технологического предпринимательства. Следствием этой статьи стал рост объема инвестиций в технологическую отрасль и связанную с ней инфраструктуру.

Государственные инвестиции позволили создать инфраструктуру для сформированной на сегодня инновационной среды. На следующем этапе реформ необходимо обеспечить следующее:

— упор на повышение уровня подготовки технически грамотного персонала в области бизнеса и управления,
— повышение статуса бизнесменов и предпринимателей в глазах общественности,
— налаживание связей с крупными частными предпринимателями,
— оценка влияния действующего законодательства,
— формирование правовой базы с учетом необходимости увеличения числа подающих надежды стартапов, у которых есть перспективы стать крупнейшими компаниями в своей отрасли на внутреннем рынке.

С точки зрения внутреннего рынка, улучшение настроений потребителей и инвесторов повысит эффективность законодательных инициатив, предпринимаемых с целью формирования устойчивой предпринимательской экосистемы. На международном уровне улучшение геополитической обстановки и стабилизация внешнеполитического курса создаст дополнительные предпосылки экономического роста и увеличения объема инвестиций в мировую экономику.


ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ

РАБОТА С ЭКСПЕРТАМИ

Методика проведения исследования основана на рекомендациях международного исследовательского агентства OC&C Consulting, которое проводит похожие исследования по всему миру, и собственных наработках РАЭК.

Основу исследования составляют интервью с экспертами, представляющими различные части экосистемы предпринимательства и стартапов России. Интервью проводятся очно, как индивидуально, так и в фокус-группах по 4-6 человек, дополнительно возможно проведение двух круглых столов по 10-12 человек.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

17-28 июля 2017
Подбор экспертов.

5-8 сентября 2017
Экспертные интервью с акцентом на ключевые вопросы исследования: структура экосистемы, главные игроки, положительные и отрицательные практики, мотиваторы и сдерживающие факторы для роста стартапов.

11-22 сентября 2017
Анализ и обобщение полученных данных, выбор бизнес-кейсов на примерах конкретных стартапов.

23 сентября - ноябрь 2017
Составление предварительного варианта отчета, его экспертиза и внесение корректировок.

ноябрь - декабрь 2017
Подведение итогов, подготовка финальной англоязычной версии исследования.

январь - февраль 2018 года
Подготовка русскоязычной версии исследования, вычитка и сверка данных.

март 2018 года
Публикация финальной русскоязычной версии исследования.

КОНТАКТЫ

Организатором и российским экспертным офисом исследования выступает Ассоциация Электронных коммуникаций – РАЭК

www.raec.ru
+7 (495) 950-5651
info@raec.ru

Руководитель исследования:
Карен Казарян // Главный аналитик РАЭК